Круги ада

Круги ада

06.04.2004

Чиновники уверяют, что для открытия бизнеса нужно всего лишь подать документы на регистрацию и подождать пять дней. Однако на деле все оказалось иначе - мы с нашей героиней Мариной ЕРШОВОЙ потратили уйму времени, денег и нервов, чтобы открыть обычное кафе.

Название города, в котором происходили описанные в этой статье события, не указываю сознательно. Можно лишь сказать, что это провинциальный российский городок с населением около 300 тысяч человек в семи часах езды на поезде от столицы.

Когда Марина решила начать свой бизнес, наш общий знакомый, имевший несколько небольших кафе в городе, отнесся к этому, мягко говоря, скептически. «Не думай, что это так просто, – сказал он ей. – Мой тебе совет: купи много валидола и постоянно носи его с собой – пригодится». Он же и познакомил нас с Мариной. Мне «посчастливилось» пройти с ней все «круги ада» открытия своего дела.

Круг первый: аренда

Начали мы с выбора помещения. Марина присмотрела хорошее место на центральной улице с отдельным входом и огромными окнами. Как выяснилось, здание принадлежало городу, но фонд имущества уже сдал его в аренду некоему предпринимателю. Поэтому у нас осталось два пути: либо найти другое, либо арендовать площадь у неизвестного бизнесмена.

При встрече арендодатель загнул такую цену, что в ход пошла первая таблетка валидола.

– А что вы хотите? – возмущался предприниматель. – Место бойкое, за него и тысячу рублей с квадратного метра мало. Можете у фонда имущества взять по десять рублей за квадрат, только вы в этот забытый богом уголок вложите еще миллион на ремонт, и все равно туда никто не придет.

Подумав, Марина решила, что ежемесячно платить 160 тысяч рублей за аренду абсолютно невыгодно – и мы отправились в фонд имущества. Там предложили площади от 20 до 100 рублей за квадратный метр, но все они находились или в лесу, или неподалеку от свалки.

Проблема решилась исконно русским способом – через своего человека. Он договорился с фондом о неплохом помещении на 160 квадратов по 200 рублей каждый. Естественно, после регистрации и заключения договора с фондом мы пообещали посреднику «по-свойски» откатить пару тысяч.

От него же мы узнали, что в городе работает целая мафия предприимчивых арендодателей. Они за бесценок берут у города в аренду самые лучшие здания, а потом сдают их втридорога. Естественно, чиновники фонда имущества с этого получают определенную мзду.

Теперь оставалось лишь отнести документы на регистрацию фирмы.

Круг второй: регистрация

По Налоговому кодексу вмененка Марине не светила: ЕНВД платят те, кто работает на площади не более 150 квадратов, а в будущем кафе их 160. Решили перейти на упрощенку.

На следующий день мы отправились подавать документы на регистрацию фирмы. Может, в каких-то налоговых и нет очередей, но мы с ней простояли несколько часов. В кабинете инспектора выяснилось, что печать на учредительных документах стоит не так.

– На стенд надо лучше смотреть, там все написано, – железным тоном проговорила чиновница.

В следующий раз к инспектору мы попали только через два дня: вопреки приказу свыше наши налоговики упорно продолжают принимать два раза в неделю по три часа. На этот раз все прошло гладко. Через пять дней фирму зарегистрировали, поставили на налоговый учет, дали коды статистики, легализовали у пенсионщиков, в ФСС и медстрахе.

Круг третий: «бегунок»

Если вы считаете, что с момента регистрации можно спокойно работать, то сильно ошибаетесь. Едва зарегистрировав свою фирму, Марина выяснила: теперь нужно добыть право на открытие бизнеса у местных чиновников.

В городской администрации объяснили, что она должна написать заявление с просьбой разрешить открыть кафе по такому-то адресу. Раз в неделю чиновники администрации собирают комиссию и решают, кому что разрешить, а кому нет.

– Но вы не думайте, что это быстро делается, – «успокоила» чиновница. – За неделю столько заявлений накапливается, что все рассмотреть не успеваем.

Недели через три пришло письмо из областной администрации с приглашением прийти лично. Местные чиновники обрадовали Марину загадочной фразой: «Предварительно у вас все положительно», а заодно вручили документ, прозванный в народе «бегунок». На его листах было перечислено около 20 городских комитетов, организаций и ведомств, подписями которых нужно было заручиться для получения окончательного разрешения на открытие кафе.

Круг четвертый: проект

Первым в списке значился комитет по архитектуре. Там должны были составить проект внешнего вида кафе. Можно было представить и свой проект, но тогда его обязан завизировать главный архитектор города.

В комитете сообщили, что проект кафе будет стоить семь тысяч рублей.

– У меня есть свой проект, – парировала Марина, – нужна только подпись вашей начальницы.

– Девушка, хочу вас разочаровать, на вашем проекте подпись главного архитектора вы вряд ли увидите.

– Это почему? У нас замечательный проект – современный дизайн, который впишется в архитектуру города. И я уже заплатила за него архитекторской конторе.

– Нам лучше знать, что впишется, а что нет. Вот я уже сейчас вижу, что крыша над входом сделана не так: она должна быть конусообразной, как везде. А чтобы не переплачивать в следующий раз «левым» архитекторам, которые ничего не знают, надо сразу идти к нам.

– А какая гарантия, что главный архитектор подпишет ваш план?

– Никакой. Но если хотите гарантию, нужно заплатить четыре тысячи, – негромко сказала она.

– Я ничего не понимаю...

– Вы что, только вчера родились? Четыре тысячи будет стоить план, если заплатите... без чека. На такой «черненький» проект 100-процентная гарантия: архитектор его обязательно одобрит.

– А крышу можно сделать нормальную?

– Все можно, если очень захотеть...

На этой оптимистической ноте мы расстались с чиновницей. Через две недели Марина была с проектом кафе, подписанным главным архитектором. Надо сказать, что крыша в проекте была «не как у всех», правда, за это пришлось доплатить еще тысячу.

Круг пятый: земля

После плодотворного сотрудничества с местными архитекторами, предстояло общение с городским комитетом по землепользованию. После долгих скитаний по его коридорам мы наконец-то набрели на стенд. Там мелким шрифтом на замусоленных листочках располагалась информация о том, что всем «начинающим» надо пройти в 12-ю комнату к геодезистам.

Грузный начальник землемеров записал нас в сальную тетрадку и пообещал выехать на место ровно через три недели.

– Так тут же рядышком. Может, пораньше приедете, – улыбнулась Марина.

Но начальник посмотрел на нее суровым взглядом и дал понять, что разговор окончен.

Естественно, геодезисты нагрянули неожиданно на неделю раньше срока. Марине пришлось нестись из соседнего города, чтобы встретить их достойно. За «скорый» выезд пришлось заплатить 500 рублей плюс к этому около 400 рублей за составление чертежа.

Через неделю с геодезическим планом в руках мы отправились в комнату № 14. Там пообещали за неделю завести «земельное дело» и попросили заплатить в кассу пару сотен рублей. Когда новая бумажка была готова, мы отправились в 20-й кабинет, где составляли кадастровые планы. На этот план ушло две недели времени и 400 рублей. Через месяц скитаний по земельному комитету Марине наконец-то выдали кадастровый номер участка, на котором располагалось кафе, и определили стоимость аренды за землю.

Круг шестой: демоны

Если кто-то думает, что внутренний уют зависит от хозяина ресторана, он сильно ошибается: интерьером командует СЭС. Перед общением с санитарами мы решили расспросить о них знакомого ресторатора.

– СЭС – злой демон общепита, – начал он поучение. – «Санитары» способны до бесконечности ходить и говорить, что от плиты до холодильника должно быть десять метров, тогда как у вас вся кухня десять квадратов. Дело в том, что санитарные нормы для общепита разрабатывались еще в те времена, когда столовые были как аэродромы. Менять нормативку никто не торопится – такая статья «доходов» накроется. Поэтому без взятки вы кафе никогда не откроете. Напрямую давать бесполезно: не берут – боятся. Нужно заказать проект отделки помещения у их человека. Это будет подороже, зато часть денег перетечет к чиновникам, и вам все подпишут.

Действительно, едва взглянув на документы, санитарный врач запричитала:

– Нет, в такой конуре ничего нельзя готовить, а уж кормить тем более. Зря вы старались! Не видать вам разрешения.

Марина начала «атаку»:

– Ну что вы, Ольга Ивановна, для меня это кафе так много значит. Вы наверняка знаете какого-нибудь умельца, который сделает нам план кафе и все расставит по местам.

Чиновница была явно довольна догадливостью Марины. Она тут же дала визитку чудо-мастера, который за «умеренную» плату сделает нормальный план внутреннего помещения.

Через три недели все было готово, и, что самое радостное, на «бегунке» появилась подпись СЭС. Марина наконец-то смогла заняться отделкой внутреннего декора и наняла дизайнера с бригадой рабочих.

Круг седьмой:

ГИБДД и другие

Несмотря на то что на предыдущие согласования ушло огромное количество времени и денег, в «бегунке» отсутствовало около десятка подписей.

– Если мы будем такими темпами двигаться, то кафе заработает к моей пенсии, – резюмировала Марина.

Поэтому через газету мы нашли «ходока по очередям». На наше объявление откликнулся бодренький пенсионер. За две тысячи рублей он согласился взять на себя львиную долю ведомств: горзеленхоз, экологов, комитет по капитальному строительству и т. д. Нам достались автоинспекция и пожарники.

Мужественные борцы с огнем взяли за выезд на объект всего 200 рублей, зато предложили распределить по кафе десять огнетушителей разной модификации стоимостью от 300 до 1000 рублей. Особенно меня впечатлило предписание прикрепить к кухонному потолку подвесной огнетушитель. По идее он должен был срабатывать каждый раз, когда по нему ударят рукой.

– А вдруг у меня будет повар-итальянец? Махнет он рукой невзначай, и все блюда будут в пене, – возмутилась Марина и положила в карман пожарникам еще пару сотен.

Зачем для открытия кафе подпись ГИБДД, мы не могли понять до последнего. В отделении дорожной инспекции нас просветили: оказалось, что «гаишники» должны убедиться в наличии места парковки и нормального подъездного пути. Кроме того, кафе может мешать движению автомобилей и пешеходов или, что еще хуже, создавать опасность ДТП. За взаимопонимание сотрудникам ГИБДД пришлось заплатить около тысячи.

Надо отдать должное – за полтора месяца наш пенсионер успел собрать нужные подписи, и Марина наконец-то получила от администрации города вожделенное разрешение на открытие кафе. Но даже после этого начать работу не удалось. Впереди была долгая процедура внесения фирмы в торговый реестр.

Кроме того, нужно было обзавестись лицензией на продажу спиртных напитков. Разрешение на получение лицензии тоже дает администрация. Только с согласия местных чиновников можно идти в лицензионную палату. Так как у Марины уже не было сил на очередной круг, лицензию она просто купила.

Неофициально

Завершающим этапом стал поиск «крыши». Но как только были замечены перемены во внешнем виде заброшенного павильончика, «крыша» сама нашла Марину.

Крепкие ребята, подъехавшие к кафе, интеллигентно предложили защищать Марину от всех бед и невзгод. За это она ежемесячно должна была выкладывать по пять тысяч рублей. Пообещав подумать, Марина отправилась к знакомому бизнесмену за советом.

– Я бы посоветовал с бандитами не связываться. Лучше идти под крыло к милиции. Они хоть и берут больше, зато с ними меньше проблем. Во-первых, не будут с проверками ходить постоянно. Во-вторых, менты могут любую братву приструнить. Хочешь, познакомлю со своими «погонами»: хорошие ребята, из ОБЭП?

Люди в форме согласились защищать Марину за шесть тысяч рублей в месяц – но чего не сделаешь для собственного блага?

Хотя на дорогую мебель и посуду денег уже не хватило, кафе все-таки открылось. Однако Марина уверена, что еще не все «поели» из ее рук. В обозримом будущем ей предстоит запатентовать название и «принять» представителей Госстандарта: они обещали проверить, соответствует ли заведение Марины понятию «кафе».

Может, еще кто-нибудь зайдет на огонек?..

Время и деньги

Какие инстанции нужно пройти
Время (по блату – без блата)
Цена (по блату – без блата)

Фонд имущества
3 дня – от 3 недель
от 2000 руб. – от 200 руб.

Регистрация в налоговой
от 5 дней
2000 руб.

Администрация

– выдача бегунка
2 дня – от 1 недели
от 1000 руб. – 0 руб.

– разрешение на получение лицензии
2 дня – от 1 недели
от 500 руб. – 0 руб.

– внесение в торговый реестр
2 дня – от 1 недели
от 500 руб. – ...

Комитет по архитектуре
от 1 недели – от 4 недель
от 4000 руб. – от 6000 руб.

Комитет по землепользованию
от 1 недели – от 4 недель
от 3000 руб. – от 1200 руб.

СЭС
от 1 недели – до бесконечности
от 3000 руб. – от 0 руб.

ГИБДД
от 2 дней – от 2 недель
от 500 руб. – от 200 руб.

Пожарные
от 2 дней – от 2 недель
от 500 руб. (+ от 700 руб. за огнетушители) –
от 200 руб. (+ от 2000 руб. за огнетушители)

Остальные ведомства
от 2 недель – от 6 недель
от 1500 руб. – от 700 руб.

«Крыша»
1 день
от 3000 руб.

Олеся ПЕРЕЖОГИНА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное