Особенности приема

Особенности приема

16.03.2004 распечатать

Согласно последним распоряжениям МНС, налоговые инспекции обязаны принимать посетителей в течение всего рабочего времени. Но налоговики не спешат выполнять указания своего руководства. А бухгалтеры о них просто не знают.

Приказ не обсуждается... и не выполняется

Во время командировки в г. Санкт-Петербург разговорились с бухгалтером местной торговой фирмы. Она, узнав, что мы работаем в журнале «Расчет», пожаловалась на работу родной инспекции:

– Даже приходить туда не хочется, отношение чиновников к простым смертным иначе как наплевательским не назовешь. Принимают только два дня в неделю до 12 часов, из-за этого в коридорах собираются толпы людей. В очереди приходится стоять по 3–4 часа. А попав наконец в вожделенный кабинет, можно услышать что-то вроде «У вас тут галочка не стоит, до свидания!». И смотрят на тебя при этом как на заклятого врага. Неужели все это законно?

Вернувшись из Питера, мы решили заняться этой темой. Ведь существует приказ МНС от 29 октября 2003 г. № БГ-3-27/575, в котором прямо сказано, что налоговые инспекции обязаны принимать своих «подопечных» в течение всего рабочего времени. А не по средам и пятницам до обеда.

Как выяснилось, почти все налоговые продолжают принимать с «перерывами». Приятным исключением оказалась, например, ИМНС Меженского района г. Нижнего Новгорода, где четко выполняют распоряжение министра.

Еще одну добросовестную инспекцию мы обнаружили в Ленинградском районе Тульской области. Ирина Калиничева, бухгалтер гостиничного комплекса, сказала, что сотрудники этой инспекции не только принимают все рабочие дни, но и охотно консультируют бухгалтеров по телефону.

Нарушают и хамят

Во всех остальных регионах, где сотрудникам нашей редакции довелось бывать в силу служебных обязанностей или куда нам удалось дозвониться, приказ МНС от 29 октября так или иначе нарушают. Причем зачастую бухгалтеры даже не претендуют на то, чтобы их принимали по закону, а просто хотят узнать график, по которому работают их налоговые. Но, задав безобидный вопрос, можно нарваться на грубость. Например, ИМНС по г. Бийску Алтайского края не принимает посетителей в пятницу, а по остальным дням заканчивает прием за час до окончания рабочего дня. Об этом нам сказали в одной из местных фирм. Когда же мы позвонили в налоговую с вопросом: «Можно ли в пятницу зарегистрировать ККМ?» Нам ответили:

– Я этим вопросом не занимаюсь, ничего не знаю, не отвлекайте меня!

Позвонив по другому телефону этой же инспекции, мы услышали:

– Приходите и читайте объявление, у нас все написано.

Нарушают по-тихому

Во время командировки в г. Калининград наш корреспондент узнал, что чиновники из налоговой инспекции по Кантемировскому району города поступили хитрее, чем их коллеги из г. Бийска. До издания вышеупомянутого приказа они принимали посетителей только по понедельникам, средам и в первую половину дня пятницы. Теперь прием ведут в течение всего рабочего времени, но никого в известность об этом не поставили. Новость распространяется среди бухгалтеров по «сарафанному радио».

А вот сотрудники ИМНС по Октябрьскому району г. Калининграда работают с посетителями каждый день, но только до часу дня. Бухгалтеры отчаялись за такое короткое время успеть отстоять все очереди, выяснить все вопросы и предпочитают общаться с налоговой по почте. До обеда работает и налоговая инспекция г. Иркутска, которая, кстати, тоже называется Октябрьской. Кемеровская же городская инспекция не принимает в пятницу.

Чиновники придумали еще одну схему взаимодействия с фирмами, причем в упомянутом приказе о ней не сказано ни слова. Бухгалтер должен позвонить в инспекцию и узнать, когда его могут принять. У такого метода работы есть очевидный плюс: он помогает избежать очередей, законность же его вызывает сомнения.

Флюза Батршина, чье предприятие приписано к ИМНС Советского района г. Уфы, даже затруднилась назвать график работы своей инспекции:

– Мы звоним и договариваемся о времени визита, поэтому очереди бывают только в дни сдачи квартальных и годовых отчетов.

Дым без огня

Сами налоговики, очевидно, хорошо понимают, что действуют вразрез с приказом собственного министра. Поэтому, узнав, что им звонят из журнала, рапортуют бодро и четко:

– Принимаем с девяти до шести все рабочие дни!

Например, нам достоверно известно, что Кировская налоговая инспекция г. Ярославля с налогоплательщиками работает только до обеда и в очереди там посетители стоят не менее получаса. А во время сдачи отчетов бухгалтеры проводят в налоговой практически целый день. Самые бдительные записывают всех желающих попасть в кабинет инспектора в специальный журнал и выдают кусочки картона, на которых указаны номера в очереди. Но на наш звонок чиновники приветливо ответили:

– Мы работаем всю неделю полный рабочий день, только с часу до двух у нас обед.

Секретная методичка

В том же приказе № БГ-3-27/575 сказано, что МНС должен разработать некие Методические рекомендации о том, как «правильно» принимать бухгалтеров и предпринимателей. Мы попытались узнать, о чем в них речь. А вдруг любимое ведомство напишет, что хамить бухгалтеру нельзя?!

Звонок в министерство разочаровал. Ирина Филипук, сотрудница Управления организации работы с налогоплательщиками, всячески уходила от нашего прямого вопроса о том, что же говорится в методичке.

– Мы стараемся создать максимальные удобства для бухгалтеров и предпринимателей, – увлеченно вещала она, видимо, пытаясь похоронить под лавиной слов заданный вопрос. – В Москве примерно миллион цивилизованных фирм, но ведь у нас есть еще и малонаселенный Дальний Восток, где зачастую нет ни электронных каналов связи, ни дорог. До многих населенных пунктов можно добраться только по воздуху. Туда раз в месяц летает вертолет, возит и забирает документацию. Вот мы и думаем, как в таких условиях соблюсти сроки и выдать все справки.

– То есть эти Методические рекомендации должны регулировать региональные особенности работы налоговых инспекций?

– Не совсем, – замялась Ирина Федоровна. – Рекомендации универсальны, они направлены по всем УМНС, а последние в свою очередь обязаны распределить их по инспекциям. Но они пока временные, – спохватилась она, – будут дорабатываться с учетом мнений регионов. Пока это только пилотный проект.

Мы поняли, что здесь ничего не добьемся, и позвонили начальнику этого управления Марине Истратовой. От нее мы узнали, что окончательный вариант таинственных рекомендаций будет готов к 1 июня 2004 года.

– А вообще-то этот документ для внутреннего пользования, вам он ни к чему, – подчеркнула Марина Владимировна. – В нем сказано исключительно об организационных моментах работы с налогоплательщиками. Для вас это неинтересно.

С последним заявлением г-жи Истратовой можно поспорить. Именно об «организационных моментах работы с налогоплательщиками» очень даже интересно почитать.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...