Вся правда о налоге на рекламу

Вся правда о налоге на рекламу

17.05.2004

Большинство бухгалтеров сталкиваются с рекламой и соответственно налогом на нее. Но в некоторых ситуациях даже опытный счетовод не может сказать: платить налог или нет? И неудивительно. Налог на рекламу без труда возьмет первый приз в номинации «самый непонятный и запутанный налог России».

Налог в стиле минимализма

Всем «нормальным» налогам – от НДС до налога на игорный бизнес – посвящены отдельные главы Налогового кодекса. Но налог на рекламу не таков. Главу о нем вы в кодексе не найдете.

Чтобы убедиться, что такой налог в нашей стране все-таки существует, придется открыть закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2118-1). В статье 21 этого закона про налог на рекламу написано... одно предложение: «Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе».

Правда, в этой же статье есть важная оговорка: вводить налог на рекламу должны местные власти городов и районов. Этого мы коснемся чуть позже, а пока вспомним, что статья 17 Налогового кодекса говорит о существенных элементах, без которых ни один налог не может обойтись: объект, база, налогоплательщики, ставка, налоговый период и т. д.

Конечно, когда был принят закон об основах налоговой системы, кодекса еще не существовало. Не было ничего слышно и о том, что такое «существенные элементы налогообложения». Тем не менее в столь лаконичном определении законом налога на рекламу эти элементы присутствуют.

Во-первых – налогоплательщики. Налог платят фирмы или предприниматели, которые рекламируют свою продукцию. Тут есть два нюанса. Первый: реклама должна относиться к продукции, которая принадлежит фирме на праве собственности. И второй: под словом «продукция» обычно понимают нечто материальное. Следовательно, налог нужно платить фирмам, которые рекламируют товары, а вот реклама услуг налогом не облагается. Можно сделать и такой вывод: своя продукция – это только те товары, которые произвела сама фирма, а не те, что куплены ею для перепродажи.

Во-вторых – объект налогообложения. Если понимать текст федерального закона буквально, то налог платить нужно только со стоимости рекламных услуг. Например, с платы за размещение рекламного объявления в газете или с расходов на рекламную кампанию, заказанную сторонней фирме. Рекламная акция, проведенная своими силами, к возникновению налога приводить не должна (фирма же не может оказать услугу самой себе). Равно как и затраты на рекламные товары – например, покупка и раздача авторучек с логотипом фирмы.

И наконец, в-третьих – ставка налога. Она ограничена 5 процентами, но местные власти могут установить и более низкую ставку.

«Но позвольте! – возразят искушенные читатели, – налог на рекламу при рекламе услуг и работ платят точно так же, как и при рекламе товаров. И начислять его приходится со всех рекламных расходов, а не только по услугам других организаций». Действительно, с налогом на рекламу дела обстоят не так просто.

Особенности национального налогообложения

По идее муниципальные власти должны определить только то, о чем федеральный закон умалчивает: конкретную ставку налога, отчетный период, сроки уплаты и т. д.

Но не тут-то было. Местные законодатели этими рамками свою фискальную фантазию не ограничивают. Они по-своему решают, кто, как и с каких именно затрат должен платить этот налог. И, хотя конкретные формулировки и определения в местных положениях о рекламе могут быть очень своеобразными, цель у них одна – обеспечить максимальные поступления в муниципальный бюджет. Поэтому легко выделить общие черты большинства местных законов.

Начинаются такие законы с определений. И когда доходит очередь до понятия «налогоплательщик», поначалу все выглядит довольно прозаично: плательщики налога на рекламу – это организации, рекламирующие свою продукцию. Но затем нередко следует добавление: «а также филиалы, представительства и прочие обособленные подразделения, расположенные на территории города N-ска». Поясним, что это означает. Предположим, ваша фирма зарегистрирована в Москве. Но деятельность фирма ведет не только в столице, но и в московской области, поэтому у вас есть филиал, к примеру, в г. Электрогорске. Организовав в этом городе рекламную акцию, вы, следуя местному положению, должны будете заплатить в городской бюджет налог на рекламу.

Теперь допустим, что вы решили провести рекламную кампанию в рамках всей области. В таком случае целый ряд городских и районных областных бюджетов будет претендовать на заветные 5 процентов налога. Но налог также придется заплатить в бюджет Москвы, то есть по месту регистрации фирмы. Понятно, что эта ситуация абсурдна.

По этой причине арбитражные суды целиком или частично отменили не одно местное положение о налоге на рекламу. Такова, например, участь положения о рекламе в г. Перми. Арбитражный суд пермской области решил, что муниципальные власти нарушили федеральный закон об основах налоговой системы, включив в состав налогоплательщиков все обособленные подразделения, которые зарегистрированы в г. Перми (постановление от 6 октября 2003 г. по делу № А50-8340/

2003-А6). Добавим, что при этом была нарушена и статья 19 Налогового кодекса, которая указывает: обособленные подразделения исполняют обязанности фирмы по уплате налогов только в случаях, когда это прямо предусмотрено кодексом.

Вообще, решение пермских судей очень показательно и затрагивает целый ряд спорных вопросов. Поэтому мы к нему еще вернемся.

А пока сделаем вывод: независимо от того, что написано в региональных законах, платить налог на рекламу нужно по месту основной регистрации фирмы. При этом не имеет значения, где конкретно проходит рекламная кампания. Отчасти это признают и налоговые инспекторы. Но, например, управление МНС России по Санкт-Петербургу все же делает оговорку: «Филиалы и иные обособленные подразделения привлекаются к уплате налога, если рекламируется деятельность только данного филиала» (письмо от 1 апреля 2003 г. № 07-04/6624). Впрочем, эта оговорка бессмысленна, так как филиал не может вести никакой самостоятельной деятельности. Филиалы и любые другие обособленные подразделения не являются юридическими лицами, и деятельность через них ведет сама головная фирма.

В Санкт-Петербурге ситуация вообще экзотическая. Налог на рекламу самостоятельно установили отдельные муниципальные округа северной столицы, введя свои налоговые и отчетные периоды, сроки уплаты и другие условия. В результате в пределах одного города картина получилась довольно пестрая.

Этого не скажешь о Москве – здесь налог на рекламу один для всех, и налогоплательщики определены в нем очень корректно: налог в бюджет столицы обязаны платить только московские фирмы-рекламодатели. Впрочем, и в московском, и в других муниципальных законах предостаточно других «вольностей». Например в том, как определен объект налогообложения.

Больше, чем вы думали

Вспомним: из закона об основах налоговой системы следовало, что налог на рекламу нужно платить только при рекламе товаров. Но все муниципальные законодатели в один голос требуют платить налог также при рекламе услуг и работ.

Казалось бы, противоречие федеральному закону налицо, и требования местных положений о рекламе можно не выполнять. Но в арбитражных судах такие рассуждения не проходят. В уже упомянутом пермском деле фирма, обратившаяся в суд с требованием отменить местное положение о рекламе, настаивала: требование платить налог при рекламе работ и услуг – незаконно. Но судьи постановили, что «возложение обязанностей по уплате налога на рекламу только на рекламодателей товаров... нарушало бы основные принципы налогового законодательства, носило бы дискриминационный характер».

К аналогичным выводам приходят арбитражные суды в спорах по конкретным налоговым проверкам (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 января 2002 г. по делу № А43-5270/01-30-153). Таким образом, платить налог придется как при рекламе товаров, так и при рекламе работ и услуг.

Примерно такая же ситуация с другой проблемой: платить или не платить налог, если фирма провела рекламную акцию самостоятельно. С одной стороны, «услуг по рекламе» в этом случае не возникает, а с другой – местные положения все равно требуют заплатить налог и арбитражные суды с этим соглашаются.

Вопрос о том, как именно следует уплачивать налог, казалось бы, не должен вызывать никаких трудностей. Но именно этому вопросу законодатели уделяют особое внимание, проявляя недюжинную изобретательность.

Здравствуйте, я ваш рекламный агент

В некоторых регионах установлено, что распространители рекламы – то есть те фирмы, которые размещают рекламу и оказывают рекламные услуги, – должны получить от рекламодателя не только оплату своих услуг, но и сам налог. На практике это означает, что в счете такой фирмы отдельной строкой значится... налог на рекламу.

Как правило, этим грешат законодатели на периферии. Ведь известно, что значительная часть бизнеса «прописана» в Москве или в Санкт-Петербурге. Соответственно налог на рекламу уходит в бюджеты этих городов. Эту несправедливость и стремятся поправить власти в регионах. Особенно «продвинутые» в налоговом плане законодатели при этом называют фирмы, распространяющие рекламу, налоговыми агентами.

Это незаконно. Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил положение о налоге на рекламу Новосибирской области, поскольку в нем плательщиками налога были названы фирмы, которые оказывают рекламные услуги (постановление от 11 марта 2003 г. по делу № Ф04/1034-255/А45-2003). Нельзя привлекать распространителей рекламы к уплате налога и в качестве налоговых агентов. Хотя бы потому, что налоговые агенты по определению не получают, а сами выплачивают суммы, из которых они обязаны удержать налог (ст. 24 НК РФ).

Тем не менее в большинстве случаев незаконные местные положения остаются в силе. Более того, иногда рекламным агентствам запрещают размещать рекламу прежде, чем они заплатят налог в местную казну. Простого решения у этой проблемы не существует. Ведь если даже вы уплатите налог на рекламу по счету, который выставило рекламное агентство, при проверке инспекторы смогут доначислить налог по месту основной регистрации фирмы. И формально они будут правы.

Вы можете попробовать убедить фирму, оказывающую вам рекламные услуги, не включать в счет налог на рекламу. То, что распространителей рекламы нельзя считать налоговыми агентами, подтверждают и арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2001 г. по делу № А82-91/2001-А/1). Если это не пройдет – вы должны быть готовы к спору со своей инспекцией. Не исключено, что свои интересы фирме придется отстаивать в арбитражном суде.

Судебные перспективы у такого спора неплохие. Так, например, судьи Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа постановили: если фирма заплатила налог на рекламу по счету рекламного агентства, то доначислять этот налог еще раз инспекция не вправе (постановление от 11 сентября 2003 г. по делу № А33-18259/02-С3н-Ф02-2827/03-С1).

Продолжение следует...

Несмотря на своеобразие и неповторимость каждого конкретного положения о налоге на рекламу, почти везде местные власти едины в одном: платить налог нужно по максимальной ставке – 5 процентов. Но, пожалуй, ставка – это единственное, в чем бухгалтерам сомневаться не приходится. Дальше снова возникают вопросы. Что вообще нужно считать рекламой? В какой момент нужно начислять налог? Об этом – следующая статья.

внимание

Чтобы узнать, когда, по какой ставке и с каких расходов вашей фирме нужно платить налог на рекламу, следует прочитать положение о налоге на рекламу того региона, в котором фирма зарегистрирована. Поскольку налог местный, это положение принимают власти в масштабах города, района и т. д. Обратите внимание: налог нужно перечислять по месту регистрации фирмы независимо от того, где проводится рекламная акция.

внимание

Нужно ли сдавать «нулевые» декларации по налогу на рекламу?

Из статьи 80 Налогового кодекса следует, что декларации должны сдавать только налогоплательщики. В большинстве местных положений о налоге на рекламу сказано, что плательщики налога – это «организации, рекламирующие продукцию (работы, услуги)». Следовательно, если ваша фирма ничего не рекламирует, она не является налогоплательщиком. Поэтому сдавать пустые декларации по налогу на рекламу вы не обязаны.

В. Калгин, эксперт ПБ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA