Как заплатить через другую фирму

Как заплатить через другую фирму

02.04.2003

Часто фирмы рассчитываются с поставщиками, поручая оплату своей задолженности другим фирмам. При этом у бухгалтеров возникает много вопросов: «Какие документы нужно оформить? Как принять к вычету НДС? Когда начислить налог на прибыль?» Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Материал предоставлен журналом
"Практическая бухгалтерия" (№3, 2003)

Фирмы платят друг за друга либо из-за временного отсутствия денег, либо для того, чтобы ускорить взаиморасчеты. Как правило, с просьбой об оплате они обращаются к своим же должникам или к партнерам, которые готовы дать денег взаймы.

Как рассчитаться через своего должника

Поручить оплату вашей задолженности вы можете, например, своему покупателю, вовремя не расплатившемуся за полученные товары.

Пример 1. 28 октября 2002 года ООО «Актив» отгрузило ЗАО «Пассив» партию канцтоваров по договору от 28 октября 2002 г. № 128. Стоимость товаров – 90 000 руб. (в том числе НДС – 15 000 руб.). «Актив» выписал «Пассиву» счет-фактуру от 28 октября 2002 г. № 176.

10 декабря 2002 года «Актив» заключил с ОАО «Автолайн» договор № 326 на оказание транспортных услуг. Услуги были выполнены 20 декабря 2002 года. Их стоимость составила 60 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.). «Автолайн» выписал «Активу» счет-фактуру от 20 декабря 2002 г. № 274.

Однако «Актив» не смог расплатиться с «Автолайном» 20 декабря. Поэтому 8 января 2003 года фирма решила поручить оплату своей задолженности ЗАО «Пассив», которое к этому моменту все еще не расплатилось за полученные от «Актива» канцтовары.

Какие документы нужно оформить

Фирма, которая хочет, чтобы другая фирма оплатила ее задолженность, должна направить ей письмо.

В письме нужно четко указать:

  • наименование документа, который служит основанием для перечисления денег (счет, счет-фактура и т. п.);
  • реквизиты фирмы, на расчетный счет которой нужно перечислить деньги;
  • общую сумму, которую нужно заплатить;
  • сумму НДС.

Письмо должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером, а также заверено печатью.

Пример 2. 8 января 2003 года бухгалтер фирмы «Актив» составил такое письмо «Пассиву»:

Генеральному директору
ЗАО «Пассив»
В.В. Смирнову

По договору от 28 октября 2002 г. № 128, счету-фактуре от 28 октября 2002 г. № 176 наша фирма отгрузила вашей партию канцелярских товаров на сумму 90 000 руб. (в том числе НДС – 15 000 руб.). Учитывая, что оплата за поставленные товары на наш расчетный счет не поступила, просим в счет погашения части вашей задолженности перечислить 60 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.) на расчетный счет ОАО «Автолайн».

Реквизиты получателя:

ИНН 7730221040
р/с 40702810138260101812
Банк получателя: КБ «Инвестиционный», БИК 044525342, к/с 30101810600000000342

В графе «Назначение платежа» платежного поручения прошу указать:

«Оплата по договору от 10 декабря 2002 г. № 326, счету-фактуре от 10 декабря 2002 г. № 274 за ООО “Актив” – 60 000 руб., в том числе НДС – 10 000 руб. (в счет взаиморасчетов по договору от 28 октября 2002 г. № 128, счету-фактуре от 28 октября 2002 г. № 176, в том числе НДС – 10 000 руб.)».

Генеральный директор ООО «Актив» Иванов Иванов А.В.

Главный бухгалтер Краснова Краснова Ю.М.

Получив письмо, бухгалтер фирмы-покупателя оформит платежное поручение и перечислит деньги вашему поставщику. При этом в графе «Назначение платежа» он обязательно должен указать, по какому документу и за какую фирму производится оплата. Отдельной строкой нужно выделить НДС, предъявленный поставщиком. После перечисления денег бухгалтер фирмы-покупателя должен передать вам копию платежного поручения с отметкой банка об исполнении.

Чтобы платеж не попал в категорию «невыясненных», можно послать поставщику уведомительное письмо с реквизитами фирмы, которая перечисляет деньги за вас. Однако это не обязательно. Если платежное поручение будет заполнено правильно, поставщик обязан погасить вашу задолженность на его основании.

Как зачесть задолженность покупателя

Поступление денег от вашего покупателя на расчетный счет вашего поставщика приравнивается к погашению задолженности покупателя перед вами. Поэтому на основании полученной копии платежки вы можете списать дебиторскую задолженность покупателя.

Пример 3. 8 января 2003 года «Пассив» получил от «Актива» письмо с просьбой перечислить деньги в счет погашения задолженности по договору от 28 октября 2002 г. № 128 фирме «Автолайн». Бухгалтер «Пассива» оформил платежное поручение и передал его в банк 9 января 2003 года. В этот же день оплата поступила на расчетный счет «Автолайна». Копию платежки с отметкой об исполнении бухгалтер сразу же отправил фирме «Актив».

9 января 2003 года бухгалтер «Актива» на основании полученной копии платежки сделал проводку:

Дебет 60 субсчет «Расчеты с ОАО “Автолайн”» Кредит 62 субсчет «Расчеты с ЗАО “Пассив”»

– 60 000 руб. – оплата транспортных услуг зачтена в счет погашения задолженности ЗАО «Пассив».

Когда начислить налоги

Фирме, поручившей перечисление денег своему покупателю, очень важно вовремя получить от него копию платежки. Решающее значение это имеет в следующих случаях:

– если фирма начисляет налог на прибыль кассовым методом;
– если фирма начисляет НДС «по оплате».

Кассовый метод означает, что фирма должна признать выручку в налоговом учете, как только поступит оплата. В нашем случае выручку от продажи товаров покупателю нужно отразить в день поступления денег на расчетный счет поставщика.

Если покупатель вовремя не сообщит о перечислении денег, то выручка будет отражена несвоевременно. В результате вы можете занизить налоговую базу по налогу на прибыль. При кассовом методе такое может случиться, если оплата поступит в одном отчетном периоде (месяце или квартале), а выручка будет признана в другом.

Способ начисления НДС «по оплате» предполагает, что фирма должна отразить выручку для целей исчисления НДС в день оплаты покупателем товаров (работ, услуг). Поэтому, если ваш партнер вовремя не сообщит о том, что он перечислил деньги вашему поставщику, вы можете не успеть начислить налог в том же отчетном периоде (месяце или квартале), в котором произошла оплата. В этом случае вы занизите налоговую базу по НДС.

Как принять к вычету входной НДС

Копия платежки с отметкой об исполнении нужна фирме, за которую платит ее партнер, также для того, чтобы принять к вычету уплаченный поставщику входной НДС. Естественно, кроме платежки для зачета НДС нужно иметь счет-фактуру, выставленный поставщиком, а также копию письма, которым фирма поручает своему покупателю перечислить деньги на расчетный счет своего поставщика.

Как рассчитаться за счет займа

Перечислить за вас деньги поставщику могут не только ваши должники. Вы можете попросить об этом любого вашего партнера.

Для этого можно заключить с ним договор займа.

Как оформить договор займа

В договоре нужно указать, что заем предоставляется путем перечисления денег на расчетный счет вашего поставщика.

Эта часть договора может выглядеть так:

...Заем предоставляется путем перечисления 60 000 руб., в том числе НДС – 10 000 руб., ОАО «Автолайн». Реквизиты получателя:

ИНН 7730221040
р/с 40702810138260101812
Банк получателя: КБ «Инвестиционный», БИК 044525342, к/с 30101810600000000342

В графе «Назначение платежа» платежного поручения прошу указать:

«Оплата по договору от 10 декабря 2002 г. № 326, счету-фактуре от 10 декабря 2002 г. № 274 за ООО “Актив” – 60 000 руб., в том числе НДС – 10 000 руб.»...

Проценты по займу: начислять или нет

Чаще всего партнеры не требуют уплаты процентов за такие займы. Гражданским кодексом это не запрещено. Однако в этом случае очень важно прописать в договоре, что заем является беспроцентным. Иначе у фирмы-заимодавца могут быть проблемы.

Дело в том, что если в договоре нет пункта о размере процентов, то по умолчанию считается, что они рассчитываются по ставке рефинансирования Банка России (ст. 809 Если при проверке выяснится, что ваш партнер не начислил проценты по такому договору, налоговая инспекция может расценить это как неучтенную выручку и потребовать уплаты налога на прибыль.

Беспроцентный заем и налог на прибыль

Получая беспроцентный заем, вы можете столкнуться с такой проблемой. Налоговики считают: если фирма получила такой заем, то она сэкономила на процентах. Такая экономия, согласно статье 41 Налогового кодекса, является ее доходом. А если есть доход, то с него нужно платить налог на прибыль.

Однако заплатить налог можно только в том случае, если доход можно оценить. А для этого нужно определить сумму процентов, которые берут фирмы по аналогичным займам (п. 8 ст. 250 НК РФ). Сведения о процентах фирма должна подтвердить документами.

Остается только непонятным, где взять такие данные. Провести опрос в других фирмах? Обратиться в Госкомстат? Скорее всего такую информацию вы не получите нигде.

Получается, что доход вроде бы и есть, но как его оценить, никто не знает. Поэтому и учесть его нельзя. Но если вы не заплатите налог, то у вас могут возникнуть разногласия с налоговой инспекцией.

Если вы не хотите спорить с налоговиками, то установите в договоре займа минимальный процент, например 1 процент в год. В этом случае доказывать, что это не рыночная цена займа, придется уже налоговому инспектору. Сделать это ему скорее всего не удастся.

М. ЗОРИНА, аудитор

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA