Основные изменения в законодательстве

Основные изменения в законодательстве

01.06.2004

Наиболее значимые события в законодательстве за последние полгода.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Федеральный закон от 11.11. 2003 № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов».

Введена в действие новая глава 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2004 года. Основное изменение – значительное сокращение объекта налогообложения. С указанной даты не придется платить налог на имущество со стоимости нематериальных активов, запасов и затрат. Налогом будет облагаться лишь остаточная стоимость основных средств. При этом увеличена ставка по налогу с 2 до 2,2 процента и сокращен перечень льгот. В то же время местные власти могут понижать эту ставку (как в целом, так и по видам имущества и сферам деятельности), а также устанавливать дополнительные льготы. Налог рассчитывается на основании ежемесячных (а не ежеквартальных) данных о стоимости облагаемого имущества.

Фдеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»

В доходах бюджета были учтены изменения, внесенные в действующее налоговое законодательство. Так, с 2004 года поменялся порядок распределения налога на прибыль между бюджетами. Теперь налог зачисляют:

  • 5 процентов – в федеральный бюджет;
  • 17 процентов – в региональный бюджет;
  • 2 процента – в местный бюджет

В Москве и Санкт-Петербурге 19 процентов налога зачисляют в городской бюджет.

В бюджете также учтено снижение основной ставки НДС с 20 до 18 процентов (при сохранении пониженной ставки в размере 10% по ряду социально значимых товаров и услуг); отмена с 1 января 2004 года акциза на природный газ; отмена налога с продаж; введение в действие нескольких новых глав Налогового кодекса РФ и др.

Приказ МНС России от 23.01.2004 № БГ-3-05/38@ «О признании утратившими силу Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога»

Первый случай, когда «разъясняющий» приказ МНС России по порядку применения той или иной главы Налогового кодекса РФ признан утратившим силу, а нового аналогичного документа, который можно найти в открытом доступе, издано не было. На самом деле это не случайность, а наметившаяся тенденция. Отмена произошла в связи с изданием по тому же вопросу письма «для служебного пользования», которое учитывает изменения в законодательстве и сложившуюся в налоговых органах практику в части администрирования ЕСН. Причем в ближайшее время все методические указания по другим налогам также перейдут в ранг закрытых документов под грифом «ДСП». Они перестанут являться справочником для налогоплательщиков и будут носить разъяснительный, а не комментирующий характер. Причина этого – достаточно жесткая позиция судов, которые зачастую обнаруживают признаки нормативного характера методических рекомендаций (наличие конкретных правил по исчислению и уплате налога, в том числе расширительно трактующих нормы законодательства), что является недопустимым и становится причиной отмены отдельных пунктов методичек (пример мы приведем далее).

Таким образом, теперь налогоплательщики смогут получить информацию об официальной позиции контролирующих органов, только обращаясь к ним с запросами. Единственное, на что остается надеяться, – это на систематическое опубликование обзорных писем МНС России с представлением ответов по обращениям налогоплательщиков.

Федеральный закон от 23.12.2003 № 183-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О налоге на операции с ценными бумагами»

«Пала» еще одна налоговая ставка, пусть даже и не для всех значимая. Тем не менее налог на операции с ценными бумагами уменьшился в 4 (!) раза — с 0,8 до 0,2 процента. Более того, применена и вовсе беспрецедентная мера: максимальная сумма этого налога не может быть больше 100 тысяч рублей. Величина объекта налогообложения значения не имеет.

Вообще говоря, перечисленные новации в совокупности означают, что государство потеряло всякий интерес к данному налогу.


СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»

Пожалуй, один из наиболее значимых документов в сфере социального страхования. На 2004 год продлено действие ряда статей прошлых аналогичных федеральных законов (касающихся, в частности, максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Сохранен также «мораторий» на расчет единовременной страховой выплаты по несчастным случаям на производстве исходя из 60-кратного МРОТ (для данной выплаты установлена фиксированная величина, равная 30 тыс. руб.). В то же время введен новый порядок расчета «больничных» и «декретных». Теперь он в максимальной степени приближен к общему порядку исчисления среднего заработка (расчетный период стал равным 12 месяцам, предшествующим наступлению временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам). Отличие состоит в том, что работодатель не вправе учесть при расчете пособия повышение фактической заработной платы за указанный период.Особым образом расчет производится в отношении работников, которые на указанный момент проработали менее трех месяцев: они могут получить от ФСС пособие в сумме не больше одного МРОТ за полный календарный месяц.

С указанными изменениями связан целый ряд последствий, включая изменение формы и порядка заполнения листка временной нетрудоспособности. В целом последствия перечисленных изменений можно оценить как дальнейшее ухудшение социального обеспечения населения.

Федеральный закон от 01.10.2003 № 127-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»

С 1 октября 2003 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышен с 450 до 600 рублей в месяц. При этом базовая величина, исходя из которой рассчитываются штрафы и налоги, осталась неизменной и по-прежнему составляет 100 рублей. Однако главное значение этого документа, как представляется, состоит в дополнении закона нормой, в соответствии с которой на период до введения размера минимальной заработной платы (в размере прожиточного минимума трудоспособного человека, как предусмотрено статьей 133 Трудового кодекса РФ) почти всем законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право принятия региональных законов, в которых, с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня, будет установлен более высокий размер минимальной заработной платы в субъекте РФ (единый для всех работодателей). Для московских предприятий это означает, в частности, что в 2004 году правительство столицы получает-таки право установить уровень зарплаты, меньше которого (официально) никто платить своим работникам не может. Упомянутое трехстороннее соглашение оперирует цифрами 2000 рублей (с 1 мая) и 2500 рублей (с 1 октября 2004 года), которые касаются работников, отработавших установленную месячную норму рабочего времени, и включают доплаты, надбавки, премии и иные поощрения.

Это нововведение, конечно, направлено на борьбу с «конвертируемостью» зарплат, что для работников позитивно. Однако нельзя забывать, что таким образом также принудительно повышается величина платежей предприятия по ЕСН, а это может сыграть негативную роль в финансовых результатах деятельности некоторых организаций.


КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ (ред. от 11.03.2004) «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Введенная в действие с 1 января 2004 года обновленная редакция статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях исключила возможность взыскивать штрафы в безакцептном порядке. Неуплаченные штрафы теперь могут взиматься исключительно в порядке исполнительного производства. Правда, при этом сам факт неуплаты штрафа считается самостоятельным административным нарушением и карается штрафом в двукратном размере суммы первого неуплаченного административного штрафа либо арестом на срок до 15 суток.

Отметим, что здесь также проявилась новая тенденция: решение конфликтов становится более цивилизованным и законным, но зато и более дорогим для налогоплательщиков.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Данный закон вступает в силу в основном с 16 июня 2004 года (отдельные нормы начинают действовать со дня официальной публикации, а режим открытия и использования зарубежных счетов юридических лиц изменится только через год после даты опубликования). В новой редакции закона изменены полномочия Банка России и Правительства РФ в части регулирования валютных операций. По-прежнему запрещены валютные операции между резидентами, но перечень разрешенных исключений определен в законе. Смягчен контроль за открытием счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях ряда иностранных госу дарств, зато введено требование о представлении отчетов о движении (для физических лиц – об остатках) средств по таким счетам (вкладам). Объявлено, что порядок, предусматривающий обязательную продажу валютной выручки, будет действовать до 1 января 2007 года.

Таким образом, изменения, характерные для текста нового закона, оцениваются исключительно как меры либерализации валютного законодательства.


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Приказ Минфина России от 24.11.2003 № 105н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03»

Принято и вступило в действие с 1 января 2004 года «юбилейное» – 20-е Положение по бухгалтерскому учету. Данным документом установлены правила и порядок раскрытия коммерческими организациями (кроме кредитных) в бухгалтерской отчетности информации об участии в совместной деятельности. В ПБУ 20/03 определяются требования к отражению в бухгалтерском учете и отчетности совместных хозяйственных операций, совместного использования активов и осуществления совместной деятельности (в том значении, которое вложено в это понятие главой 55 «Простое товарищество» Гражданского кодекса РФ). Нормы Положения не распространяются на договоры об участии в совместной деятельности, которыми не предусмотрено извлечение экономических выгод или дохода. Установлен порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности. В частности, при формировании пояснительной записки необходимо действовать в соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», раскрывая цель совместной деятельности, конкретный способ извлечения экономических выгод или дохода (из трех вышеупомянутых), классификацию сегмента и стоимостные показатели (стоимость активов, обязательств, суммы доходов, расходов, прибылей и убытков, относящихся к совместной деятельности).

Приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»

С 1 января 2004 года вступили в силу переработанные Методические указания, прежняя редакция которых была разработана для разъяснения норм и требований, которые были в давно утратившем силу ПБУ 6/97. Впрочем, против ожиданий, совсем уже новаторскими методические указания не стали. Хотя изменения, которые в них внесены, достаточно серьезны и существенны. Уточнены порядок учета объектов в составе основных средств и начала начисления амортизации (в том числе по жилищному фонду и незарегистрированной недвижимости), вопрос об отнесении расходов по уплате процентов по кредиту на приобретение основных средств, затронуты вопросы отражения в учете улучшений арендованного имущества. Раскрыты понятия первоначальной и восстановительной стоимости, однако исключено из текста определение капитального ремонта, реконструкции и модернизации. Обязательной стала ежемесячная сверка инвентарных карточек с данными бухгалтерского учета, подробно описан порядок документального оформления операции по выбытию основного средства.


СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.№ А40-28843/03-90-340

При том, что данное разбирательство не закончено, о нем нельзя не упомянуть в связи с важностью создаваемого прецедента. Организации удалось убедить суд в том, что при получении беспроцентного займа не возникает дохода, который подлежит обложению налогом на прибыль. Подход налоговых органов, квалифицирующих беспроцентные займы как безвозмездно получаемые (и соответственно оказываемые финансовые услуги), был озвучен в середине 2003 года руководителем департамента налогообложения прибыли К.И. Оганяном, и с тех пор не прекращались попытки МНС доказать наличие объекта обложения налогом на прибыль. Данное решение демонстрирует, что у предприятий есть весьма серьезный потенциал защититься от подобных претензий, а также позволяет надеяться, что норма о расширении объекта обложения налогом на прибыль (в части суммы неполученных процентов по договору займа) не будет включена в главу 25 Налогового кодекса РФ.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.08.2003 № 8551/03

Заявителем оспаривалась законность некоторых положений Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. В них была отражена позиция налогового ведомства, согласно которой налогоплательщики обязаны были включать в состав внереализационных доходов суммы штрафных санкций вне зависимости от претензий, предъявленных контрагенту, и при отсутствии возражений должника. Основанием для отражения данных сумм в качестве доходов (и соответственно их включения в налогооблагаемую базу), по мнению МНС России, являлась четкая формулировка договора, которая позволяла однозначно рассчитать санкции при наступлении события, с которым связывалось возникновение ответственности у сторон по договору. По мнению заявителя, указанное положение нарушило право организаций, определяющих доходы по методу начисления, включать в состав внереализационных доходов суммы санкций по договорам, если право требования уплаты этих санкций к должнику было фактически реализовано, а должник совершил действия, свидетельствующие о признании им долга в виде неустойки (убытков). Рассмотрев дело, суд признал требования заявителя обоснованными. Важно последствие этого решения: оно касалось не какого-то конкретного конфликта с налоговыми органами, а правомерности положения нормативного акта (методических рекомендаций) в целом. Таким образом, оспариваемое положение было признано недействующим, а требования о его применении (всеми плательщиками налога на прибыль) – необоснованными.

Весьма показательное дело, которое имело сразу два последствия: хорошее и плохое. Плюс в том, что предприятия избавлены от необходимости «ловить» по договорам санкции (которые оно даже не собирается получать с контрагентов) и платить с них налог на прибыль (при отсутствии перспективы этот доход реально получить). А о плохом последствии мы уже сказали: в результате все методические рекомендации отменят, и налогоплательщики попросту не будут заранее осведомлены, каких претензий можно ожидать от инспекторов в ходе проверки.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Основные перспективы развития отечественной налоговой системы в настоящее время приобрели достаточно реальные очертания. Минфин России согласовал предложения по совершенствованию налогового законодательства с Министерством торговли и экономического развития РФ и 2 апреля внес в правительство подготовленный пакет законопроектов. Таким образом, сейчас можно говорить о весьма вероятных изменениях, которые в более или менее отдаленном будущем станут актуальными для организаций и граждан.

Общую тенденцию предлагаемых законопроектов можно охарактеризовать как дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику и стимулирующее перераспределение налоговых платежей.

Налог на прибыль

Все-таки практика применения налога на прибыль выявила некоторые проблемы, которые требуют решения ввиду того, что они создают неоправданные сложности как для организаций, так и для налоговых органов. Отрадно, что планируется приблизить к правилам бухгалтерского законодательства налоговый учет материально-производственных запасов, незавершенного производства (в том числе путем открытия перечня прямых расходов и предоставления налогоплательщикам права использования бухгалтерских методов оценки НЗП, готовой продукции и товаров отгруженных). В состав амортизируемого имущества войдут неотделимые улучшения арендованных основных средств. Ставку налога на прибыль менять не предполагается, однако для частичной компенсации потерь федерального бюджета направляемая в него часть налога будет увеличена на 5–6 процентов за счет средств, ранее уплачиваемых в региональные бюджеты. Жаль только, что пока неизвестно, когда вступят в силу столь положительные и ожидаемые изменения.

Налог на землю

Земельный налог будет основан на кадастровой стоимости земельного участка. Предполагается определять в централизованном порядке только максимальный размер ставки, а конкретное решение, включая расширение состава льгот, передается в компетенцию местных властей (предполагается ввести уже с 2005 года, повсеместно – с 2006 года).

Налог на имущество организаций

Будет продолжаться работа по подготовке к замене налога на имущество организаций налогом на недвижимость нежилого назначения и земельные участки, однако такие меры станут реальностью позднее (в 2007–2008 годах).

Налог на добавленную стоимость

Процесс снижения ставки НДС будет продолжен, и следующим шагом должно стать ее уменьшение до 16 процентов. Правда, одновременно исчезнет 10-процентная ставка, что частично компенсирует потери бюджетных поступлений и облегчит организацию учета и администрирования. Радостной вестью для большинства бухгалтеров станет отказ законодателей от немедленного введения системы НДС-счетов. Длительная работа над проблемой позволила убедиться в том, что жесткий вариант, связанный с выделением сумм налога в отдельный финансовый поток, может привести к непредсказуемым негативным последствиям для экономики в целом. Даже опыт Болгарии, которая является родоначальником этого механизма контроля НДС, несмотря на несопоставимость масштабов двух стран, показывает, что не все так гладко в новом механизме. Поэтому максимум, что грозит налогоплательщикам, – это возможность введения НДС-счетов в «смягченном» виде, когда к расчетным счетам будут вестись учетные регистры (аналитические субсчета), причем силами банков. Также на некоторое время (как минимум до 2006 года) отложено внедрение электронных реестров счетов-фактур. Препятствием к внедрению данного механизма администрирования являются недостаточная оснащенность компьютерной техникой, необходимость совер- шенствования применяемых информационных технологий и систем передачи данных. То есть в настоящее время каких-либо существенных изменений в порядке уплаты НДС не ожидается до 2006 года.

Единый социальный налог

С 2005 года предполагается снизить эффективную ставку ЕСН (то есть ставку, применяемую в конечном итоге с учетом действующей шкалы) не менее чем на 5 процентов. Для этого планируется действие в двух направлениях: перенос части расходов на работника (в виде добровольных платежей пенсионных взносов) и снижение базовой ставки налога для предприятий с расширением диапазона ее применения. Данный вариант наиболее заметно снижает налоговую нагрузку для предприятий, которые не могут широко использовать регрессивную шкалу из-за невысоких окладов работников. Уменьшение ставки достигается за счет значительного снижения доли налога, направляемого в федеральный бюджет и небольшого – сумм, направляемых в ФСС и ФОМС. Ставка обязательных страховых взносов на пенсионное страхование будет сохранена неизменной, а добровольные страховые взносы работников будут взиматься сверх нее (предположительно в размере 4% от заработной платы).


НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

На наследование и дарение

Серьезно будет пересмотрен налог на наследование и дарение. Наряду с сокращением перечня облагаемых видов имущества и увеличением необлагаемого вычета будут установлены единые (а не прогрессивные) ставки с учетом степени родства, а не стоимости имущества.

Перераспределение налоговой нагрузки

Ранее предпринимавшиеся меры иногда приводили к неоправданному росту налоговой нагрузки законопослушных налогоплательщиков и отрицательной конкуренции, когда в выигрыше оказывались те, кто уходил от налогообложения. К тому же вместо ожидаемого выигрыша от более льготного налогового режима для физических лиц по сравнению с юридическими в ряде случаев был получен обратный эффект. Планируется дальнейшая отмена налогов, которые не дают больших поступлений, но трудны в плане администрирования и контроля. В их числе налог на операции с ценными бумагами, ряд местных сборов (например, торговый), налог на использование наименования «Россия» и даже налог на рекламу. Значительному снижению будут подвергнуты ставки государственной пошлины за наиболее важные действия (обращения в суд, регистрацию, лицензирование и т. п.). Изменение структуры уплачиваемых налогов и поступлений от них включает в себя, в частности, увеличение в доходной части бюджета доли налогов, связанных с использованием природных ресурсов (НДПИ). Это достигается, например, за счет изменения шкалы налогообложения и путем ее привязки к уровню мировых цен на нефть с корректировкой на изменение курса иностранной валюты.

На имущество

Предполагается установить новый порядок налогообложения недвижимости физических лиц (по стоимости, максимально приближенной к рыночной, но с 20-кратным снижением налоговой ставки – до 0,1%, с максимально возможным вычетом для социально незащищенных групп населения и сокращением числа льгот). Таким образом, основная нагрузка придется на лиц, имеющих высокий уровень дохода. Ожидаемая дата вступления поправок в силу – 2006 год.

Информация подготовлена специалистами компании «А.И.Аудит-Сервис», (095) 789-63-62, www.aias.ru

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное