Если нотариус вышел за рамки дозволенного

Если нотариус вышел за рамки дозволенного

27.07.2004 распечатать

При расчете налога на прибыль затраты на нотариальные услуги вы можете учесть либо в пределах норм, либо в полном объеме. Выбор за вами, аргументы за нами.

Прибегать к услугам нотариуса фирмам приходится довольно часто. То договор заверить надо, то доверенность, то изменения в учредительные документы. Само собой нотариусы благотворительностью не занимаются и за свои печать и подпись требуют денег. Эти затраты бухгалтер должен как-то отразить в учете. Вот здесь и начинается самодеятельность.

Одни на свой страх и риск стоимость нотариальных действий включают в налоговые расходы полностью. И при этом совершенно не задумываются о том, что эти затраты являются нормируемыми. Несложно догадаться, во что это может вылиться во время налоговой проверки.

Другие бухгалтеры, чтобы не гневить инспекторов, наоборот, заверяют документы за счет средств фирмы. То есть налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

На наш взгляд, ни то ни другое лучшим решением не является.

Ненавидите преграды?

Для начала разберем ситуацию на теоретическом уровне. Налоговый кодекс, действительно, разрешает фирме уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы, которые были уплачены нотариусу. «При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке» – гласит статья 264 кодекса (подп. 16 п. 1). А такие тарифы есть. Они установлены законом о госпошлине (Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1).

Так, если вы будете заверять копии документов, сумма затрат на услуги нотариуса, которую можно отнести на расходы, составит 1 рубль за страницу (1% от МРОТ). Заверение подписей обойдется дороже – 5 рублей за подпись (5% от МРОТ).

Однако почти все нотариусы существенно завышают стоимость своих услуг. Наверняка вы не раз были этому свидетелем. К примеру, в столице заверить страницу документа стоит где-то 10 рублей. То есть в 10 раз дороже, чем положено по закону (ст. 22 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1). Сверхлимитные же суммы налогооблагаемую прибыль, естественно, уменьшать не будут.

...Вы просто не умеете их готовить

Мы предлагаем вам опробованный способ, который позволит этого избежать. Он абсолютно законен и легко реализуем.

Обратимся к Налоговому кодексу. Так, статья 264 в состав прочих расходов разрешает включать затраты на юридические, информационные и консультационные услуги. Нотариус же вполне может вам оказать подобные услуги (разумеется, чисто формально). Такое право ему предоставлено статьей 23 Основ законодательства о нотариате: «Источником финансирования деятельности нотариуса... являются денежные средства, полученные им за... оказание услуг правового и технического характера». Таким образом, сверхлимитные суммы вы можете провести как расходы, например, на юридическую консультацию. В законе сказано, что если размер пошлины не установлен, то стороны сделки вправе определить ее сумму самостоятельно (ст. 22 Основ законодательства о нотариате).

Таким образом, все что надо сделать – сказать нотариусу, чтобы он разбил сумму на две составляющие. Его интересы при этом не страдают никак.

Пример 1

В июне 2004 года ЗАО «Актив» решило внести изменения в устав. Чтобы их зарегистрировать в инспекции, ей надо представить нотариально заверенные копии нового устава и учредительного договора, а также заявление с печатью нотариуса. За эти действия законом о госпошлине установлена плата в размере 50 руб. Однако частный нотариус, к которому обратился представитель «Актива», стоимость своих услуг оценил в 550 руб. Чтобы в налоговом учете эти затраты отразить в полном объеме, по просьбе представителя фирмы нотариус в выданной справке указал:

«За совершение нотариальных действий взыскано по тарифу 550 руб., в том числе: за свидетельствование подлинности копии документа на сорока пяти страницах – 45 руб.; за свидетельствование подлинности подписи на заявлении – 5 руб.; за юридическую помощь – 500 руб.».

Мы обратились в одну из нотариальных контор столицы, чтобы узнать, как отнесется нотариус к такой просьбе. Там нам ответили, что без проблем напишут такую справку. Как сказала нотариус, в оплату услуги помимо пошлины входит еще и стоимость печатных работ, консультации и юридической помощи. При этом расписать все это в справке – обычное дело, правда, немногие об этом просят.

Подтверждение затрат – дело творческое

Помимо норм налоговики обязательно обратят внимание на то, чтобы затраты были обоснованны и документально подтверждены. Причем с оправданием затрат проблем не возникнет, если не заверять за счет фирмы личные документы. А вот с документальным подтверждением сложнее.

Бывает, что справки от нотариусов инспекторов не устраивают. Они хотят увидеть кассовый чек. В этом случае просто напомните им, что закон о применении ККМ на нотариусов не распространяется. В подтверждение этому вышло уже два письма.

Еще в прошлом году Минфин официально разрешил нотариусам не применять кассовый аппарат (письмо от 24 октября 2003 г. № 16-00-24/45). В этом году проснулись и налоговики. Они также указали, что требования закона о применении ККТ не распространяются на нотариусов (письмо МНС России от 14 апреля 2004 г. № 33-0-11/285@). Специалисты МНС указали, что для учета своих доходов они должны использовать реестр регистрации нотариальных действий.

Бланки строгой отчетности для оплаты нотариальных услуг также не предусмотрены.

Если и это не убедит проверяющих, обратите их внимание на арбитражную практику.

Пример 2

Налоговая инспекция провела выездную проверку ООО «Синекс». Проверяющие обнаружили, что стоимость нотариальных услуг была отнесена на расходы на основании справок нотариуса. Они указали, что фирма занизила налог на прибыль, потому что такие справки не могут служить документальным подтверждением затрат. «Синекс» с решением налоговиков не согласился и обратился в суд.

Ознакомившись с делом, судьи встали на сторону фирмы. В своем решении арбитры указали, что справки содержат все обязательные реквизиты, перечисленные в статье 9 Закона «О бухгалтерском учете».

А раз так, то требование налоговой инспекции неправомерно, поскольку закону о бухучете не соответствует (постановление ФАС Московского округа от 23 сентября 2003 г. по делу № КА-А40/7114-03).

Таким образом, документ, подтверждающий оплату услуг нотариуса, может быть составлен в произвольной форме. Например, это могут быть квитанция к «приходнику», справка нотариуса либо другой документ. Главное, чтобы в нем были все обязательные реквизиты «первички», предусмотренные законом о бухучете. В частности, Ф.И.О. нотариуса, наименование и стоимость оказанных услуг, личная подпись нотариуса.

внимание

Заверять у нотариуса банковскую карточку с образцами подписей руководителя и бухгалтера и оттиском печати фирмы не обязательно. Это следует из указания Центробанка России от 25 марта 2004 г. № 1403-У. Теперь такую карточку можно оформить непосредственно в банке. Главное, чтобы при этом присутствовал сотрудник банка.

С. Бездорожева, эксперт ПБ

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.