Ошибка «упрощенца»

Ошибка «упрощенца»

23.02.2004 распечатать

Бухгалтеры «упрощенных» фирм тоже люди, и им свойственно ошибаться. Как исправить погрешность, обнаруженную в книге учета доходов и расходов?

Те, кто применят упрощенную систему налогообложения, должны вести книгу учета доходов и расходов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В ней они показывают результаты всех хозяйственных операций фирмы. Форма книги утверждена специально для фирм и предпринимателей, перешедших на «упрощенку», приказом МНС от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606. В этом же документе написано, как ее заполнить, а также внести правки, если коммерсант сделал в книге неверную запись.

Так, в приказе МНС сказано, что любые исправления должны быть обоснованы и заверены подписью и печатью. Однако, как применять на практике столь краткие разъяснения налоговых работников, не очень понятно.

Помочь коллегам взялись работники Минфина России. В письме от 15 декабря 2003 г. № 04-02-05/1/108 они пояснили сам способ внесения поправок. Порядок исправлений неверных записей, написали финансисты, зависит от того, каким способом «упрощенец» ведет книгу учета доходов и расходов: бумажным или электронным.

Бумажная работа

Коммерсантам, работающим «на бумаге», чиновники порекомендовали очень простой способ – зачеркивание.

То есть «упрощенцам» не стоит изобретать или заимствовать из бухгалтерского учета такие сложные методы, как красное сторно или обратная запись. Достаточно зачеркнуть неправильный показатель (операцию) в книге учета доходов и расходов и сверху надписать «истинную правду». При этом такую помарку, естественно, надо заверить. Сделать это должен руководитель фирмы (предприниматель), поставив личную подпись и печать.

Для наглядности покажем на примере, как исправить неверные записи, обнаруженные в книге учета доходов и расходов.

Пример

ООО «Пассив» перешло на упрощенную систему налогообложения. Единый налог компания рассчитывает с разницы между доходами и расходами. Книгу учета доходов и расходов бухгалтерия «Пассива» ведет в бумажном виде.

1 февраля 2004 года главный бухгалтер «Пассива» уволился. Новый бухгалтер, принимая дела, решил проверить зарегистрированные в книге операции за январь 2004 года. В результате проверки он обнаружил в книге две ошибки.

Так, в разделе I «Доходы и расходы» дважды ошибочно было учтено платежное поручение от 11 января 2004 г. № 15 на сумму 2000 руб. – в записях № 25 и 36.

А в записи № 38 ошибочно учтена в графе 7 «в т. ч. расходы, учитываемые при расчете единого налога» стоимость услуг по чистке аквариума в размере 5000 руб. Данные расходы не являются экономически обоснованными и поэтому не должны учитываться при расчете единого налога.

2 февраля 2004 года новый бухгалтер «Пассива» исправил записи в книге учета доходов и расходов.

Затем он заверил исправления у руководителя организации Овчинникова Ю.Н. и поставил печать фирмы.

Раздел I книги учета доходов и расходов с учетом всех внесенных исправлений может выглядеть так, как показано на следующей иллюстрации.

Прикреплённый документ: Иллюстрация к примеру

Компьютерная версия

Вносить правку в электронный вариант книги учета доходов и расходов проще. Если налоговая декларация за тот период, в котором обнаружена ошибка, не сдана, то делать исправительные записи вообще не придется. Неправильную операцию можно заменить на нужную прямо в бухгалтерской программе.

Другое дело, если отчетный (налоговый) период закончился и «упрощенец» уже отчитался перед инспекторами. В этом случае, чтобы поправить промах, в компьютер нужно внести неправильную запись со знаком «минус». А после этого вбить верную операцию. Ну и, конечно, забывать о том, что в инспекцию нужно подать уточненную декларацию, тоже не стоит.

Д. Гусятинский, аудитор

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.