«Мелочные» налоги – зачем и почему

«Мелочные» налоги – зачем и почему

24.04.2004

Один великий сказал: «Дай политику свободу рук, и ты найдешь их в своих карманах». Во все времена чиновники проявляли в этом деле недюжинную изобретательность.

Вот, например, законодатели из американского штата Айова решили всерьез бороться с наркобизнесом. В попытках изыскать на эти цели дополнительные средства, было испробовано немало способов, пока в одну умную голову не пришла некая светлая мысль. И вот результат: в штате запрещено продавать наркотики, если ты предварительно не купил специальные акцизные марки и не маркируешь ими упаковки!

А теперь перенесемся в старушку Европу. Несмотря на отдельные очаги здравого смысла, призрак коммунизма все еще оказывает свое влияние на некоторых излишне впечатлительных политиков Старого света. На широком фронте от выжженных солнцем израильских пустынь до молчаливых и хмурых лесов Финляндии пытливая мысль «мытаря» не оставляет попыток перейти в наступление на людские кошельки.

На южном фланге депутат Израильского кнессета Рони Бризон (Шинуй) готов внести свою лепту путем введения налога «с доходов, зарабатываемых... на религиозных и мистических обрядах, изготовлении камей и предсказаниях». По сообщению Сети израильских электронных газет (http://jnews.co.il), в поддержку данного законопроекта депутат заявил: «Огромное количество людей платят им неописуемые суммы в попытке изменить свою жизнь... Самое интересное, что до сих пор все доходы с подобной деятельности не облагались налогом, так как считались подарками или пожертвованиями. Введение данного налога принесет государству десятки миллионов шекелей в год!» Запомним последнюю фразу из пламенной речи депутата и переместимся немного севернее и западнее.

А там залечивает моральные раны и вновь снаряжает в поход свою потрепанную боевую гондолу вице-мэр Венеции Микеле Вианелло. Видимо, не удовлетворившись результатами действия налога на тень (см. «Московский бухгалтер» № 3, стр. 118), он, выступая от имени левоцентристского городского Совета, предложил ввести налог на туристов. Смысл очень прост: в каждый счет гостиницы, кафе и т. п. будет включена дополнительная сумма в 0,4 фунта стерлингов. Как сообщает «Лондон Дейли Телеграф», чиновник собирался собрать таким способом сумму, соответствующую примерно пяти миллионам фунтов, и, дескать, «это будет налог на потребителей... налоги на жителей Венеции не возрастут». Запомним и этот штрих.

Естественно, от такой идеи волосы стали дыбом даже у видавших многое итальянских политиков, и налог не ввели. Однако дерзания славных потомков великих мыслителей Возрождения так просто не остановить. Внимательно изучив богатое историческое наследие Римской империи, и в особенности одного из императоров, изрекшего ставшую крылатой фразу: «Деньги не пахнут», венецианские власти решили зайти, так сказать, с другого конца. Спустя некоторое время после провала затеи вышеописанного налога они предложили ввести аналогичный по способу взимания налог на услуги общественных туалетов. И даже ставку налога предложили примерно такую же. Судьба данного законопроекта до сих пор не ясна.

А что же на северном фланге? Там вдумчивые и серьезные финны уже обложили весьма высокими налогами все, что шевелится, и все, что просто стоит. После этого они всерьез и надолго задумались и стояли так в глубокой задумчивости, глядя на падение экономики в начале 90-х. Может, они бы так и стояли еще долго,

но их цепкий взгляд упал на пузырьки газа, весело играющие в стаканчике лимонада. «Эврика!» – воскликнули суровые финские парламентарии: вот, дескать, спасение, и быстренько ввели... акциз на лимонад! Параграф 4 Закона № 1474 от 29 декабря 1994 г. установил акциз на лимонад в сумме 62 евроцента за литр (в нынешней редакции).

Читаешь закон – все чин чином, тут тебе и налогооблагаемая база прописана, и процедура взимания, и даже не облагаемые налогом виды лимонада, например используемые в качестве лекарственного средства (!) (подп. 1 п. 5, введен Законом № 1092 от 23 декабря 1998 г.). Непросто было найти пояснительную записку к законопроекту без малого 10-летней давности. И что же мы там видим? Хорошо знакомые слова о том, что данный налог позволит привлечь значительные суммы в государственную казну. К сожалению, из открытых источников установить, насколько этот налог помог возрождению финской экономики, сложно, но в 1995 году она пошла на поправку. Хотя лично я думаю, что это все-таки заслуга снижения до отметки 25 процентов налога на прибыль предприятий и инвестиционный доход, происшедшего в 1993 году.

А вот небольшой пример того, как бюрократы «заботятся» о нуждах простых людей. Высокопоставленные чиновники из столицы Европейского Союза – Брюсселя – произвели на свет так называемый Таможенный кодекс Европейского Сообщества (постановление Совета Европы от 12 октября 1992 г. № 2913/92). Документ в принципе правильный и нужный, но, поскольку предусмотренная им отмена внутренних таможенных пошлин и введение значительных внешних могли нанести серьезный ущерб экономике небогатых стран ЕС, было решено «подсластить пилюлю» и освободить от пошлин ряд импортируемых товаров, в том числе... гробы! Сей правовой памятник европейскому гуманизму вообще и трогательной заботе о стариках в частности доступен для ознакомления на сайте europa.eu.int.

Глядя на изложенные выше примеры, можно ясно понять, что причина для введения странных и мелочных налогов банально проста: хочется побольше денег. Однако почему бы просто не поднять чуть-чуть обычные налоги? Казалось бы, так намного проще: не надо разрабатывать и принимать отдельные законы, не надо вводить дополнительные ставки в налоговых инспекциях и не надо заставлять налогоплательщиков тратить время и деньги на заполнение дополнительных отчетов и т. п. Ответ на данный вопрос лаконично сформулировал неизвестный мне афорист: «Задача парламентария состоит в том, чтобы вынуть побольше денежек из карманов налогоплательщиков, поменьше затронув при этом избирателей».

На серьезном уровне исследовали эту проблему авторы Geoffrey Brennan и James M. Buchanan в своей книге The Power to Tax: Analytical Foundations of a Fiscal Constitution. Вкратце вывод таков: простое повышение ставок «обычных» налогов вызовет недовольство избирателей и существенно снизит шансы на переизбрание. Посему налог надо замаскировать так, чтобы можно было громко сказать с трибуны: «Вас, дорогие избиратели, этот налог не коснется. Мы будем брать его не с вас, а с... (торговцев, бизнесменов, олигархов, нефтяных баронов – нужное подчеркнуть)». Знакомо?

Андрей АФАНАСЬЕВ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное