Налоговое ведомство: жизнь после смерти

Налоговое ведомство: жизнь после смерти

10.04.2004 распечатать

Президентский Указ уменьшил число министерств с 24 до 17. Под сокращение попало и Министерство по налогам и сборам. Но бухгалтерам от этого легче не стало – вопросов в результате появилось больше, чем ответов.

Куда сдавать отчетность

Отчетность по-прежнему принимают налоговые инспекции. Дело в том, что положения президентского указа, касающиеся МНС, вступят в силу только после «принятия соответствующих поправок в законы». А до тех пор действует правило, установленное статьей 23 Налогового кодекса: фирмы обязаны представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в инспекции по месту учета.

Но даже после того, как МНС окончательно преобразуют в Федеральную налоговую службу, это ведомство будет по-прежнему принимать и обрабатывать отчетность фирм, поскольку на федеральные службы возложены обязанности по надзору и контролю. По этой же причине ФНС будет проводить налоговые проверки и следить за налоговыми поступлениями.

С фондами ситуация аналогична. Соцстрах и Пенсионный фонд, как и раньше, будут принимать расчеты по обязательному страхованию. Правда, не исключено, что начиная со следующего года утверждать формы отчетности для фондов будет Министерство здравоохранения и социального развития, которому подконтрольна их деятельность. Однако для этого понадобится внести поправки в законы об обязательном пенсионном страховании и о страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Действуют ли приказы МНС?

Да, действуют. Поэтому, к примеру, налоговую декларацию нужно составлять по формам, разработанным Министерством по налогам и сборам.

В будущем заниматься «нормативно-правовым регулированием», то есть издавать общеобязательные приказы, инструкции, постановления, будет Министерство финансов. Однако это произойдет только после того, как законодатели поправят Налоговый кодекс. На это может уйти несколько месяцев, а до тех пор МНС будет продолжать свою работу. Впрочем, на период реорганизации нормотворческая активность чиновников налогового министерства скорее всего будет минимальной.

В силе ли разъяснения, опубликованные МНС?

На самом деле разъяснения чиновниками тех или иных положений Налогового кодекса всегда носили рекомендательный характер. Ведь инспекторы не вправе дополнять или изменять текст главного налогового закона. Впрочем, бухгалтерам известно, что даже в тех случаях, когда комментарии чиновников противоречили закону, рядовые инспекторы при проверке следовали указаниям вышестоящего начальства. Поэтому многие выполняли их требования, чтобы избежать претензий контролеров.

Так можно поступать и впредь, поскольку проверять фирмы будет то же самое ведомство, только под новым названием. Однако после того, как указ президента полностью вступит в силу, работу по разъяснению законов возьмет на себя Министерство финансов.

Общеизвестно, что между финансовым и налоговым ведомствами были противоречия. Случалось, что чиновники расходились и в трактовках налогового законодательства. Теперь, по всей видимости, по всем спорным вопросам одержит верх точка зрения Минфина.

К примеру, по мнению работников МНС, фирма при расчетах с населением не имеет права использовать вместо кассового аппарата бланки строгой отчетности, если для ее деятельности такие бланки не утверждены.

А по мнению Минфина, в подобных случаях фирма может использовать бланк, первоначально разработанный для лесных хозяйств (утвержден письмом Минфина России от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35). Это следует из писем Минфина России от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 и от 23 августа 2001 г. № 16-00-24/70.

После преобразования МНС в федеральную службу ориентироваться нужно будет в первую очередь на разъяснения Министерства финансов, которому ФНС подконтрольна.

Кто регистрирует кассовые аппараты и фирмы

До тех пор пока МНС окончательно не трансформировано в Федеральную налоговую службу, заниматься регистрацией новых фирм будут налоговые инспекции. Скорее всего эта функция сохранится за фискальным ведомством и после окончания реформы. Но вот кто будет вести реестры ЕГРЮЛ и ЕГРН – на этот вопрос президентский указ ответа не дает. Вести реестры – это обязанность федерального агентства. Однако ни одному из вновь созданных агентств такая работа не поручена. Разрешить эту нестыковку должно правительство.

С кассовыми аппаратами ситуация аналогична: их по-прежнему регистрируют налоговые инспекции. Вряд ли реформа внесет в этот порядок какие-то изменения. А вот с реестром контрольно-кассовой техники, которая разрешена к применению, проблема та же – указ не определил, кто будет его вести. Назначить федеральное агентство, которое будет отвечать за ведение реестра ККТ, должно правительство.

Кто выдает лицензии

До президентского указа ответственными за выдачу фирмам лицензий были министерства. Указ подразумевает, что теперь этим должны заниматься федеральные агентства. Однако в документе есть оговорка: старый порядок выдачи лицензий сохранится до утверждения закона «о внесении изменений в... законы по вопросам лицензирования» (п. 24 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314).

Заметим, что перечень ведомств, ответственных за выдачу конкретных лицензий, устанавливает правительство. А в самом законе о лицензировании ссылок на непосредственные министерства нет.

Таким образом, чтобы изменить существующий порядок, правительству достаточно издать новое постановление (взамен постановления Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135). Однако похоже, что чиновники задумали поменять и сам закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». На это уйдет не меньше двух-трех месяцев, так что в ближайшем будущем никаких изменений порядка лицензирования не предвидится.

В. Калгин, эксперт ПБ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.