Быть или не быть МНС

Быть или не быть МНС

21.05.2003 распечатать

После ликвидации ФСНП в различных СМИ стали появляться слухи, что незавидная судьба ждет и МНС. Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент журнала "Расчет" побеседовал с хорошо осведомленным чиновником в правительстве.

Материал предоставлен журналом
"Расчет" (№5, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе "Периодика"
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru

После ликвидации ФСНП в различных СМИ стали появляться слухи, что незавидная судьба ждет и МНС. Чтобы разобраться в ситуации, наш корреспондент Екатерина МАЗУРОВА побеседовала с хорошо осведомленным чиновником в правительстве.

- Слухи о расформировании налогового ведомства уже давно исходят из самого министерства...
— Правильнее говорить — не расформирование, а реорганизация ведомства.

- А в чем разница?
— Предполагается, что налоговое министерство номинально перестанет существовать, но фактически полностью не исчезнет. То есть произойдет его реорганизация. Определенных документов в правительстве на этот счет пока нет, лежат только предложения. Но это вопрос времени. Сейчас решается, в какое подразделение преобразовать: подкомитет, службу, департамент. Разница в масштабности.

- Вновь образованная налоговая организация будет самостоятельной?
— Скорее всего она будет подчинена Минфину. Однако рассматривается и альтернативный вариант — Минэкономразвития. Ведь на самом деле МНС и Минфин, к примеру, выполняют очень много дублирующих функций. И это несмотря на то, что оба министерства в докладе премьер-министру отрапортовали, что никакого копирования функций ни у одного, ни у другого нет.

- И как будут разделены полномочия и функции между "старенькими" и "новенькими" внутри министерства, принявшего налоговиков?
— Часть налоговых департаментов и управлений будет упразднена. В частности, обслуживающие службы, хозяйственники, материальщики, может, также кадровики, финансисты. А часть департаментов и управлений перетасуется между собой.
Если же МНС решат преобразовать в службу, то тогда она будет самостоятельной и таких радикальных перетрясок не будет.

- Какая судьба ожидает налоговые инспекции?
— Они никуда не денутся. Налоги-то собирать надо. От самой фискальной системы никто отказываться не собирается. Инспекции просто войдут в новую структуру. Кардинальных кадровых изменений скорее всего не будет. Ведь ни у одного министерства нет подобных подразделений, чтобы их с кем-нибудь сливать или тасовать.

- Неужели государству выгодно совместить функции сбора и распределения денег в одном ведомстве?
— Такая система существует в западных странах, к примеру в Германии, Канаде, Испании. Но, думаю, в нашей стране она сработает с точностью до наоборот — на руку коррупционерам. Получится громоздкое ведомство со множеством функций, требующее большего контроля. А вы же понимаете, какая комбинация выстраивается у российского чиновника в голове, когда он сам решает, сколько собрать, потом получает эти деньги, и он же решает, как и куда их распределить. Поэтому лучше, когда функции разделены. Не так запутаны следы, легче найти виновного и надавать ему по шее.

- Какова подоплека всех этих телодвижений, если не рассматривать официальную версию — административную реформу?
— Этим вопросом вы меня режете без ножа... МНС не добирает налогов, МНС не тянет на статус министерства, МНС — потребитель... Это все несерьезно. Как говорится, придраться можно и к столбу. Серьезная причина... если честно, не знаю, но склоняюсь к тому, что один хорошо вам известный господин в правительстве хочет иметь полную власть над российской экономикой. Вот и "лепит" под себя.

- Хорошо, а какие проблемы могут возникнуть у фирм, предпринимателей после реорганизации налогового ведомства?
— Например, когда функции по регистрации фирм передали МНС, попутно обязали всех пройти перерегистрацию. Не стали же просто перекидывать информацию из Регистрационной палаты налоговикам. Подобная ситуация может сложиться, когда МНС войдет в состав Минфина или Минэкономразвития. Почему не провести новую перерегистрацию? Ведь на тот момент ведомство, которое регистрировало фирмы, не будет существовать.

- Есть конкретные сроки реорганизации?
— Это подводные течения. Я сказал, что определенных документов еще нет, значит, пока и сроки не определены. Но произойдет реорганизация не раньше 2005 года. В кулуарах обсуждается еще и другая отправная точка — президентские выборы (март 2004 года — прим. ред.). Но по-любому не сегодня — завтра. Да и налоговикам, по-моему, надо еще отработать займ, выданный МВФ на модернизацию налоговой системы.
Хотя у нас любят удивлять. В этом весь эффект. Хотели удивить полицейских? Удивили. И замечательно получилось.

- Сейчас кого-то планируете удивить?
— Ну это не от меня зависит. И про "сейчас" тоже сказать не могу. А так — поговаривают о ГТК, Минтруде, Госкомстате, Роспатенте. Но, как говорится, на эту тему подробности письмом.

Чиновников на душу населения
На сегодняшний день в России исполняют свои обязанности: 24 министерства, 6 комитетов, 2 федеральные комиссии, 7 агентств, 12 служб и 2 федеральных надзора. По оценкам экспертов, в России сейчас работает более 70 миллионов человек, при этом на госслужбе состоит более миллиона человек. То есть примерно каждый седьмой у нас — чиновник.
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.