Очень приятно, царь...

Очень приятно, царь...

23.08.2004 распечатать

Визитные карточки давно уже стали необходимым атрибутом деловой жизни фирмы. Почему же налоговики до сих пор считают их рекламой? На этот и другие вопросы, связанные с учетом визиток, отвечает наш эксперт

Следуя обычаям делового оборота, компании часто заказывают своим работникам визитные карточки. Руководители, менеджеры, снабженцы в своей работе подчас не могут без них обойтись. Тем не менее действующее законодательство не дает четкого ответа на вопросы, касающиеся налогообложения операций, связанных с изготовлением визитных карточек для сотрудников фирмы. Нужно ли включать расходы на их изготовление в доход работника, считается ли изготовление таких карточек рекламой, можно ли отнести эти расходы на себестоимость и т. п.?

Обоснуем и задокументируем

Поговорим о налоге на прибыль. В 25-й главе Налогового кодекса такой вид расходов, как изготовление визитных карточек, напрямую не оговорен. Это служило причиной сомнений бухгалтера: можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость изготовленных визиток?

Налоговое ведомство по этому вопросу долго не могло определиться. Столичные инспекторы выпускали письма, в которых придерживались то одной, то другой точки зрения. Например, 12 апреля 2002 года вышло письмо № 11-15/16900, в котором было сказано, что «включение в себестоимость... затрат на изготовление визитных карточек... неправомерно». Позже, 15 октября 2003 года, вышло письмо № 26-12/57647. В нем уже содержится противоположная точка зрения. А именно, что расходы по изготовлению визиток могут учитываться при расчете налога на прибыль. Но с одной оговоркой. Карточки фирма может делать только для штатных работников, которые «призваны... поддерживать контакты с другими организациями». Причем это должно быть прописано в их должностной инструкции.

Само собой, проверяющие все равно будут стараться убрать из расходов стоимость визиток. Но не дает покоя извечный вопрос: имеют ли они на это право? Обратимся к Налоговому кодексу. Приведенный здесь перечень расходов является открытым. Чтобы принять затраты в налоговом учете, они должны быть обоснованны, подтверждены документами и направлены на получение дохода. Поэтому, на наш взгляд, обосновать затраты на изготовление визиток будет несложно. Например, для этого руководитель фирмы может издать приказ. Укажите в нем, в каких целях и для каких должностей нужны визитки. При необходимости предъявите этот документ контролерам.

Рекомендуем использовать следующие формулировки:

25 г. Москва ЗАО «Актив»

10 июля 2004 г.

Приказ № 32

Для обеспечения эффективной деятельности, представления фирмы в переговорах, для заключения сделок в интересах фирмы приказываю изготовить визитные карточки для следующих категорий работников – директора, менеджеров по продажам.

При оформлении визитных карточек учитывать, что их содержание должно быть направлено на представление фирмы в лице ее работника перед деловыми партнерами. Об этом должно свидетельствовать наличие наименования фирмы, ее реквизитов, служебных телефонов.

Генеральный директор ЗАО «Актив» Трошкин /Трошкин В.В./

Также для обоснования расходов вы можете использовать Методические рекомендации по налогу на прибыль (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729). Здесь сказано, что экономически оправданными расходами являются затраты, «обусловленные обычаями делового оборота». Определение этих обычаев дано в статье 5 Гражданского кодекса. В ней сказано, что таким обычаем «признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Вполне очевидно, что использование визиток этому определению отвечает. Итак, эти затраты экономически оправданны. За документальным подтверждением, думаем, дело тоже не постоит (кассовые чеки, акты). Значит, можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Если и это не убедит контролеров, обратите их внимание на арбитражную практику. Например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2002 г. по делу № КА-А40/

7750-02. Так, по результатам проверки ЗАО «Цианамид Русс» инспекторы решили, что общество занизило налог на прибыль, так как отнесло на себестоимость расходы на изготовление визиток. Судьи решение инспекции признали недействительным. Они указали, что такие затраты фирмы экономически оправданны.

Как видите, обоснованность подобных расходов не вызывает сомнения.

Что рекламирует визитка?

Иногда инспекторы говорят о рекламном характере визитных карточек. Разумеется, при этом они пытаются доначислить фирме налог на рекламу, штрафы и пени. Но давайте разберемся: являются ли визитки рекламой?

Проштудируем закон о рекламе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ. Здесь сказано, что реклама – это информация о фирме и ее деятельности (товарах, работах, услугах), которая:

  • предназначена для неопределенного круга лиц;
  • формирует или поддерживает интерес к фирме и товарам;
  • способствует продаже товаров.

Сравним назначение визиток с определением рекламы. С одной стороны, владелец карточки представляет фирму, поэтому визитка косвенно способствует поддержанию интереса к ней. Этот интерес вполне может вылиться в подписание контракта и увеличение объема продаж компании. Но с другой стороны, из нее нельзя узнать о задачах и товарах фирмы, так как визитная карточка несет информацию только о конкретном должностном лице (его имени, телефоне, электронной почте и т. д.).

Как видите, визитная карточка не соответствует критериям рекламы, определенным в законе. Во-первых, визитки предназначены только для тех, с кем фирма хотела бы поддерживать контакты или сотрудничать. Круг же потребителей рекламы должен быть неограничен. Во-вторых, визитки сотрудников не несут информации о виде деятельности фирмы, ее целях и задачах.

Значит, цели у рекламы и у визитки разные. Вывод, что визитная карточка – это не реклама, подтверждает и сложившаяся арбитражная практика. Например, постановление Федерального арбитражного суда от 11 марта 2004 г. по делу № Ф09-827/04-АК. Так, по результатам проверки ФГУП «Стрела» инспекторы решили, что предприятие не заплатило налог на рекламу с расходов по изготовлению визитных карточек. Судьи решение инспекции признали недействительным. Они указали, что характер карточек не отвечает определению рекламы. А значит, объект налогообложения отсутствует.

Таким образом, платить налог на рекламу с суммы расходов по изготовлению таких карточек не нужно. К месту будет сказать, что по этому поводу давным-давно высказали свое мнение налоговики. В своем письме от 31 октября 2001 г. № 06-12/6/50421 Управление МНС по г. Москве отметило, что «затраты на изготовление визитных карточек не могут рассматриваться как расходы рекламного характера».

Но возможен и другой вариант. Если визитки фирма изготовила специально для участия в выставке и указала на них реквизиты и профиль компании. В ходе выставки карточки раздавали всем желающим. В этом случае расходы на их изготовление можно считать рекламными (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2000 г. по делу № Ф56-7944/00).

Визитки в доход? Не стоит

Если вы сделали визитные карточки для своего руководства или менеджеров, то их стоимость включать в совокупный доход этих работников не нужно. Ведь они постоянно общаются с представителями других фирм и раздают свои визитки.

Косвенно визитные карточки способствуют созданию имиджа фирмы. Поэтому не могут классифицироваться как личная выгода работников. А значит, стоимость карточек включать в их совокупный доход не нужно.

В подтверждение этому можно привести письмо Минфина России от 18 марта 1997 г. № 04-04-06. Здесь чиновники пояснили, что «стоимость визитных карточек, заказанных и оплаченных организацией для должностных лиц, не включается в их совокупный налогооблагаемый доход». Такого же мнения придерживались и налоговики (письмо ГНИ по г. Москве от 6 марта 1997 г. № 11-13/4574).

Однако фирма может заказать визитки и для работников, в обязанности которых не входят контакты с другими организациями. Например, бухгалтеру-кассиру или охранникам. В этом случае со стоимости визиток (с учетом НДС) надо удержать налог на доходы. Ведь здесь работник получает доход в натуральной форме (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

С. Бездорожева, эксперт ПБ

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...