Подписываться будем. Цифрами

Подписываться будем. Цифрами

02.10.2003 распечатать

Сначала бухгалтеры работали "руками", кропотливо записывая цифры в декларации и формы. Сейчас уже мало кто представляет свою работу без компьютера. Обмен бумажными документами сменяет передача информации через интернет. Но как же подпись и печать?

Материал предоставлен журналом
"Расчет" (№9, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе "Периодика"
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru Сначала бухгалтеры работали "руками", кропотливо записывая цифры в декларации и формы. Сейчас уже мало кто представляет свою работу без компьютера. Обмен бумажными документами сменяет передача информации через интернет. Но как же подпись и печать?

Виртуальные документы можно "подмахнуть" электронной цифровой подписью (ЭЦП). Она не имеет ничего общего с уникальным росчерком человека на бумаге. Это криптосистема, с помощью которой информация в документе шифруется и защищается от просмотра и изменения. По этой подписи адресат может удостовериться, что получил документы именно от его автора. При этом отказаться от факта подписи ее владелец уже не сможет в силу свойств самой ЭЦП. Точно так же невозможно подделать чужую электронную подпись.

Немного "учености"

Сам механизм ЭЦП использует два ключа: закрытый и открытый. И тот и другой представляют собой наборы цифр и букв. Закрытый ключ принадлежит владельцу подписи и должен храниться на недоступных посторонним носителях (например, на дискете или компакт-диске). С его помощью можно подписывать документы.

Открытый ключ позволяет проверить подлинность полученной подписи, а потому общедоступен. Как правило, справочники открытых ключей хранятся в специальном удостоверяющем центре (в компании, которая имеет лицензию на выдачу программ для установки ЭЦП).

Чтобы пользоваться ЭЦП, нужно иметь оба ключа. Их выдает удостоверяющий центр. Пока такие центры открыты при компаниях, предлагающих вести дела через интернет. Каждый из частных центров работает по своим правилам. Но сейчас Минсвязи разрабатывает единые стандарты для удостоверяющих центров. А также собирается открыть государственные удостоверяющие центры во всех регионах.

С чего начать?

Чтобы получить ЭЦП, сначала надо выбрать удостоверяющий центр. Сегодня их уже немало. Найти их просто: заходите на Яндекс (www.ya.ru) и набираете в поле поиска "Удостоверяющий центр". Есть специализированные удостоверяющие центры, например у Московской межбанковской валютной биржи, поэтому отнеситесь к выбору внимательнее — вряд ли вам понадобятся подписи участников торгов.

Выбрав центр, не спешите начинать регистрацию. Сначала договоритесь с партнером, ведь вам придется использовать один и тот же центр и одну и ту же программу. Если у вашего партнера уже есть ЭЦП, вероятно, проще именно вам зарегистрироваться вслед за ним. Но в любом случае должно быть обоюдное согласие использовать ЭЦП и соответственно оплачивать расходы на нее. После этого можно оформлять договор с удостоверяющим центром на сертификат подписи.

От меня потребовали договор купли-продажи, заявление на изготовление сертификата ключа подписи, мои реквизиты и квитанцию об оплате. При регистрации ЭЦП для фирмы указываются должность и полномочия владельца подписи, а также реквизиты фирмы — она становится третьим участником договора. Файл с договором и заявлением я скачала с сайта удостоверяющего центра. Заключение договора заняло один день. Ближе к концу рабочего дня меня попросили подъехать и забрать "пакет". Кстати, удовольствие иметь в своем распоряжении электронный росчерк — не дешевое. В том центре, на котором я остановила свой выбор, заключение договора и комплект со всем необходимым стоили порядка 300 долларов. Есть еще и такая неприятная вещь, как ежегодная абонентская плата — в среднем около 170 долларов.

Оплатив услуги, я стала счастливым обладателем комплекта документов, диска с программой криптозащиты, справочником открытых ключей и дискеты с теми самыми секретными ключами, которые надо хранить подальше от чужих глаз.

Обещали, что все просто

Можно приступать к установке программы ЭЦП на компьютер. Вроде бы все просто. По крайней мере, так обещают разработчики самой популярной на сегодняшний день программы ЭЦП "Верба-OW", прилагая 18-страничное руководство по установке. Если вы не уверены в своих силах, удостоверяющие центры заботливо предложат обучить установке программы и ее использованию. Такая забота стоит около 50 долларов.

Мои знакомые, пользующиеся ЭЦП уже достаточно давно, в один голос заявили, что, устанавливая программу впервые, можно запутаться. Приходится звонить в центр. Иногда там помогают совершенно бесплатно, рассказывая, какие кнопки надо нажать. Но так или иначе процесс установки и наладки программы у "чайника" может занять до двух дней.

Программа "Верба" может работать как отдельно, так и пристраиваться к нужной вам программе, например электронного документооборота. Вам также могут предложить встроить программу в систему документооборота вашей фирмы за отдельную плату. Я обошлась самой "Вербой".

Заработало!

Работа с установленной программой действительно не представляет никаких сложностей. Щелкаешь правой кнопкой мыши и в меню выбираешь один из трех пунктов: "Зашифровать", "Подписать" или "Зашифровать и подписать". Я как-то больше тяготею к последнему пункту — все-таки спокойнее, когда защита посильнее. Причем программе все равно, что за файл вы собираетесь подписывать (я "подмахнула" документы Word, Exel и графический файл).

После выбора пункта она сама попросит вставить дискету с секретным ключом, выбрать подпись из списка (если у вас несколько подписей для разных клиентов) и нажать "ОК". Собственно, и все. Дополнительные процедуры — загрузку секретных ключей, генерацию свободного ключа — программа выполнит без вашего участия. У подписанного файла появится новая иконка. Происходит это буквально за пару минут. Теперь можно отослать подписанный документ по электронной почте.

Что же касается проверки присланных подписанных документов, то она происходит автоматически. Как только я попыталась открыть файл, тут же выскочило окошко с предупреждением о проверке. Затем оно сменилось объявлением: "Проверка прошла успешно", после чего файл открылся в привычном виде.

Собственно в этом и заключается использование ЭЦП. В общем, на меня работа данного детища передовой технологии произвела благоприятное впечатление. Все действия расписаны, и нужно только следовать подсказкам. Самая неприятная процедура — это установка самой программы.

А теперь представьте: в обычной процедуре заключения договора или составления любой другой официальной бумаги вам нужно распечатать итоговый вариант, подписать, поставить печать, отослать по почте (причем всегда есть вероятность, что он "затеряется" по дороге) и ждать подтверждения от вашего визави. В случае с ЭЦП вам достаточно воспользоваться правой кнопкой мыши и отослать защищенный документ по сети.

О чем еще стоит упомянуть? Например, мне захотелось, чтобы была не одна моя подпись, а еще сотрудника, сидящего рядом. Совершенно необязательно регистрировать новую ЭЦП — можно просто добавить "Сертификат открытого ключа". Для этого нужно зайти в программу и выбрать пункт "Добавить сертификат". Он создается на основе вашего секретного ключа, а вы отсылаете его в "Удостоверяющий центр", где его регистрируют и вносят в список открытых ключей. После чего присылают вам подтверждение на электронную почту. Таким образом, вы можете создать несколько подписей не только для разных сотрудников, но и для отправки документов разным клиентам.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.