Виртуальная торговля

Виртуальная торговля

13.06.2004 распечатать

Без своего сайта в Интернете не обходится сейчас практически ни одна организация. С его помощью менеджеры стараются привлечь новых клиентов, развивают новые системы оплаты и доставки товаров или услуг. Неискушенному бухгалтеру может показаться, что ему предстоят какие-то нетипичные операции. Разберемся, как же обстоят дела на самом деле.

Сегодня через сеть Интернет можно выбрать практически любой товар, а также заказать достаточно широкий спектр услуг, получить полную информацию о них и приобрести, даже не выходя из дома или офиса. Причем в любой день недели и в любое время. Появление интернет-магазинов привело к возникновению нового вида оплаты: web-money – виртуальные деньги. Тут бухгалтеру есть о чем задуматься. Во-первых, как отразить в учете сам сайт? Во-вторых, как собрать первичные документы при виртуальной торговле? И наконец, как учитывать виртуальные деньги? Давайте разбираться по порядку.

МЫ ОТКРЫЛИСЬ.RU

Чтобы у фирмы появился свой сайт в Интернете, ей нужно потратиться:

  • на создание сайта;
  • на регистрацию доменного имени;
  • на размещение и поддержание сайта в Интернете.

Порядок бухгалтерского и налогового учета затрат на создание сайта зависит от того, получает фирма исключительные авторские права на него или нет. Дело в том, что сайт содержит как элементы программы, так и базы данных (например, товаров или услуг). Поэтому, если у фирмы будут исключительные авторские права на сайт, он может считаться нематериальным активом как для бухучета, так и для целей налогообложения прибыли. Если же таких прав нет, учитывать расходы на его создание в бухучете надо на счете 97 «Расходы будущих периодов». Далее их следует списывать на счет 44 «Расходы на продажи» постепенно, по мере эксплуатации сайта, как указано в договоре с владельцем исключительных прав. В налоговом же учете такие расходы будут признаваться в том отчетном периоде, к которому они относятся, и списываться единовременно (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Регистрация доменного имени проводится в Российском НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС). Расходы на регистрацию надо включать в стоимость сайта.

Для размещения сайта в Интернете компании необходимо заключить с одним из провайдеров интернет-услуг договор о предоставлении доступа в Интернет (договор на услуги хостинга). Хост-провайдеры размещают сайт на своем сервере, тем самым предоставляя доступ к нему через Интернет. За это фирма перечисляет провайдеру вознаграждение по договору. Эти расходы следует списать на счет 44 в том месяце, за который оплачиваются услуги хостинга.

А будет ли сайт являться рекламой? По нашему мнению, расходы на получение доменного имени и регистрацию сайта к рекламе не относятся. Реклама – информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, распространяемая в любой форме с помощью любых средств. Такая информация призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации этих товаров, идей и начинаний. Об этом сказано в статье 2 Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». Расходы на регистрацию сайта никак не связаны с информацией, размещаемой на нем. Следовательно, их не нужно учитывать как расходы на рекламу и соответственно нормировать для целей налогообложения прибыли (п. 4 ст. 264 НК РФ).

А вот информация, призванная формировать интерес к организации, к продаваемым товарам и услугам, рекламой является. Следует также учитывать, что доступ к информации имеет неопределенный (обезличенный) круг лиц – пользователей сети Интернет, то есть присутствует и этот признак рекламы. Рекламными расходами в данном случае будут являться текущие затраты организации на поддержание сайта – плата провайдеру за информационное пространство на сервере, оплата услуг программистов по пополнению информации на сайте и т. д.

МАГАЗИН НА МОНИТОРЕ

Покупатель нашел на вашем сайте нужный ему товар. Теперь бухгалтерский и налоговый учет будет зависеть от способа оплаты товара. Это может быть наличный или безналичный расчет, а также web-money – виртуальные деньги.

У наличного способа оплаты есть одна особенность. За товар покупатель рассчитывается у себя дома или в офисе. То есть деньги для оплаты вносятся покупателем не сразу в кассу, а передаются курьеру при получении товара. После того как клиент оформил заказ по сети, курьер или служба доставки получает товар на складе и отправляется по адресу, который указал покупатель. Вместе с товаром бухгалтер интернет-магазина передает курьеру накладную и кассовый чек. Тут, конечно, есть «неудобства»: если клиент по какой-то причине откажется купить товар, чек придется аннулировать.

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 9/99 выручка магазина от проданных товаров является доходом от обычных видов деятельности. Причем его нужно отразить в момент передачи товара от продавца покупателю. На это указано в пункте 12 ПБУ 9/99.

Расплачиваться за покупку в Интернете можно и банковскими картами. Или просто переводить деньги с расчетного счета. Чтобы принимать такую оплату, магазин должен зарегистрироваться в системе электронных платежей. Для этого оформляется заявка, которая по электронной почте отправляется на сервер такой системы. В результате фирме присваивают личный код. Далее на ее адрес в Интернете отправляется техническое письмо для проведения тестирования технического взаимодействия магазина и сервера.

Кроме того, организация должна зарегистрироваться в банке системы электронных платежей. В этом случае с фирмой заключается договор-эквайринг. По этому договору фирме открывают счет, куда будут поступать платежи по кредитным картам покупателей. Отметим, что эта услуга платная.

Если интернет-магазин применяет метод начисления, то в бухгалтерском и налоговом учете стоимость подключения относится на расходы будущих периодов, а затем равномерно списывается на общехозяйственные расходы в течение всего срока действия договора. А если учет ведется кассовым методом, то затраты на подключение относятся на расходы в момент оплаты этой услуги.

После того как покупатель сделал заказ, информация о нем передается на сервер системы электронных платежей. Банк проверяет параметры кредитной карты и дает разрешение на списание денег. За перевод денег банк удерживает с фирмы комиссию. В бухгалтерском учете она отражается в составе операционных расходов. На это указывает пункт 11 ПБУ 10/99. А для целей налогообложения эту сумму относят к внереализационным расходам (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Товар отправится к покупателю, когда деньги поступят на счет магазина. Это можно проследить по банковским выпискам, которые банк ежедневно обязан высылать на электронный адрес интернет-магазина. После этого курьер или служба доставки отвезет товар и подпишет необходимые первичные документы.

ВИРТУАЛЬНЫЕ РУБЛИ

Еще одним способом расчета служат «электронные» деньги. Чтобы ими воспользоваться, интернет-магазин и его покупатель должны зарегистрироваться в одной из платежных электронных систем. Как правило, эта услуга бесплатная. Для этого и фирме, и будущему покупателю необходимо всего лишь послать заявку в адрес администратора этой системы. Договор будет считаться заключенным в момент получения заявки администратором, что будет являться акцептом в смысле статьи 433 Гражданского кодекса. Далее на своем сайте фирма указывает название этой системы, чтобы покупатель мог ею пользоваться. После этого покупатель пополняет свой «электронный» счет. Сделать это он может несколькими способами. Например, купить и активировать карточку предварительной оплаты оператора электронной сети, перечислить деньги почтовым или банковским переводом либо внести в счет с кредитной карточки. Администратор кладет полученные средства на виртуальный счет («кошелек») покупателя. Теперь можно «отправляться» за покупками на сайт.

По требованию интернет-магазина администратор перечисляет деньги на банковский счет. За эту операцию берется комиссия. Ее бухгалтерский и налоговый учет ведется так же, как и учет банковских комиссий.

За первичкой же, как и обычно, отправится курьер или служба доставки вместе с приобретенным товаром. Учет виртуальных денег рекомендуется вести на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами». Он предназначен для нестандартных расчетов, то есть тех, которые затруднительно отражать на остальных расчетных счетах (с 60-го по 75-й). Для удобства заведите субсчет, например 76-3 «Расчеты с администратором сети в Интернете».

ПРИМЕР 1

ООО «Снежок» занимается продажей офисной бумаги. Помимо магазинов он использует для торговли свой сайт. Покупатель заказал офисной бумаги на 12 000 руб. (в том числе НДС – 1830,5 руб.). Себестоимость бумаги – 8000 руб. Покупатель подтвердил свой заказ 4 июня 2004 года и в тот же день расплатился пластиковой карточкой. Деньги были зачислены на расчетный счет интернет-магазина 5 июня. Комиссия банка составила 2 процента от стоимости перевода. Бумага была доставлена покупателю 5 июня 2004 года.

Бухгалтер ООО «Снежок» в учете сделал проводки:

4 июня

Дебет 51 Кредит 62

– 12 000 руб. – получены деньги с банковской карты покупателя;

Дебет 91-2 Кредит 60

– 240 руб. (12 000 руб. x 2%) – отражена комиссия банка за перевод денег;

Дебет 60 Кредит 51

– 240 руб. – оплачена банковская комиссия;

5 июня

Дебет 62 Кредит 90-1

– 12 000 руб. – отражена выручка от продажи бумаги;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1830,5 руб. – начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 8000 руб. – списана себестоимость бумаги;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 2169,5 руб. (12 000 – 1830,5 – 8000) – отражена прибыль от продажи бумаги.

ПРИМЕР 2

ООО «Роза» продает цветы через Интернет. Фирма зарегистрирована в электронной системе виртуальных платежей. Клиент этой же системы 20 мая 2004 года приобрел праздничный букет. Его стоимость – 20 000 руб., в том числе НДС – 3050,8 руб. Себестоимость цветов – 12 000 руб.

За эту услугу с продавца была взята комиссия в размере 0,3 процента от стоимости товара. Соответственно сумма комиссии составила 60 руб. (20 000 руб. х 0,3%), в том числе НДС – 9,1 руб.

Оплата букета и доставка его покупателю были осуществлены в тот же день.

В учете ООО «Роза» были сделаны следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

– 20 000 руб. – отражена выручка от продажи цветов;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 3050,8 руб. – начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 12 000 руб. – списана себестоимость букета;

Дебет 76 Кредит 62 субсчет «Расчеты с покупателем»

– 20 000 руб. – получены «электронные» деньги от покупателя;

Дебет 91-2 Кредит 76

– 50,9 руб. (60 – 9,1) – учтена сумма комиссии;

Дебет 19 Кредит 76

– 6 руб. – учтен НДС с комиссии;

Дебет 51 Кредит 76

– 19 940 руб. (20 000 – 60) – перечислены администратором деньги от продажи цветов за вычетом комиссии;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 4949,2 руб. (20 000 – 3050,8 – 12 000) – отражена прибыль от продажи цветов;

Дебет 99 Кредит 91-9

– 51,9 руб. – списана на финансовые результаты сумма комиссии.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.