Благими намерениями вымощена дорога в... ИМНС

Благими намерениями вымощена дорога в... ИМНС

18.03.2003 распечатать

Несмотря на все старания чиновников, сдача отчетности в электронном виде пока не нашла ожидаемого отклика в сердцах бухгалтеров столичных фирм. Однако, невзирая на это, налоговики намерены сделать электронную сдачу отчетности обязательной для всех. Но нашему корреспонденту Ольге БЕЛОВОЙ удалось выяснить, что опасения бухгалтеров небеспочвенны.

Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№3, 2003)

Чем бы МНС ни тешилось...

Чиновники МНС вплотную занялись построением отношений между государством и фирмами в режиме online. Налоговики планируют создать единое информационное пространство, в котором будут взаимосвязаны все налоговые инспекции, управления и министерство. Вполне возможно, что в эту электронную «святая святых» допустят и коммерческие фирмы. Для этого была разработана система представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде.

На брифинге, недавно прошедшем в МНС, руководитель департамента информационных технологий министерства Александр Иконников сообщил: «Ведомство завалено бумажными документами. Промышленное использование систем по приему налоговой отчетности началось с 2001 года. В настоящее время из общего числа отчитывающихся зарегистрированных лиц, а их более 280 тысяч, к этой системе подключилось 1700 предприятий».

Правда, до сих пор процесс электронного обмена информацией тормозят сами же налоговики и законодатели. Например, Александр Иконников пожаловался на то, что из-за постоянной смены форм отчетности сложно создать единый формат. «Главная трудность заключается в постоянном изменении налогового законодательства. Поэтому мы вынуждены все время менять форматы. В этом году мы планируем окончательно утвердить форматы всех форм отчетности», – разъяснил он.

Безбумажную технологию сдачи отчетности уже применяет 38 московских инспекций. В дальнейшем налоговики планируют сделать сдачу отчетности в электронном виде обязательной для всех фирм. Такая информация уже гуляет по коридорам налоговых инспекций. Конечно, это незаконно. Если фирма не захочет сдавать налоговые декларации по электронной почте, никто не вправе отказать ей в приеме. Ведь по закону налоговые инспекции обязаны принять отчетность и не вправе диктовать, в каком виде она должна быть представлена.

Попытка – все-таки пытка

Однако налоговики и не собираются действовать законными способами. Им ближе уже известные и опробованные на практике методы воздействия на бухгалтеров. Например, ссылаясь на огромные очереди, инспектор попросит бухгалтера направлять отчетность по электронной почте. Якобы так будет гораздо удобнее и сэкономит кучу времени. Те же, кто не прислушается к просьбе, будут проводить время в длинных очередях, сдавать отчетность в очень жесткие сроки, а также им не придется рассчитывать на доброжелательный прием. Бухгалтеров будут уговаривать, советовать, увещевать, заставлять сдавать отчетность по электронной почте. В конце концов могут просто не принять документы.

Далеко не все бухгалтеры используют в своей работе компьютеры, что уж говорить об интернете. А это обязательное условие для пересылки отчетности. К тому же для виртуального общения с налоговой инспекцией требуется компьютер с определенными характеристиками. Обычный может просто не потянуть устанавливаемую программу. Но даже если фирма обзавелась необходимой техникой, предстоит еще преподать персоналу курс компьютерной грамотности.

Поломка компьютера в самый ответственный момент может привести к трагедии. Вот еще одна возможность оштрафовать нерадивых налогоплательщиков за опоздание. Отстоять свою правоту не помогут ни счета, ни акты о проведенном ремонте. Придется бухгалтеру метаться в поисках выхода из этой ситуации. «Представляя отчетность на бумажном носителе, я получаю ее копию с отметкой налоговой инспекции. Отправляя письмо по почте, я получаю квитанцию с указанием даты и уведомление о вручении. Это реальные доказательства. Чем же мне придется оправдываться в суде за несвоевременную сдачу отчетности в случае передачи ее по электронной почте?» – интересуется бухгалтер одной из столичных фирм Алексей Комаров. На этот вопрос в инспекциях пока не могут дать связного ответа.

При этом в случае судебного разбирательства фирма может запросто проиграть дело, так как в законе* установлена обязанность представлять отчетность на бумажном носителе. А сдавать декларации в электронном виде можно при наличии технических возможностей и с согласия пользователей. Получается, выбор у фирмы есть. Судье будет сложно объяснить, почему не были соблюдены требования закона.

Дополнительный налог

С рабочего места должен быть обеспечен доступ к интернету с помощью модема или по выделенной линии. Далее следует заключить договор с оператором связи на оказание услуг по сдаче отчетности, приобрести у него программное обеспечение, позволяющее формировать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде для отправления ее по каналам связи, и получить средства криптографической защиты информации. За это удовольствие приходится ежемесячно платить. К тому же за установку специальной программы нужно отдать 84 доллара. При этом придется не только заплатить 18 долларов за подключение, но и заранее оплатить двухмесячную абонентскую плату в размере 24 долларов. Помимо этого каждый месяц нужно будет вносить около 380 рублей. Однако многие фирмы считают такую плату еще одним налогом – «налог на то, чтобы сдавать отчетность по другим налогам».

«Я не готова платить 36 долларов в квартал за передачу данных в инспекцию. Тем более отчетность я сдаю поквартально, а не помесячно. Так что реально пользоваться нужно будет только один раз в три месяца. За что платить деньги? Мы и так достаточно платим налогов, чтобы пользоваться электронной почтой бесплатно. За сам программный продукт, ключи защиты, установку и отладку мы готовы заплатить. Но только один раз, а не вешать на себя головную боль в виде ежемесячной платы», – говорит главный бухгалтер одной из столичных фирм Елена Горюнова.

Такие высокие цены связывают с монополией МНС, которое рекомендовало единственного оператора связи. Им является специализированное предприятие ООО «Такском». Пока только оно дает возможность подключиться к такой программе и имеет в своем распоряжении все необходимые лицензии и сертификаты на программные средства. Существующее законодательство и технические вопросы не позволяют создать конкуренцию в этой области. Ибо не определены не только условия лицензирования удостоверяющих центров, но и ведомство, которое будет эти условия формулировать, а также выдавать лицензии.

К тому же многие руководители предприятий не согласны оплачивать эти расходы. Пусть лучше бухгалтер помается в очередях, зато бесплатно.

Не все так просто в «налоговом королевстве»

Далеко не все налоговые инспекции оснащены современной компьютерной техникой и имеют электронную почту. Как раз наоборот, в распоряжении налоговиков находятся устаревшие компьютеры, которые не способны справиться с такой задачей. Стоит учитывать и уровень образования специалистов, работающих в ИМНС.

Но это только часть проблемы. Практически все инспекции сейчас не справляются со своей работой. В кабинетах лежат кипы непроведенных деклараций. Вот что нам рассказала сотрудница одной из московских инспекций Наталья: «Вокруг меня лежат горы документов. Каждый день приходится пробираться между кипами сваленных друг на друга папок. Разобраться в том, что и где лежит, очень сложно. Иногда, чтобы найти требуемый документ, приходится потратить уйму времени».

Сейчас отчетность, которая поступает по электронной почте, оседает в информационном отделе. Потом данные попадают в компьютеры инспекторов камерального отдела. Казалось бы, теперь инспектору осталось только начислить налоги, чтобы эти суммы попали в лицевой счет предприятия. Однако сделать это невозможно. Основная причина: нет данных за предыдущие отчетные периоды. В некоторых инспекциях вообще еще не занесены в базу данных сведения за I квартал 2002 года. Даже инспекторы сомневаются в успехе проводимого мероприятия. «У меня возникают сомнения по поводу сдачи отчетности по электронной почте. Отлаженная работа такой системы возможна только в случае быстрого подтягивания “хвостов”. А это просто невозможно. На одного инспектора приходится огромное количество фирм, и мы просто физически не успеваем заводить постоянно поступающие документы. По-хорошему, сначала надо завести все сданные на сегодняшний день декларации, а потом уж приниматься за нововведения», – говорит Наталья.

Ольга БЕЛОВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.