Прятки

Прятки

18.06.2004

Ваша фирма зарегистрирована в городе, а арендует офис и склад в районе. Встаньте на учет в районную инспекцию, пока вас не вычислили

Насиженное место

Каждый раз, когда фирма переезжает, она должна вносить изменения в учредительные документы и сообщать об этих изменениях в налоговую инспекцию. Такие правила предусмотрены законом о госрегистрации (от 8 августа 2001 г. № 172 ). Но их выполнение может быть отнюдь не в интересах фирмы.

Изменение адреса чаще всего означает смену курирующей фирму налоговой инспекции. В каждой из них свои порядки, и неизвестно еще, какие окажутся в новой. А в своей уже контакты налажены, инспекторы знакомы, нравы их изучены, очереди случаются редко, по телефону консультируют... В общем, жаль расставаться!

А если с налоговой у фирмы есть нерешенный вопрос, например неисполненное решение суда о возврате налога, то при передаче ее дела в другую инспекцию оно запросто может «потеряться». Тогда решение вопроса скорее всего придется начинать с нуля. Впрочем, дело может потеряться и по-настоящему – такое не редкость.

Точно такая же история с фондами: очень может быть, что, переехав, фирма попадет в «епархию» других их отделений, от которых тоже неизвестно чего ожидать.

Кроме того, регистрация нового адреса потребует хождения по различным инстанциям, которое отнимет довольно много времени. Прежде чем сдать в налоговую все необходимые документы, вам нужно будет завизировать их у нотариуса. Причем генеральному директору придется пойти туда лично, чтобы заверить свою подпись на заявлении. Потом нужно будет сдать в налоговую инспекцию новую редакцию устава, заявление, решение учредителей о внесении изменений и документ об уплате госпошлины.

Все документы, в которых фигурирует старый адрес, придется переоформить: свидетельство об ИНН, банковскую карточку, справку с кодами статистики.

Потребуются и денежные затраты. Как минимум придется заплатить за перерегистрацию две тысячи рублей госпошлины. А если вы обратитесь в специализированную контору, которая и займется регистрацией вашего нового адреса, то придется раскошелиться на гораздо большую сумму.

Ну и наконец, если переезжаете вы в арендованное помещение, то его владелец вполне может заартачиться и не разрешить вам использовать его под юридический адрес.

Возникает большое искушение просто не уведомлять налоговиков об изменении адреса. Посмотрим, к чему это может привести.

Дыры в законах

Строго говоря, закон обязывает сообщать в налоговую не о смене адреса, а о связанных с этим изменениях в учредительных документах фирмы.

Но срок внесения нового адреса в учредительные документы нигде в законах не указан. Забыли законодатели установить и срок для сообщения об изменениях в учредительных документах налоговикам.

«В законе о госрегистрации юрлиц этот срок действительно не установлен, – говорит Вадим Кужев из департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС. – Обратимся к пункту 5 статьи 5 этого закона. Там для сообщения об изменении местонахождения организации предусмотрен трехдневный срок. Но он действует только для тех, у кого местонахождение не указано в уставе. А это допустимо только для некоторых некоммерческих организаций. В учредительных документах всех остальных фирм их местонахождение обязательно должно быть указано. Это написано в пункте 2 статьи 52 Гражданского кодекса».

Ну раз сроков нет, то и нарушить их нельзя. Именно поэтому многие фирмы спокойно работают по адресу, который не совпадает с указанным при госрегистрации, а последний используют только для документов.

Это что-то новенькое!

Налоговую, в которую вы исправно сдаете отчетность, не слишком волнует фактическое местонахождение вашей фирмы. Особенно если на декларациях будет указан работающий контактный телефон.

Другое дело – инспекция, на территории которой вы работаете, не пополняет, скажем, районный бюджет. Рано или поздно, увидев рекламное объявление о вашем складе на подведомственной территории или при проверке договоров вашего арендодателя, «чужая» инспекция вас обнаружит.

В один не самый прекрасный день вы можете получить от нее предписание зарегистрироваться по фактическому адресу. В этом предписании будет написано, что вы обязаны подать заявление и как минимум зарегистрировать свое представительство по его фактическому местонахождению.

Если вы не выполните их предписание, то директор заплатит штраф в пять тысяч рублей. Такая санкция предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях (часть 3 ст. 14.25). Еще от 5 до 10 тысяч придется заплатить по статье 116 Налогового кодекса за нарушение срока постановки на учет. Этот штраф налоговики смогут взыскать только через суд. Но при таком развитии событий на налоговый учет по новому адресу в итоге все же придется встать.

При выездной проверке вновь обретенной подшефной фирмы инспекторы скорее всего не будут усердно проверять налоговый учет, нарушений им и так хватит. Фактически они составят акт, в котором перепишут налоги, которые вы платили в городской бюджет, на районный. Начиная с того момента, когда был заключен договор аренды. И, естественно, со штрафами и пенями.

Тайное производство

Когда фирма полностью переезжает на новое место, то рано или поздно она все-таки проходит перерегистрацию по новому адресу. Однако нередко руководитель не желает регистрировать подразделение в другой инспекции по банальной причине – из-за нежелания платить налоги.

Мол, вот раскрутимся, тогда и познакомимся с новой инспекцией. Вдруг с бизнесом ничего не получится, а бумажки уже оформлены, хлопочи потом о закрытии филиала – накладно получается.

Пререкаться с руководителем бесполезно. Он просто сменит вас на более сговорчивого бухгалтера. Но не забудьте напомнить ему о законе, когда фирма «раскрутится».

Обычно договоры аренды не заключают на срок более года, чтобы не оформлять их госрегистрацию. Держите этот момент на контроле: налоговики обычно тесно сотрудничают с регистрационной палатой.

Становиться на учет лучше в тот момент, когда будете перезаключать договор аренды на новый срок: как будто ваша фирма только-только сменила место дислокации. Следовательно, пересматривать бюджетное распределение ваших налогов никто не станет.

Бюджет в обиду не дадим!

Тамара Махотина работает в налоговой инспекции одного несостоявшегося наукограда на юге Московской области. Считает, что ее главная задача – увеличить налоговые поступления в местный бюджет.

«Собственное производство в городе развито слабо, местный бюджет сводит концы с концами в основном за счет оккупировавших город московских, обнинских и калужских фирм, – рассказывает Тамара Махотина. – Вот только далеко не все из них торопятся встать на учет в налоговую.

Уклонистов вылавливаем в основном через рекламные объявления в местной прессе. Несколько лет назад значительную часть информации можно было получить из регистрационной палаты. В то время был бум на госрегистрацию всех договоров аренды недвижимости, в том числе заключенных на срок менее года. Без этого расходы не включались в себестоимость. Сейчас чужаков-тихушников, арендующих производственные площади без всякой рекламы, можно выявить, лишь проверяя договоры арендодателей.

Есть еще один неплохой источник пополнения бюджета дотационного города. Это поступления налогов от фирм, зарегистрированных в городе, но работающих, например, в райцентре. Конечно, по закону они должны платить налоги именно в райцентр. Но то ли там работают не очень расторопные инспекторы, то ли город настолько богат, что не особенно печется о регистрации пришлых фирм. Мы предпочитаем замалчивать тот факт, что отдельных законопослушных налогоплательщиков (от которых в бюджет города поступают кругленькие суммы) давно уже пора перевести в налоговую райцентра».

Елизавета МАКАРОВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное