Полиция нравов

Полиция нравов

21.05.2004

В МНС не возражают против включения стоимости алкогольных напитков в состав представительских расходов. Но во многих региональных управлениях об этом, к сожалению, еще не знают.

Все уже как-то привыкли к мысли, что расходы на алкоголь во время деловых переговоров налоговики списать в расчет налога на прибыль не дадут. Например, мысль эту чуть больше года назад внушило всем санкт-петербургское управление МНС. В письме от 7 марта 2003 г. № 02-05/4803 оно указало, что приведенный в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса перечень представительских расходов закрыт и горячительного в нем нет. Поэтому уменьшать налог на прибыль на стоимость выпитого во время переговоров нельзя.

Примеру петербургских коллег последовали многие региональные управления МНС, в том числе и управление по Московской области. Запрет включать в состав представительских расходов алкоголь оно изложило в своем письме от 10 марта 2003 г. № 04-27/03000. О нем нам написали наши читатели из компании «Капитал-Шарм», которой письмо и было адресовано. Разъяснения подмосковных налоговиков их возмутили. Ведь во втором пункте статьи 264 кодекса нет перечня продуктов питания, блюд и напитков, которые могут включаться в меню официальных завтраков, обедов и тому подобных мероприятий.

Более того, заметили наши читатели, отсутствие на приеме вина, коньяка или другого хорошего алкоголя может порядком дискредитировать принимающую сторону. И достижению цели переговоров способствовать не будет. Так что требуемая статьей 252 Налогового кодекса экономическая оправданность таких расходов налицо.

А решать, нужен на переговорах алкоголь или нет, – дело руководства фирмы, а вовсе не налоговиков. «Полномочиями полиции нравов налоговые органы не наделены», – отмечают в компании «Капитал-Шарм».

Как ни странно, но на одном из апрельских семинаров выяснилось, что в МНС полностью с ними согласны. Семинар проводил замруководителя департамента налогообложения прибыли Олег Хороший.

– Не знаю, с чего мои коллеги из региональных управлений МНС взяли, что приведенный в статье 264 перечень представительских расходов – исчерпывающий, – пожал он плечами. – Мы им никогда ничего подобного не говорили. Но, действительно, стали появляться письма региональных управлений с подобными разъяснениями. И поэтому, когда к нам в министерство пришел запрос на тему алкоголя и представительских расходов, мы решили дать на него официальный ответ.

Этот ответ приведен в письме МНС от 15 декабря 2003 г. № 02-5-10/127, которое Олег Хороший не без иронии назвал «эпохальным». Ключевую часть письма он зачитал посетителям семинара дословно: «Расходы организации на алкогольную и табачную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли...»

– Многие подумают: ну наконец-то... Но тут же возникает вопрос: а в каком размере? – заметил Олег Хороший. – А вот этого я не знаю. Никаких норм потребления спиртного на официальных приемах, конечно же, нет. Но если там выпит ящик водки на троих, то ни о каких деловых переговорах речи быть не может.

Не сумев определить, сколько же горячительного допустимо выпить во время официального приема, в МНС написали такое продолжение зачитанной Олегом Хорошим фразы: «...в случаях осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров».

– То есть мы согласны с тем, что расходы на алкоголь можно учесть при расчете налога на прибыль. Но оставили инспектору возможность оценить их размер, – подчеркнул чиновник.

Впрочем, соответствия размеров расходов обычаям делового оборота 25-я глава Налогового кодекса не требует. Этот критерий – изобретение МНС, которое с его помощью попыталось объяснить в своих методичках инспекциям, что такое экономическая оправданность затрат. А проблема ее определения относится ко всем без исключения расходам, а не только к алкоголю на переговорах. Главное, что в налоговом ведомстве признали саму возможность списания его стоимости при расчете налогооблагаемой прибыли.

Наталия ЗАЙЦЕВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA