Налоговые регистры вести не будем

Налоговые регистры вести не будем

08.06.2004

У многих сложился неверный стереотип, что документы налогового учета надо вести обязательно, даже если они бухгалтеру не нужны. Это «заслуга» МНС.

Пренеприятнейшим известием для бухгалтеров ознаменовало себя наступление 2002 года. С этого времени они дополнительно должны «тянуть» налоговый учет предприятия. По идее он нужен, чтобы правильно начислить налог на прибыль. Для этого и предназначены специальные формы, куда заносится вся необходимая информация.

Тем не менее многие продолжают рассчитывать налог прямо в декларации, используя подручные средства: калькулятор и черновики. Разумеется, при этом бухгалтер не использует никаких регистров учета. Как ни странно, это поведение вполне обоснованно и в некотором смысле рационально.

Регистры и политика

Начнем с общеизвестного. Все фундаментальные моменты, касающиеся налогового учета, заложены в статье 313 Налогового кодекса. Внимательно прочитаем один важный абзац: «...если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы... налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета». Обратили внимание на слово «вправе»? То есть главный налоговый документ страны вовсе не обязывает составлять налоговые формы. Их ведение носит лишь рекомендательный характер. Но это теория.

А что происходит на практике? Работники МНС пытаются наказывать «неугодливые» фирмы. Им инкриминируют «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» (ст. 120 НК РФ) или же «непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» (ст. 126 НК РФ). На деле же оштрафовать фирму не удается...

Ответственность будет позже

Сначала разберемся, почему «не работает» статья 120 кодекса. Дело в том, что отсутствие регистров налогового учета не входит в число грубых нарушений, определенных этой статьей. В ней речь идет только об отсутствии регистров бухгалтерского учета, а отнюдь не налогового. Следовательно, статью 120 Налогового кодекса применить нельзя. Показательным в этом вопросе будет постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 ноября 2003 г. по делу № А05-4805/03-269/11.

Пример 1

Налоговая инспекция провела выездную проверку ООО «Бонадэа». Контролеры выяснили, что в 2000 и 2001 годах фирма не вела налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме № 1-НДФЛ. Они посчитали, что компания грубо нарушает правила учета доходов и расходов, и потребовали уплатить штраф 15 000 руб. на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса.

Фирма это требование проигнорировала, и налоговики обратились в суд. Однако арбитры проверяющих не поддержали. Доводы в пользу «Бонадэа» были следующими.

Согласно статье 120 Налогового кодекса, под грубым нарушением понимают отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. А форма № 1-НДФЛ представляет собой регистр учета налогового, предназначенный для правильного исчисления этого налога. Следовательно, их отсутствие не является грубым нарушением.

Отметим, что, хотя форма № 1-НДФЛ и не является регистром для учета налога на прибыль, аргументы судей применимы и в нашей ситуации.

Сами чиновники признают, что совершили ошибку. Так, принимая главу 25 Налогового кодекса, они «забыли» предусмотреть наказание за отсутствие налоговых регистров. Об этом, в частности, заявила заместитель руководителя департамента налогообложения прибыли МНС Елена Попова на пресс-конференции, посвященной вопросам уплаты этого налога. «На данный момент у нас отсутствует ответственность за неведение налогового учета. Иногда складывается такая ситуация, что налогоплательщик может отказаться от ведения регистров налогового учета, хотя в 313-й статье Налогового кодекса говорится, что налогоплательщик обязан самостоятельно вести регистры, на основе которых он формирует налоговую декларацию. Однако при его отказе от ведения такого учета мы не можем принять никаких мер», – буквально так обрисовала положение чиновница.

Правда, сейчас МНС старается исправить это положение. Для этого они уже подготовили необходимые поправки в кодекс. Госпожа Попова поделилась некоторыми подробностями того, с чем придется столкнуться бухгалтерам: «Мы ориентированы на 120-ю статью кодекса, которая предусматривает санкции за грубые нарушения правил бухгалтерского учета, нам бы хотелось дополнить их и санкциями за неведение налогового учета».

Конечно не факт, что эти поправки примут. Но в любом случае начнут они действовать не раньше чем со следующего года. А до тех пор инспекторам придется мириться с текущим положением дел.

Кому нужны документы

Теперь обратим внимание на статью 126 Налогового кодекса. Допустим, в ходе проверки проверяющие потребовали необходимые налоговые регистры, а вы их не представили. Иногда в подобных ситуациях они автоматически начисляли штраф в размере 50 рублей за каждую непредставленную форму.

Если с вашей организацией приключится то же самое, торопиться его уплачивать не стоит. Дело в том, что сумму начисленного штрафа налоговики обосновать не могут. Ведь Налоговый кодекс не разрешает им устанавливать обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). Значит, контролеры попросту не смогут определить точное количество тех или иных налоговых регистров, которые им необходимо представить. Все это подтверждает и арбитраж.

Пример 2

В ходе выездной проверки налоговая инспекция направила ООО «Провинция» требование представить регистры налогового учета по амортизации основных средств. Это требование оказалось невыполненным. Тогда инспекторы, ссылаясь на пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса, предложили коммерсанту заплатить штраф 450 руб. При расчете этой суммы работники МНС предполагали, что у организации должен быть один регистр в месяц. «Провинция» платить отказалась, и дело рассматривалось в судебном порядке.

Суд первой инстанции во взыскании штрафа отказал. Инспекторы попытались оспорить это решение и подали кассационную жалобу. Однако и на этот раз арбитры встали на сторону «Провинции». Они указали на следующее. Регистры налогового учета нужны, однако их форму коммерсант вправе определять самостоятельно. В этой связи невозможно определить количество документов, которые фирма должна была представить. А дальше следует: «...налоговая инспекция не обосновала размер взыскиваемого штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса. При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда» (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. по делу № А13-6442/03-21).

Подытожим: законных оснований для привлечения к ответственности за отсутствие документов налогового учета у работников МНС, как видите, пока нет. Поэтому весь налоговый учет в своей фирме вы вполне можете (разумеется, по желанию) свести к составлению учетной политики для целей налогообложения. Этот документ действительно необходим для работы, хотя бы потому, что в нем определяют способ исчисления НДС («по оплате» или «по отгрузке») и налога на прибыль (кассовый метод или метод начисления). Хотя отсутствие учетной политики грозит компании символическим штрафом в 50 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Вдобавок могут оштрафовать еще и руководителя или главного бухгалтера фирмы. Для них штраф составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Ну а все требования чиновников, которые касаются регистров по налогу на прибыль, вы можете смело игнорировать по меньшей мере до конца этого года.

И. Шмелев, эксперт ПБ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA