От ПБУ к МСФО

От ПБУ к МСФО

12.08.2003

Международные стандарты финансовой отчетности станут обязательными с 2004 года только для российских банков, большинство других организаций столкнется с этой проблемой лишь к 2010 году. Однако к некоторым из стандартов стоит присмотреться уже сейчас.

Материал предоставлен журналом
"Расчет" (№8, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе
"Периодика"
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru

Международные стандарты финансовой отчетности станут обязательными с 2004 года только для российских банков, большинство других организаций столкнется с этой проблемой лишь к 2010 году. Однако к некоторым из стандартов стоит присмотреться уже сейчас.

– Зачем российским бухгалтерам Международные стандарты?

– От того, насколько прозрачной будет наша экономика для западных финансистов, зависит объем зарубежных кредитов и инвестиций. Поэтому переход на МСФО – лишь дело времени. Многие успешные компании не стали ждать законодательных актов и перешли на МСФО по собственной инициативе.

– Почему именно МСФО, а не ГААП, например?

– Эксперты считают, что МСФО – это сегодня лучшие бухгалтерские стандарты в мире, позволяющие получать объективную отчетность. Сейчас их внедряют в странах ЕС, где на биржах зарегистрировано около 8700 компаний, которые владеют почти четвертью мирового капитала. Процесс перехода на МСФО активно идет и на других континентах. Этому немало способствовал нашумевший скандал с американской компанией Enron. В консолидированную отчетность финансовой группы она не включила данные своих убыточных дочерних фирм, что позволяют делать стандарты ГААП. Мнимое благополучие ввело в заблуждение инвесторов компании. Если бы Enron составляла отчетность в соответствии с МСФО, такое было бы невозможно.

Кроме того, Совет по стандартам финансовой отчетности США (FASB) заявил о сближении, а к 2007 году и полном переходе на МСФО. Так что вскоре они станут всемирными стандартами учета.

– Но у нас есть свои родные ПБУ, чем они хуже?

– Российские ПБУ разрабатываются на основе МСФО и близки к ним. Однако различия между ними порой довольно значительные. Кроме того, отчетность в соответствии с ПБУ понятна лишь бухгалтерам и финансистам. Но даже для них она малоинформативна. Отчетность же по МСФО более понятна, доступна и полезна широкому кругу пользователей. Она также позволяет учесть фактор инфляции, что весьма важно при анализе динамики развития компаний. Наконец, крупные кредиторы и иностранные поставщики уже давно требуют от наших фирм отчетности по МСФО, даже если те не являются участниками фондового рынка. Так что никуда нам от Международных стандартов не деться. А начать готовиться к переходу на них лучше уже сейчас.

– В чем заключается эта подготовка?

– Прежде всего бухгалтеру следует научиться составлять сводный (консолидированный) отчет. В МСФО ему посвящен стандарт № 27. В России понятие сводной отчетности и правила ее составления даны в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минфина от 30 декабря 1996 г. № 112.

– Почему именно сводный отчет?

– У нас в стране широко распространены холдинговая и филиальная структуры компаний. При этом головные («материнские») предприятия помимо собственного отчета должны составлять еще и сводный, включая дочерние и зависимые общества, структурные подразделения. Это предусмотрено пунктом 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н. Однако у нас мало кто придает этому серьезное значение, а в МСФО влияние взаимосвязанных предприятий друг на друга и другие моменты консолидированной отчетности рассмотрены очень подробно.

– Когда отчетность дочернего общества включается в сводную отчетность компании?

– В основном когда головной фирме принадлежит больше половины голосующих акций дочернего АО или уставного капитала ООО. Однако консолидироваться нужно и в том случае, если «материнская» фирма может определять решения, принимаемые «дочкой», или имеет на нее иное влияние.

– Каким образом одна фирма может влиять на деятельность другой?

– Оказывать на фирму влияние можно, участвуя в ее совете директоров, выработке финансовой политики, заключении крупных сделок, ставя ее в технологическую зависимость и другими методами. Считается, что компания оказывает на фирму существенное влияние, если владеет более чем 20 процентами ее голосующих акций. В этом случае включать в сводную отчетность данные о зависимом обществе нужно обязательно.

– Бывает, что дочернюю фирму специально покупают для перепродажи. Нужно ли включать данные о «дочке» в сводную отчетность?

– В таком случае это делать необязательно. Кроме того, не нужно объединять отчетность обычной фирмы и банка или страховой компании, созданной этой фирмой, даже если они отвечают необходимым критериям. Это слишком разнородные виды деятельности, и их отчетность весьма специфична.

– Итак, с чего начать?

– С разработки единой учетной политики и корпоративного рабочего плана счетов. Это необходимо для получения сопоставимых данных по всем входящим в компанию фирмам. Полезно разработать формы внутренней отчетности с системой увязок разных показателей. Эти формы должны включать графы с данными о внешних и внутренних по отношению к компании расчетах и обязательствах. В дальнейшем это очень упростит составление сводного отчета, причем по любым стандартам (ПБУ, МСФО, ГААП и др.).

Очень важно наладить контроль достоверности и полноты предоставляемой фирмами информации. Эту задачу лучше всего выполнит подразделение внутреннего аудита компании.

– Работа серьезная, ничего не скажешь...

– Но и это еще не все. Перед составлением сводной отчетности необходимо выверить все взаиморасчеты и финансовые взаимоотношения «матери» (центра) и «дочек» (филиалов), а также между «дочками». Если соответствующие данные у них не совпадают, то причина расхождений выясняется у фирмы-покупателя. После исправления ошибок можно приступать к подготовке сводного отчета.

Вначале построчно суммируются все показатели бухгалтерских отчетов (баланса, форм № 2–5) фирм, входящих в группу. В результате получается промежуточный (агрегированный) отчет. Затем из него исключается (элиминируется) ряд показателей:

- финансовые вложения фирм в уставные капиталы других обществ группы;

- взаимная дебиторская и кредиторская задолженность между фирмами;

- прибыль и убытки от взаимных операций между фирмами;

- дивиденды, выплачиваемые фирмам – членам группы;

- часть активов и пассивов дочерних фирм, не относящихся к деятельности компании.

Если «мать» владеет менее чем половиной уставного капитала «дочек», то их данные включаются в состав сводного отчета пропорционально доле голосующих акций головной фирмы. В этом пункте консолидированный отчет «по-русски» расходится с аналогом МСФО № 27. В соответствии с ним суммирование является единственным методом консолидации.

– И это все? Сводный отчет готов?

– Не торопитесь. Чтобы получить реальную картину финансового состояния компании, необходимо переклассифицировать некоторые статьи сводного отчета. Такая операция не влияет на его итоги, но меняет соотношение между показателями разделов и статей. Это может привести к иным выводам при анализе состояния дел внутри группы.

– Например?

– Допустим, фирмы компании имеют небольшие доли участия в «чужом» обществе и показывают их в своих балансах по статье «Инвестиции в другие организации». Если при сложении этих долей в рамках компании в целом получается более 20 процентов, то такая организация считается зависимой или дочерней. Поэтому данные об участии в ней надо отразить по другой строке баланса.

Вот еще пример. Одна фирма компании торгует товарами другой ее фирмы по договору комиссии. В этом случае в отчете о движении денежных средств делается постатейная перегруппировка. Отраженная в отчете комиссионера плата комитенту из разряда прочих поступлений от внешних пользователей переводится в состав выручки от продажи товаров. При этом из нее вычитается комиссионное вознаграждение, выплаченное комиссионеру. Одновременно оно уменьшает и затраты компании.

– Есть ли в консолидированном отчете еще какие-либо хитрости?

– Конечно, есть. В ряде случаев может возникнуть особый показатель – «гудвилл» (goodwill – деловая репутация фирмы). Он, например, получается при сравнении балансовой оценки инвестиций «матери» и соответствующей доли собственного капитала «дочки» (или величиной ее чистых активов) в момент инвестирования. Если номинальная стоимость акций «дочки» ниже балансовой оценки финансовых вложений в ее уставный капитал «матери», то «гудвилл» отражается в группе статей «Нематериальные активы» сводного баланса. Отрицательный «гудвилл» следует показать между III и IV разделами баланса.

– Это очень сложно. Так сразу во всем не разобраться...

– Да, непросто. Однако если сводная отчетность на основе ПБУ полностью регламентирована, то консолидация на базе МСФО сложнее. Она предусматривает несколько альтернативных вариантов решения одних и тех же вопросов. И вариант должен выбрать сам бухгалтер на основании своего профессионального суждения.

Но, как говорится, не Боги горшки обжигают. Начните с изучения нормативных актов и методички по составлению консолидированной отчетности, сходите на семинар, посоветуйтесь с аудиторами и опытными коллегами. Подумайте над формами рабочих документов и попробуйте составить сводный отчет. Это будет полезно и вам, и вашей компании. Однако помните, что отчет не самоцель. Важны выводы, которые на его основе можно сделать. Для этого нужны глубокие знания и аналитические способности.

– А если нет ни того ни другого?

– Это поправимо. До перехода на МСФО у вас есть масса времени, которое стоит потратить на образование, повышение квалификации. Ведь если вы научитесь грамотно составлять сводную отчетность и квалифицированно анализировать ее, то увидите, как изменится ваше экономическое мышление. Ваши выводы и предложения помогут компании сделать более рациональными и эффективными ее структуру, схемы закупок и продаж, финансовые вложения и многое другое. Это повысит ваш авторитет, и, вполне вероятно, вам прибавят зарплату. А может быть, вы почувствуете, что переросли рамки своей маленькой фирмы и пора двигаться дальше. Перед бухгалтером с большим багажом знаний всегда открывается много дорог в отличие от счетовода, идущего по единственной узенькой тропке.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное