Прогресс в маркетинге – проблемы для бухгалтера

Прогресс в маркетинге – проблемы для бухгалтера

04.06.2004 распечатать

Карты экспресс-оплаты получают все большее распространение среди операторов связи, интернет-провайдеров и торговцев через Всемирную паутину. А вот у бухгалтеров появляется множество вопросов. В первую очередь – как учесть выпуск и реализацию карт?

Абонент приобретает карту и активирует ее. Получается, что он соглашается с условиями договора на предоставление услуг связи, доступа к сети Интернет и т. д. Одновременно он выплачивает оператору аванс за предоставляемые услуги. Выходит, что для операторов карты предоплаты – это способ оплаты предоставляемых ими услуг.

Что представляет собой такая карта? Она не является денежным документом. И уж тем более карта не может являться бланком строгой отчетности. Выручка от ее продажи зачтется в доходах будущих периодов. Но куда же отнести саму карту еще до момента реализации?

На наш взгляд, карты предоплаты для целей бухгалтерского учета целесообразно учитывать как материально-производственные запасы. Поясним почему.

Не секрет, что карты экспресс-оплаты пользуются большой популярностью у населения. Это позволяет привлекать большое количество абонентов и увеличивать объем продаж своих услуг. Таким образом, подтверждается использование карт предоплаты для управленческих нужд организации. А к материально-производственным запасам относятся, в частности, активы, используемые для управленческих нужд. Об этом сказано в пункте 2 ПБУ 5/01.

Поэтому поступление карт можно отразить по дебету счета 10 «Материалы». А вот кредитовать надо по выбору: счет 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Выбор зависит от источника поступления карты, ведь ее можно либо изготовить самим, либо заказать у специализированной организации или частного предпринимателя.

Карты бывают разные и по номиналу, и по тарифам, и по услугам. Поэтому неплохо бы наладить аналитический учет. Тогда контролировать поток карт будет гораздо легче.

Для этого рекомендуем организации завести дополнительные субсчета к счету 10. Не забудьте отразить их в рабочем плане счетов. Классифицировать карты можно по виду, стоимости или местам хранения. Например, субсчет «Карты на складе» или «Карты в офисе», «Карты по10 у. е.» или «Карты по 5 у. е.».

Карты предоплаты принимаются к учету по фактической себестоимости, которая определяется согласно ПБУ 5/01. Формировать себестоимость на счете 90 можно в момент активации карты. Тут, правда, возникает проблема с денежными средствами на абонентском счете, так как карты экспресс-оплаты разные по номиналу. Когда их нужно списывать? Ведь не известно заранее, как быстро абонент «проговорит» или «просидит» в Интернете поступившую сумму. На наш взгляд, такие суммы можно считать авансом и списывать их по мере использования эфирного (онлайнового) времени по отчетным датам. Тут уже надо позвать на помощь отдел продаж. Он должен помочь с отслеживанием расхода средств на счетах абонентов.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В налоговом учете затраты на карты являются материальными расходами (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Обратите внимание: прямыми они не являются, поэтому их следует относить к косвенным. Такой вывод можно сделать, если проанализировать пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса. В нем сказано, что к прямым расходам относятся только те материальные затраты, которые указаны в подпунктах 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.

Поэтому всю сумму этих затрат необходимо в полном объеме относить к расходам текущего отчетного (налогового) периода и распределять ее по видам продукции не нужно.

Но здесь есть некоторые особенности. По карте предоплаты услуги связи могут быть оказаны более чем в одном отчетном (налоговом) периоде. Поэтому расходы на изготовление (приобретение) карт целесообразно распределять соответственно полученному по ним доходу. Если получение дохода по условиям договора предусмотрено в течение более чем одного отчетного (налогового) периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются с «учетом принципа равномерности признания доходов и расходов». Так сказано в пункте 1 статьи 272 Налогового кодекса.

СЧИТАЕМ ВЫРУЧКУ

Карты реализуются двумя способами. В первом случае оператор продает их в своем офисе или представительстве, во втором – приглашает к сотрудничеству дилера. Взаимоотношения сводятся к тому, что дилер выкупает (как правило, партиями и регулярно) у оператора определенное количество карт предоплаты.

Если карты реализуются самостоятельно, то они передаются со склада в точку продажи – например в центральный офис. В бухгалтерском учете это отражается записью по дебету счета 10 субсчет «Карты в точках продажи» и кредиту счета 10 субсчет «Карты на складе». Эту операцию следует оформить как внутреннее перемещение материалов.

Себестоимость карт предоплаты в момент их передачи в офисы учитывается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счета 10 субсчет «Карты в офисах».

Сама по себе продажа карты предоплаты еще не означает, что услуга связи оказана. Оказание услуги начнется с момента активации карты. Следовательно, доходы, полученные при продаже карт, являются предварительной оплатой и относятся к доходам будущих периодов. Для учета таких сумм предназначен счет 98 «Доходы будущих периодов».

Обратите внимание: обязанность организаций, оказывающих платные услуги непосредственно населению по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, считается выполненной, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Об этом сказано в пункте 7 статьи 168 Налогового кодекса.

Если карты реализуются дилером, то учет немного отличается от самостоятельных реализаций. Для целей налогообложения прибыли поступившие от дилера деньги за карты признаются предварительной оплатой, поскольку услуги связи оказываются с момента активации карты абонентом до момента окончания срока ее действия.

Себестоимость переданных карт отражается на счете 97 «Расходы будущих периодов» в момент их фактической передачи. А поступление денег от покупателя оператор отражает по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», так как это предварительная оплата услуг связи.

Деньги, поступившие от дилера, являются по сути авансом, и с них, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, должен быть исчислен и уплачен НДС.

ПРИМЕР 1

ООО «Пчелка» является оператором цифровой связи. В мае 2004 года был сделан заказ у индивидуального предпринимателя на изготовление 35 000 карт предоплаты номиналом 50 у. е. Общая стоимость изготовленных карт – 350 000 руб. Оплата была произведена в том же месяце.

Кроме того, «Пчелка» самостоятельно изготовила 25 000 карт номиналом 10 у. е. из закупленных в том же месяце материалов (картона, красок, пластика и т. д.). Стоимость этих материалов составила 17 000 руб., в том числе НДС 18 процентов – 3060 руб. Материалы оплачены в мае 2004 года.

Расходы на производство карт составили 60 000 руб. (зарплата рабочих, занятых в производстве, ЕСН, начисленный на зарплату, амортизация и т. д.).

Бухгалтер делает проводки:

Дебет 10 Кредит 60

– 13 940 руб. – поступили материалы для изготовления карт предоплаты;

Дебет 19 Кредит 60

– 3060 руб. – выделен НДС по приобретенным материалам;

Дебет 10 субсчет «Карты на складе» Кредит 76

– 350 000 руб. – поступили изготовленные карты от индивидуального предпринимателя;

Дебет 23 Кредит 10 (02, 69, 70...)

– 73 940 руб. (13 940 + 60 000) – отражены затраты вспомогательного производства на изготовление карт предоплаты;

Дебет 10 субсчет «Карты на складе» Кредит 23

– 73 940 руб. – учтены в составе материальных запасов 25 000 карт, изготовленных вспомогательным производством;

Дебет 68 Кредит 19

– 3060 руб. – принят к зачету НДС, уплаченный поставщикам в стоимости приобретенных материалов и карт предоплаты.

ПРИМЕР 2

Оператор сотовой связи ЗАО «Небо» выпускает карты предварительной оплаты двух видов: «Небо+» и «Супернебо». Стоимость карт обоих видов одинакова и составляет при реализации 3000 руб.

В мае 2004 года общество передает для продажи в свои магазины и представительства 25 000 карт вида «Небо+». Себестоимость переданных карт – 5 000 000 руб. Из них в мае реализовали 15 000 штук.

Еще 10 000 карт вида «Небо+» продано дилеру. Их себестоимость составила 2 000 000 руб.

Также в мае передается 4500 карт «Супернебо» на реализацию по договору комиссии. Комиссионер их все реализовал и отразил это в своем отчете. Себестоимость переданных карт – 1 000 000 руб.

Итого, за май реализовали 29 500 карт обоих видов (15 000 шт. + 4500 шт. + 10 000 шт.).

В бухгалтерском учете были сделаны записи:

Дебет 10 субсчет «Карты в офисах» Кредит 10 субсчет «Карты на складе»

– 5 000 000 руб. – переданы карты для продажи в офисах;

Дебет 97 Кредит 10 субсчет «Карты в офисах»

– 5 000 000 руб. – отражена себестоимость карт, переданных в офисы, в составе расходов будущих периодов;

Дебет 50 Кредит 98

– 45 000 000 руб. (3000 руб. x 15 000 шт.) – поступивший от продажи карт вида «Небо+» доход отражен в составе доходов будущих периодов;

Дебет 10 субсчет «Карты, переданные на комиссию» Кредит 10 субсчет «Карты на складе»

– 1 000 000 руб. – переданы карты «Супернебо» на реализацию по договору комиссии;

Дебет 97 Кредит 10 субсчет «Карты, переданные на комиссию»

– 1 000 000 руб. – отражена себестоимость карт «Супернебо», переданных комиссионеру, в составе расходов будущих периодов;

Дебет 51 Кредит 98

– 13 500 000 руб. (3000 руб. x 4500 шт.) – доход, поступивший от продажи карт «Супернебо», отражен в составе доходов будущих периодов;

Дебет 97 Кредит 10 субсчет «Карты в офисах»

– 2 000 000 руб. – отражена себестоимость карт «Небо+», переданных дилеру, в составе расходов будущих периодов;

Дебет 51 Кредит 98

– 30 000 000 руб. (3000 руб. x 10 000 шт.) – доход, поступивший от продажи карт «Небо+», отражен в составе доходов будущих периодов;

Дебет 98 Кредит 68

– 13 500 000 руб. ((45 000 000 руб. + 13 500 000 руб. + 30 000 000 руб.) x 18/118) – начислен НДС с поступивших авансовых платежей.

Теперь предположим, что в мае абонентами активировано 15 000 карт «Небо+» и 10 000 карт «Супернебо». Согласно отчету отдела продаж (биллинговой системы), по состоянию на 31 мая 2004 года по всем картам, активированным в мае, оказано услуг связи на 20 000 000 руб.

Тогда бухгалтер делает проводки:

Дебет 98 Кредит 62 (по лицевым счетам абонентов)

– 75 000 000 руб. (3000 руб. x (15 000 шт. + 10 000 шт.)) – поступившая предварительная оплата переведена на лицевые счета абонентов;

Дебет 62 Кредит 90

– 20 000 000 руб. – отражена выручка от реализации услуг связи согласно техническому отчету;

Дебет 26 Кредит 97

– 6 779 661 руб. (8 000 000 руб. x 25 000 шт. : 29 500 шт.) – отражена в составе общехозяйственных расходов себестоимость активированных за май карт;

Дебет 90 Кредит 26

– 6 779 661 руб. – списаны общехозяйственные расходы на себестоимость.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...