Владелец собственнику рознь

Владелец собственнику рознь

27.11.2003

Верховный Суд сказал свое веское слово об автогражданке, признав некоторые ее положения незаконными. Но будет ли это слово последним?

До настоящего времени считалось, что обязательное автогражданское страхование производится по место-жительству исключительно собственника машины. В решении Верховного Суда, которое было оглашено 7 октября, есть непримечательные на первый взгляд слова о частичной отмене пункта 2 Страховых тарифов, утвержденных постановлением правительства от 7 мая 2003 г. № 264.

Это означает, что теперь застраховать машину имеет право не только тот человек, который указан в техпаспорте и паспорте транспортного средства (ПТС), но и владелец автомобиля. И хотя на бытовом уровне владелец всегда отождествляется с собственником, по закону это далеко не так.

В статье 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности» владельцем признается и тот, кто арендует автомобиль или использует его по доверенности. То есть застраховать машину может и арендатор, и доверенное лицо.

Одним из тех, кто судился с чиновниками, был москвич Алексей Королев. После процесса он с радостью поделился впечатлениями от того, что можно страховать автомобиль на доверенное лицо: «Сейчас я найду студента-заочника в какой-нибудь Тьмутаракани, где коэффициент 0,4, и выпишу на него доверенность. После этого я доплачу еще и коэффициент 1,5 за то, чтобы в договоре страхования указали, что к управлению допущено много лиц, и чтобы там не фигурировала моя фамилия. И буду преспокойно управлять своей машиной в Москве с коэффициентом 0,6 (0,4 × 1,5), а не 2».

Еще господин Королев мечтал добиться отмены повышающего коэффициента 2 для автомобилей, которые страхуются в Москве, но это ему не удалось. Аргументам о том, что в Москве автовладельцы вынуждены отдавать страховщикам почти в 5 раз больше, чем их товарищи в других регионах России, суд не внял.

Судьи с удовольствием рассматривали тестовую таблицу, разработанную журналом «За рулем», который на процессе также выступал в роли истца. В таблице сравнивались тормозные пути и скорости замедления при торможении недорогих отечественных машин и мощных иномарок. Сравнение было в пользу последних: их тормозная система и вообще «послушность» на дороге оказались гораздо более впечатляющими, чем у «Жигулей» и «Москвичей». Суд еще раз убедился, что иномарки более безопасны.

Также Верховный Суд отменил повышающий коэффициент 1,5 для машин с двигателем мощностью от 120 до 160 лошадиных сил. Как теперь страховать автомобили этого класса, остается загадкой, потому что никакого нового коэффициента суд, конечно же, не установил – это прерогатива правительства.

...граждане и товарищи!

Автогражданка – это не только граждане, но и разнообразные ООО, ЗАО и АО, которые юристы обычно называют товарищами. Точно так же, как и простые смертные «физики», они обязаны страховать гражданскую ответственность за причинение вреда транспортным средством.

Даже не нужно ничего подсчитывать – те деньги, которые платят «мелкие собственники» (граждане), вообще ни в какое сравнение не идут с теми суммами, которые тратят фирмы на автострахование.

И тем не менее решение суда позволяет кое-что сэкономить и фирмам. Например, страховать автотранспорт можно вместо Москвы в какой-нибудь деревне. Согласно Страховым тарифам, в населенных пунктах с численностью меньше десяти тысяч человек коэффициент составляет 0,4. Для примера: в Москве он составляет 2, в Питере – 1,8, в Ленинградской и Московской областях – 1,6.

Если, например, ваша головная фирма находится в Москве и у нее есть филиал в деревне Гадюкино – передайте свой автотранспорт на баланс именно туда. Таким образом, владельцем (но не собственником) автотранспорта будет ваш филиал. И соответственно коэффициент при страховании будет всего лишь 0,4.

Имейте в виду, что ваш водитель не является владельцем транспортного средства, управляя им по доверенности. Даже в том случае, если он не состоит с фирмой в трудовых отношениях, а работает по гражданско-правовому договору (ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). То есть страховать автомобиль по местожительству водителя нельзя.

А что дальше?

А дальше – полная неизвестность, смятение и ужас.

Автостраховщики возмущены (еще бы – карман с деньгами оторвали!) решением Верховного Суда. Некоторые однозначно высказались в том духе, что никакие решения никакого суда (имея в виду, конечно, Верховный) они выполнять не собираются.

Руководитель страховой компании «РОСНО» Леонид Меламед даже высказал нечто вроде сожаления о том, что Верховный Суд не будет нести ответственность за то, что разорил страховщиков.

Минфин возмущен не меньше. Неизвестно, заботится ли он в этом случае о простых смертных, но о государственном кармане подумал точно. Меньше доходы страховщиков – меньше заплачено налогов. Ясно как божий день. Тем более что эти налоги подсчитаны вперед и, естественно, заложены в бюджет.

Ну и, кроме того, в Верховном Суде нам сообщили следующее. На момент выхода этой статьи решение суда официально сторонам разослано не было и данных о наличии жалоб у судей нет. Но, заметили в аппарате «верхушки», они, несомненно, будут.

Ужастик напоследок. Только для фирм

В праве существует понятие «источник повышенной опасности» – любой предмет, который при производственной деятельности может причинить вред. Причем вероятность такого вреда именно «повышенная». К источникам повышенной опасности относятся и автомобили. Поэтому (как в свое время мотивировали авторы закона) и была введена автогражданка – риск, повышенная опасность и все такое.

А теперь – внимание! К источникам повышенной опасности относятся также все виды транспорта (в том числе трубопроводы), химикаты, любые излучатели и электрооборудование, практически все приборы и даже компьютеры (на рабочем месте).

Поэтому не исключено, что в виде особой заботы о финансовом благополучии страховщиков будут введены «трубогражданка» и «электрогражданка».

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное