Налоговые касты

Налоговые касты

16.06.2004 распечатать

Налоговики, благодаря доступу к документам фирмы, могут узнать многое о ее делах. Деятельность самих инспекторов остается тайной за семью печатями. Приоткрывает ее работник провинциальной налоговой инспекции

Альтруистические начала

Андрей – обычный налоговый инспектор. Он ничем не отличается от своих коллег. Даже на работу устроился, как и большинство его провинциальных коллег, по блату.

Андрей работает в отделе урегулирования задолженности, который и бухгалтеры, и сами налоговики называют отделом взысканий. Его основная обязанность – контроль за поступлением в бюджет налогов и сборов. Схема, по которой работают Андрей и другие сотрудники отдела взысканий, предельно проста. Они отсчитывают примерно шесть дней после срока уплаты какого-нибудь налога и принимаются изучать компьютерную базу данных. В ней зафиксировано, когда фирмы рассчитались с государством и рассчитались ли вообще.

«Шестидневная пауза нужна для того, чтобы сведения об уплате появились в базе, – объясняет Андрей. – А это происходит не быстро: когда еще инспекторы обработают все документы! Тем более что основная масса бухгалтеров отчитывается в последний день. Да и по почте они повадились отчеты посылать – поэтому сроки и сдвигаются».

Плюс ко всему налоги перечисляют на расчетный счет казначейства, и только потом они приходят в инспекцию. Это еще 3–4 дня задержки. Вот и приходится Андрею и его коллегам отслеживать исполнение сроков уплаты с опозданием, а результаты оформлять задним числом. Ведь фирмы свой долг выполнили – хоть и в последний день, но «сдались».

«Нас обвиняют в том, что мы долго обрабатываем отчетность, поэтому в актах сверок порой стоит задолженность фирм, хотя деньги они перечислили вовремя, – продолжает свой рассказ налоговый инспектор. – Я понимаю бухгалтеров: им несуществующие долги ни к чему. Но пусть и они нас поймут. Бывает, что несколько налогов приходятся на один период, а мы курируем тысячи организаций!

Почему бухгалтеры отчитываются в самый последний день – непонятно, – удивляется Андрей. – Они же отлично знают, что в это время в инспекциях не протолкнешься. Из-за них в самый пик декларационной кампании нас в добровольно-принудительном порядке задерживают на работе допоздна. Мы должны принимать декларации очнувшихся бухгалтеров. И все это на альтруистических началах, потому что за внеурочные часы работы никто не доплачивает».

Арсенал мер воздействия

Инспекторы смотрят, кто нарушил срок уплаты налога, «сплошным методом», выражаясь языком статистики. Одно время, когда отчетность сдавали только на бумаге и времени на ее обработку совсем не хватало, нарушителей ловили выборочно. Существовала большая вероятность того, что какой-то неплательщик не попадется на глаза инспектору и его задолженность останется незамеченной. Сейчас «выборочную» проверку проводят только недобросовестные налоговики. Технические возможности позволяют контролировать все фирмы без исключения.

Уличив фирму в пропуске срока уплаты налога, Андрей со товарищи направляют ей требование. «Если в течение десяти дней после доставки требования фирма не перечисляет долг, принимаем меры, – говорит Андрей. – Помимо стандартных: инкассового поручения и решения о приостановлении операций по счетам в банке – пользуемся и неофициальными рычагами воздействия. От них никуда не денешься, ведь над нами висят планы: столько нужно доначислить и столько взыскать. Поэтому еще до выставления требования звоним главному бухгалтеру и предупреждаем: нужно заплатить налог. Если он отвечает, что денег на все налоги не хватает, начинаем торговаться. Обычно предлагаем заплатить часть долга. Если главбух соглашается, а так бывает практически всегда, задерживаем требование. Бывает, конечно, что не получается повлиять на фирму, тогда за дело берется начальник отдела, а порой, если речь идет о крупном должнике, – сам руководитель инспекции. Они звонят уже директору фирмы.

Обычно говорят: “Если вы так относитесь к своей обязанности платить налоги, не ждите доброго расположения с нашей стороны”. Эта фраза несет в себе скрытый смысл: наше хорошее отношение дорогого стоит.

Допустим, инспектор во время проверки находит в бухгалтерских документах небольшие ошибки. Если он хорошо относится к главбуху проверяемой фирмы, а руководство не дало установку ее “завалить”, то не будет вносить нарушения в акт – даст возможность исправить.

Опять же, когда в инспекцию приходит “дружественный” бухгалтер, ему быстрее проведут начисления по декларациям, без очереди сделают сверку платежей».

А вот «недружественных» налоговики не любят. По словам Андрея, бывают случаи, когда инспекторы приходят на фирму и сразу объявляют: «Заплатите столько-то, иначе мы проверим, найдем нарушения и вам придется отдать намного больше». Под отказавшихся «копают» до тех пор, пока не появится возможность выставить крупный штраф или даже послать в места не столь отдаленные.

«Свой интерес» властей

Периодически информацией о том, какие фирмы, сколько, а главное – в какой бюджет должны, интересуются чиновники из городской администрации. Налоговые инспекторы вынуждены составлять для них специальные справки. После этого должников приглашают на районные и городские «дисциплинарные» комиссии – воспитывать. Но тут есть один маленький нюанс. Требование выполнять сроки уплаты налогов не распространяется на градообразующие предприятия, за счет которых формируют основную часть доходов местного бюджета. Им предоставляют «отсрочку» платежей, и почти все инспекторы закрывают глаза на то, что гиганты опаздывают с перечислением денег.

«Как-то я поплатился за то, что лишил “отсрочки” такое предприятие, – делится Андрей. – Я получил указание от своего начальника не тревожить одного “крепыша”, который задерживал с уплатой НДС. На поводу у начальства не пошел – решил, что своя совесть дороже, поэтому процедуру взыскания выполнил как положено. После этого случая начальник месяц ко мне придирался. А фирму у меня забрали от греха подальше.

Подобное случается и в других отделах, – продолжает Андрей. – Мой товарищ из отдела выездных проверок рассказал такой случай. Его коллега насчитал одной крупной фирме задолженность в два миллиона рублей. Начальник приказал ему убрать эту сумму из акта, упомянув, что это требование какой-то шишки из администрации. Он убрал, но потом долго переживал по этому поводу. Так бы он сторговался с фирмой-должником – за энную сумму рублей написал бы штраф поменьше».

Немного о коллегах

«Вообще, в “проверочных” отделах инспекторы такими суммами ворочают! – говорит Андрей. – Но чтобы туда устроиться, нужно среди руководства иметь родственника или хотя бы знакомого. Им и премии к окладам больше делают. Но премиями сыт не будешь, поэтому большинство из проверяющих берут взятки. Например, нашли у фирмы нарушений на 100 с лишним тысяч рублей, директор начинает уговаривать написать в акте меньшую сумму. Ему, естественно, не хочется, чтобы результаты налоговой проверки дали возможность шантажировать его уголовным делом. А разницу между начисленным и указанным в акте он заплатит налоговикам в виде вознаграждения.

Правда, последнее время взятки стали брать осторожнее, потому что недавно одну нашу сотрудницу задержали с поличным. Бухгалтер, у которой она требовала очень большую сумму, оказалась женой сотрудника МВД.

Взятки брать страшно и из-за “показательных выступлений”, которые периодически устраивают ребята из правоохранительных структур. Подводят под статью какого-нибудь инспектора без связей, а потом трубят в местной прессе, как они замечательно работают.

Вообще-то я подумываю уходить из налоговой инспекции. У меня жена, ребенок скоро родится, деньги нужны, а на мою зарплату не проживешь».

Сколько инспектор официально домой приносит

Оклады у налоговиков действительно низкие, однако понятия «оклад» и «зарплата, выдаваемая на руки» далеко не равноценны. Благодаря всяким надбавкам, второе значительно выше первого.

Оклады
Специалист I категории
1200-1300 рублей
Ведущий специалист
1400 рублей
Главный специалист
1500 рублей
Инспектор
1500 рублей
Старший инспектор
1600 рублей
Главный инспектор
1800 рублей
Начальник отдела
2200 рублей
Заместитель руководителя инспекции
3200 рублей
Руководитель
4000 рублей
Надбавки к окладу
За выслугу лет
до 5 лет -10%
до 10 лет — 15%
до 15 лет — 20%
до 20 лет — 25%
до 30 лет — 30%
За чин референта
референт 1 разряда — 500 рублей
референт 2 разряда — 550 рублей
референт 3 разряда — 600 рублей
За чин советника
советник 3 ранга — 650 рублей
советник 2 ранга — 700 рублей
советник 1 ранга — 800 рублей
За сложность
от 20% до 80% по выбору руководства
(Во многих налоговых рядовые сотрудники о существовании такой надбавки и не подозревают. Ею пользуются руководители инспекции.)

Елена ДАВЫДОВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.