Неналоговые вопросы договора поставки

Неналоговые вопросы договора поставки

27.09.2004

Есть хорошая заповедь: не спихивайте подготовку договора на контрагента. Но гораздо полезнее придерживаться другого принципа: ваш контракт должен работать в первую очередь на вас

А на каких условиях?

Один из наиболее важных вопросов – это условия поставки и пресловутый момент перехода права собственности, который не всегда совпадает с моментом фактической передачи товара покупателю.

Условия поставки – это откуда, куда, как будет доставляться груз и кто это будет делать. Выбор тут невелик: либо за товаром к поставщику поедет сам покупатель (самовывоз), либо поставщик подвезет заказанную продукцию, скажем, на склад покупателя или в любое другое обозначенное в договоре место.

Здесь же надо оговорить, за чей счет будет этот «банкет», и прописать стоимость доставки как одну из составляющих общей цены договора.

Обратите внимание, что иногда во внутрироссийских договорах встречаются, скажем так, международные условия, например «франко-склад поставщика». Во-первых, термин «франко» – достояние международных правил ИНКОТЕРМС, применять которые к сделкам внутри страны, мягко говоря, не очень удобно.

Во-вторых, условие «франко-склад поставщика» буквально предполагает, что обязанности поставщика считаются выполненными после того, как товар, прошедший таможенную очистку для ввоза (!), передан в распоряжение покупателя на его складе. Думаю, комментарии не нужны.

Поэтому, если вам встретятся подобные международные термины, предложите вашему партнеру их не употреблять, а просто подробнее описать процедуру доставки товара, переход рисков и прочее.

Далее бухгалтеру будет интересен вопрос перехода права собственности на поставляемый товар (подробно об этом «Расчет» рассказывал в январском номере на стр. 60). Напомним, что в случае самовывоза право собственности переходит от поставщика к покупателю в момент вручения последнему товара в месте нахождения поставщика. А если товар должен доставить продавец – то в момент передачи товара покупателю в месте назначения.

Впрочем, можно воспользоваться и другим условием. «Некоторые из наших покупателей настаивают, чтобы момент перехода права собственности зависел от условий поставки каждого заказа, – рассказывает главный бухгалтер ООО “Контакт-СТ” Ирина Алтаева. – Но в этом случае, чтобы, например, поставить к вычету НДС по транспортным расходам или списать с баланса отгруженный товар по конкретной поставке, приходится поднимать каждую спецификацию, что очень неудобно. Для нас как поставщиков гораздо удобнее прописать в договоре, что моментом перехода права собственности является дата подписания последнего товаросопроводительного документа».

Сопроводительные документы

Теперь несколько слов о документах, которые поставщик обязан предоставить покупателю вместе с заказанным товаром. Ясно, что для первого выгодно, чтобы этих документов было как можно меньше, последнему – как можно больше (чтобы покупатель имел максимально возможную информацию о купленной продукции). Как может выглядеть условие договора о документах, выгодное покупателю, показано в примере вверху страницы.

Если ваша задача – отстоять интересы поставщика, то объясните контрагенту, что счета-фактуры, счета и накладной при данной сделке будет вполне достаточно.

Во избежание проблем с суммовой разницей не забудьте указать, в каких денежных единицах все эти документы должны быть оформлены (особенно если вы работаете по предоплате).

Гарантия – «оберег» для покупателя...

Если вы по условию договора являетесь покупателем, то настойчиво требуйте включения в контракт условия о гарантии. Закон о защите прав потребителей на вас в данном случае не распространяется по той простой причине, что покупатель – фирма, а не гражданин.

Зато статьи 476 и 477 Гражданского кодекса – в полном вашем распоряжении. Опираясь на них, вы в течение обозначенного в договоре или в технической документации гарантийного срока или срока службы вправе предъявлять поставщику претензии по качеству товара. Если же ни в договоре, ни в документации о гарантийном сроке нет ни слова, то его считают равным двум годам (п. 2, 5 ст. 477 ГК).

Здесь же, в разделе «Гарантия», покупателю выгодно указать срок возврата дефектного оборудования и добавить, что все расходы (транспортные и др.), связанные с возвратом или же заменой некачественного товара, несет поставщик.

На практике часто складывается такая ситуация, что недостатки купленного товара неустранимы, у поставщика нет возможности предоставить вам новые, а на аналоги вы не согласны. Поэтому договоритесь, что вы (покупатель) вправе отказаться от данной поставки в целом или от дефектного оборудования либо требовать его соразмерную уценку.

Гарантийное обязательство может быть установлено в гарантийном письме – документе, который подтверждает, что поставленный товар (чаще всего оборудование) соответствует условиям вашего договора. Если в договоре идет речь о поставке оборудования, такое письмо может содержать также гарантию поставщика на бесперебойную работу при соблюдении покупателем правил эксплуатации.

...и проблема для поставщика

Если вы являетесь не покупателем, а поставщиком, то условие о гарантии должно выглядеть по-другому. Конечно, вам придется взять на себя гарантийные обязательства в соответствии с требованиями технической документации. Если такой документации нет или там про срок не сказано, ориентируйтесь на гарантийный срок в договоре. Причем позаботьтесь, чтобы он там был указан, иначе ваш удел – в течение двух лет жить в ожидании претензий от покупателя.

А теперь – внимание. Непременно составьте перечень так называемых исключительных случаев – тех, при которых поставщик снимает с себя гарантийную ответственность. Укажите, что гарантийные обязательства не распространяются на повреждения, вызванные неправильной эксплуатацией и подключением товара, на товары, имеющие механические повреждения (например, вмятины или сколы), при попадании внутри устройств посторонних предметов и жидкостей, при самостоятельном ремонте поставленного товара, а также на повреждения, вызванные стихийными бедствиями.

Хорошо бы предусмотреть в последнем пункте раздела о гарантии процедуру предъявления претензий при обнаружении скрытых и явных дефектов.

Договор поставки № 05/04-Р г. Москва 12 сентября 2004 г.

(...)

3.2. С каждой партией товара Поставщик представляет Покупателю следующие документы:

- счет-фактуру;

- накладную.

А также по требованию Покупателя:

- паспорт с техническими параметрами;

- сертификат качества;

- сертификат соответствия;

- инструкцию по эксплуатации.

(...)

Анна БУДНЕВИЧ

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное