Блеск и нищета налоговых инспекций

Блеск и нищета налоговых инспекций

08.04.2003 распечатать

Почему одни бухгалтеры в дни сдачи отчетности мерзнут на улице в очередях или томятся в душных коридорах, а другие проводят время в комфортабельных помещениях с кондиционерами? В поисках ответа на этот вопрос наш эксперт Ислам РАМАЗАНОВ посетил столичное налоговое управление и несколько московских инспекций.

Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№3, 2003)

Прошло почти 12 лет со дня создания первых налоговых инспекций в столице. Тогда помещения под инспекции выбирать не приходилось, налоговики довольствовались тем, что предоставил им город. Эту историю помнит начальник отдела эксплуатации зданий и сооружений московского УМНС Анатолий Щукин: "Первые здания нам достались от ликвидированных районных финансовых отделов (райфинов). Постепенно кое-какую площадь стали передавать префектуры. Промышленные предприятия начали избавляться от объектов социальной сферы, например детских садов. Одни помещения нам приходилось ремонтировать, другие — расширять. Поскольку вначале в инспекциях работало примерно 50-60 человек, то больших проблем с размещением не возникало".
Теперь же в ИМНС трудится уже по 200-300 инспекторов, но для многих из них здания остались прежними.


Разные судьбы
На сегодняшний день в столице можно встретить три типа налоговых инспекций. Первые смело можно отнести к "пятизвездочным". Например, территория ИМНС № 33, 39, 44 и 45 в Походном проезде огорожена, на въезде — охраняемый шлагбаум, почти как в банках. Вход в здание тоже соответствует уровню: банкомат, автоматы с горячими и прохладительными напитками.
Впрочем, в приемные дни и здесь толчея. Прием отчетности ведется в отдельном просторном помещении со стойками, по примеру операционных залов все тех же банков. Но туда приходят бухгалтеры сразу из четырех ИМНС. "Невозможно протиснуться. Снаружи все очень красиво, а чтобы отчетность подать или спросить что-нибудь, надо стоять в очереди, как в метро. Вместо банкоматов, по-моему, лучше организовать дополнительный прием документов", — отметила Галина Аниськина, бухгалтер московской торговой фирмы.
На верхних этажах, где расположены отделы, царит совсем другая обстановка: тишина, просторные коридоры. Проходя мимо кабинетов, можно увидеть, чем заняты сотрудники (часть стен сделана из стекла). По словам налоговиков, никакого дискомфорта от этого они не испытывают. Однако просят посетителей не загораживать стекла. В каждом кабинете есть кондиционеры. "До переезда в это здание мы сидели, как большинство наших коллег, в настоящей "дыре". После новоселья некоторые из нас даже не могли поверить, что теперь мы будем работать здесь", — пояснил один из сотрудников инспекции.
Вторая группа инспекций — середнячки. Например, инспекции № 18 и 19 расположены на территориях бывших детских садов. Ничем примечательным они нам не запомнились. Снаружи типовой ремонт. Внутри те же узкие коридоры и небольшие кабинеты. По слухам, когда ИМНС № 19 готовилась к переезду из старого здания в новое, руководителю были предложены три варианта помещений. Он выбрал то, которое ближе всего расположено к его дому.
Больше всего претензий к инспекциям третьей группы. Как ни странно, почти все самые неблагополучные ИМНС находятся в центре столицы. Так, например, интерьер инспекции № 6 с первого взгляда напоминает полуразрушенное бомбоубежище времен Великой Отечественной войны. Коридоры завалены папками с документами. Из-за этого люди вынуждены передвигаться почти боком. Несколько запасных выходов переделаны в кабинеты начальников отделов. В приемные дни бухгалтерам приходится брать инспекцию штурмом. "В 1992 году у нас в инспекции работало 55 человек. Площади в 567 квадратных метров нам хватало с лихвой. Теперь штат увеличился до 179 человек, а помещение осталось прежним. К тому же значительно возросло число налогоплательщиков", — пояснила Валентина Артамошина, начальник ИМНС № 6. По ее словам, на сегодняшний день на одного сотрудника ее инспекции приходится около трех квадратных метров.
В похожих "апартаментах" находятся почти все ИМНС Центрального округа (исключения составляют ИМНС № 4 и № 5).


Виноватых нет
Анатолий Щукин заверил нас, что никакой дискриминации и приоритетов у управления нет. "Подход для всех одинаков. Но из-за нехватки помещений особенно страдают инспекции в центре столицы. Расширить их почти невозможно. По нормативу полагается не менее девяти квадратных метров на сотрудника или примерно 2-2,5 тысячи квадратных метров на инспекцию. Но в центральных налоговых приходится от 3 до 5 квадратных метров на одного сотрудника. Ремонтировать здания в центре дорого и невыгодно", — пояснил он.
Несмотря на это, поиск новых помещений для инспекций, по словам начальника отдела, постоянно ведется: "Мы сотрудничаем с Министерством имущественных отношений, что-то подыскивают сами инспекции и предлагают нам". Как сообщил Анатолий Щукин, УМНС по г. Москве планирует решить проблему размещения столичных инспекций к 2007 году. Видимо, тогда же и бухгалтеры смогут вздохнуть с облегчением.
Однако из неофициальных источников нам стало известно, что многое в этом вопросе зависит непосредственно от начальника инспекции. Особенно в Подмосковье. "Если начальник ИМНС в хороших отношениях с администрацией города, то, как правило, его инспекция располагается в приличном здании. Также если руководитель "пробивной" человек, пишет ходатайства, то его инспекцию тоже перевозят в хорошее помещение раньше остальных", — сообщил нам сотрудник одной из областных ИМНС.
По его словам, сами налогоплательщики могут обеспечить себе и инспекторам сносное существование. Так, например, в некоторых инспекциях и Москвы, и области фирмы, состоящие на учете, бесплатно привозят мебель или делают косметический ремонт. Налоговики в долгу не остаются. Бухгалтеры "дружественных" фирм заранее узнают о выездных проверках, посещают своего инспектора без очереди, а также могут исправить все недочеты в отчетности прямо в его кабинете.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...