Налоговый учет расходов на имущество, которого нет

Налоговый учет расходов на имущество, которого нет

29.04.2004

Основное средство на балансе не числится, но фактически есть. Фирма решила его отремонтировать или модернизировать. Как быть с затратами?

Речь идет об основных средствах стоимостью меньше 10 000 рублей. Таких на фирме большинство: оргтехника, мебель, инвентарь и др. Правда, на балансе они долго не задерживаются. При вводе в эксплуатацию бухгалтер тут же списывает такое имущество. Благо, нормативная база это позволяет (п. 1 ст. 254 НК РФ и п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Казалось бы, нет средств – не будет с ними и вопросов. Однако они всплывают, как только организация решается вложить в них деньги: модернизировать или отремонтировать.

Сценарий стандартный: бухгалтер стремится на эти затраты поскорее уменьшить налогооблагаемую прибыль, но его удерживает налоговый инспектор...

Повышаем технические характеристики

Напомним, «дешевые» средства фирма списывает в качестве материальных расходов. Это означает, что налогооблагаемую прибыль они уменьшат в момент их списания. Рассмотрим ситуацию: фирма собирается модернизировать имущество.

К примеру, у вас есть морально устаревший компьютер. Его списали, так как он стоил меньше 10 000 рублей. Фирма решила заменить в компьютере процессор на более мощный. Сразу скажем, порядок списания подобных расходов Налоговым кодексом не определен. Кое-что по этому вопросу содержит только статья 257 Налогового кодекса: «Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях... модернизации...». И все.

«Каким образом можно изменить первоначальную стоимость имущества, которого нет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете? – делится своим опытом Ольга Куземко, главбух ЗАО “Эленком”. – По логике это невозможно. Так что статья 257 кодекса не подходит к нашему случаю. А поскольку в нем на этот счет больше ничего не сказано, данные расходы надо списывать единовременно, как прочие расходы. Ведь их перечень открыт. Надо только обосновать расходы...»

На практике большинство бухгалтеров придерживаются такой же точки зрения – списать все и сразу. Для укрепления своей позиции этот порядок закрепляют в учетной политике задним числом.

Однако справедливости ради отметим, что эта позиция очень шаткая. Беда в том, что имеются более весомые аргументы отказать в списании подобных расходов единовременно. Ведь если затраты фирма назвала модернизацией, то для их списания оснований нет. Сразу списываются только расходы на ремонт. По Налоговому кодексу модернизация только увеличивает первоначальную стоимость. Впоследствии же списывается именно эта стоимость, а не расходы на модернизацию.

Да и налоговая служба вряд ли согласится с логикой «лихих» бухгалтеров. На этот счет даже было выпущено письмо Управления МНС по г. Москве от 18 сентября

2003 г. № 26-12/51423 (на основании письма МНС России от 15 июля 2003 г. № 02-5-11/165-10094).

Трезвая логика МНС

Вначале отметим, что предложенный в нем алгоритм списания в общем-то не ущемляет прав коммерсантов. Суть его в следующем. Расходы на модернизацию надо прибавить к первоначальной стоимости основного средства. Если получится сумма меньше 10 000 рублей, затраты можно списать сразу в качестве материальных расходов. В противном случае имущество станет уже амортизируемым (ст. 256 НК РФ). А оно, как известно, списывается в течение периода времени. Однако ту стоимость, которую фирма уже раньше отнесла на расходы, восстанавливать не надо. С этим согласились и налоговики. Амортизировать надо только сами затраты на улучшение.

Делать это надо исходя из оставшегося срока полезного использования модернизируемого имущества. На его основании и рассчитывают ежемесячную сумму амортизационных отчислений.

Пример 1

ЗАО «Актив» (основной вид деятельности – торговля) в январе 2003 года приобрело компьютер за 9000 руб. (в том числе НДС – 1500 руб.). В этом же месяце он был введен в эксплуатацию и бухгалтер его списал в качестве материальных расходов.

В марте 2004 года фирма решила улучшить качественные характеристики компьютера и заменила в нем процессор. Затраты составили 3000 руб. (в том числе НДС – 458 руб.).

Поскольку «новая» первоначальная стоимость компьютера превышает 10 000 руб. ((9000 – 1500) + (3000 – 458)), бухгалтер решил их списывать через амортизационные отчисления.

Учетной политикой «Актива» закреплен линейный способ амортизации.

Согласно Классификации основных средств, компьютер входит в третью амортизационную группу со сроком полезного использования от 3 до 5 лет. Руководитель установил этот срок равным 38 месяцам.

По состоянию на март 2004 года оставшийся срок полезного использования компьютера составил 25 месяцев (38 – 13). Норму амортизации бухгалтер «Актива» рассчитал так:

(1 : 25 мес.) x 100% = 4%.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений равна:

2542 руб. x 4% = 102 руб./мес.

В учете фирмы были сделаны такие проводки: январь 2003 года

Дебет 60 Кредит 51

– 9000 руб. – оплачен счет продавца;

Дебет 08 Кредит 60

– 7500 руб. – отражены затраты на приобретение компьютера;

Дебет 19 Кредит 60

– 1500 руб. – учтен входной НДС (на основании счета-фактуры продавца);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 1500 руб. – НДС принят к вычету;

Дебет 01 Кредит 08

– 7500 руб. – компьютер введен в эксплуатацию;

Дебет 44 Кредит 01

– 7500 руб. – списана стоимость компьютера на расходы; март 2004 года

Дебет 71 Кредит 50

– 3000 руб. – выданы из кассы деньги подотчетному лицу;

Дебет 08 Кредит 71

– 2542 руб. – оприходован процессор, купленный подотчетником (учтены затраты на модернизацию);

Дебет 19 Кредит 71

– 458 руб. – учтен входной НДС (на основании счета-фактуры продавца);Дебет 01 Кредит 08

– 2542 руб. – заменен процессор (сумма затрат на модернизацию включена в первоначальную стоимость компьютера);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 458 руб. – НДС принят к вычету; в конце каждого месяца, начиная с апреляДебет 44 Кредит 02

– 102 руб. – начислена амортизация исходя из стоимости компьютера, равной затратам на модернизацию.

На эту сумму (102 руб.) бухгалтер фирмы ежемесячно уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Вся надежда на ремонт

Но все же идеальный вариант – модернизацию представить ремонтом. Это позволит бухгалтеру избежать сложного расчета, если он следует рекомендациям МНС, и не конфликтовать с инспекторами, если списывать затраты сразу.

«Ремонтные» расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль сразу и в полном объеме. Так, статья 260 Налогового кодекса отнесла их к прочим расходам. Экономическое обоснование налицо: фирме дешевле отремонтировать, скажем, компьютер, чем купить его в магазине.

Проверенный способ заменить модернизацию ремонтом – оформить поломку основного средства. Об этом может свидетельствовать дефектный акт (он так и называется). Утвержденного бланка для него нет, поэтому вы можете составить его в произвольной форме. Поскольку это внутренний документ, опровергнуть впоследствии факт поломки налоговикам будет чрезвычайно сложно. Далее под видом ремонта сломавшегося оборудования бухгалтер и проведет в учете модернизацию.

Если улучшением занимается сторонняя фирма, в акте выполненных работ нужно указать как можно меньше информации о характере работ, например: «замена детали». Тем более что интересы исполнителя от этого не страдают. Если же работу выполняют свои, составьте акт по форме

№ ОС-3 о приемке-сдаче отремонтированных и модернизированных объектов основных средств. «Лукавить» в нем не надо, поскольку в акте записывают только сумму расхода, без расшифровки.

Пример 2

Воспользуемся данными примера 1. Бухгалтер «Актива» решил представить модернизацию компьютера ремонтом. Был составлен дефектный акт, подтверждающий поломку процессора. Отремонтировать компьютер взялась подрядная организация. Стоимость работ – 3000 руб. (в том числе НДС – 458 руб.).

В учете «Актива» были сделаны следующие проводки: март 2004 года

Дебет 60 Кредит 51

– 3000 руб. – оплачена стоимость работ подрядной организации;

Дебет 44 Кредит 60

– 2542 руб. – отражены затраты на ремонт основных средств;

Дебет 19 Кредит 60

– 458 руб. – учтен входной НДС (на основании счета-фактуры подрядчика);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 458 руб. – НДС принят к вычету.

Факт ремонта бухгалтер зафиксировал в инвентарной карточке компьютера (форма № ОС-6).

Ю. Духно, эксперт ПБ

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное