Упрощенная система налогообложения для туристических фирм

Упрощенная система налогообложения для туристических фирм

26.02.2003

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов
ЗАО «Интерком-Аудит»

С 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, применяемая в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», заменяется упрощенной системой налогообложения, предусмотренной главой 26.2 части второй НК РФ.

Согласно статье 346.12 НК РФ, начиная с 1 января 2003 года:

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).

Статьей 346.12 введено понятие «доход от реализации», который определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ. Таким образом, доход от реализации определяется, согласно главе 25 «Налог на прибыль организаций»:

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 25 «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Статья 249. Доходы от реализации

1. В целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации ценных бумаг определяется с учетом положений настоящей главы.

2. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.

В статье 346.12 главы 26.2 части второй НК РФ дана ссылка на статью 249 главы 25 НК РФ без каких-либо оговорок. Согласно содержанию статьи 249 НК РФ, доходы могут определяться по выбору налогоплательщика — по методу начисления (статья 271 НК РФ) либо по кассовому методу (статья 273 НК РФ). Однако статьей 346.17 определено, что доходы и расходы налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему, определяются по кассовому методу. Поэтому, чтобы обеспечить сопоставимость данных, доход от реализации, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения (не более 11 млн. рублей за 9 месяцев), также должен быть определен по кассовому методу. Следует отметить, что единственным условием перехода на упрощенную систему является объем дохода

Предел дохода для перехода на УСН установлен только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН независимо от размера полученного дохода.

Согласно главе 26.2 НК РФ:

2. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

…..

14) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистке, превышает 100 человек;

Средняя численность работников рассчитывается в соответствии с методикой, приведенной в Инструкции Госкомстата РФ:

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЕДЕНИЙ О ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В ФОРМАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

(утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 года № 121)

Средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) включает:

- среднесписочную численность работников;

- среднюю численность внешних совместителей;

- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Средняя численность работников показывается в целых единицах.

5. Среднесписочная численность работников

5.1. Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (контракта).

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета использования рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу, в организации.

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются: приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта) (ф. ф. N N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка (ф. N Т-2), табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. N Т-12), табель учета использования рабочего времени (ф. N Т-13), расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49) и другие документы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а.

5.2. При определении среднесписочной численности работников некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность. К таким работникам относятся:

5.2.1. женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;

5.2.2. работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов.

5.3. Лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.

5.4. Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором (контрактом) или переведенные по письменному заявлению работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке.

Сначала определяется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, для чего общее число отработанных человеко-часов в отчетном месяце делится на продолжительность рабочего дня, исходя из продолжительности рабочей недели:

40 часов — на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);

36 часов — на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);

24 часа — на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).

Затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный период, для чего число отработанных человеко-дней делится на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце.

За дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни по календарю) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).

Упрощенный способ.

Если у работающих в организации неполное рабочее время составляет 4 часа в день, то эти работники учитываются как 0,5 человека за каждый рабочий день. Например, в сентябре Иванов отработал 22 рабочих дня, Петров — 10, Сидоров — 5. Средняя численность не полностью занятых работников составила 0,8 человека (0,5 х 22 + 0,5 х 10 + 0,5 х 5) : 22 рабочих дня в сентябре). Эта численность учитывается при определении среднесписочной численности работников.

Примечание. Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации (без письменного заявления работника), учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.

5.7. Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, т.е. соответственно на 2, 3, 4 и т.д.

В расчете среднесписочной численности работников организации учитываются только работники, состоящие в списочной численности, и не учитываются внешние совместители и работающие по гражданско-правовым договорам.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЕДЕНИЙ О ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В ФОРМАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

(утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 года № 121)

2. В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору (контракту) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

...

4. Не включаются в списочную численность работники:

4.1. принятые на работу по совместительству из других организаций. Учет внешних совместителей ведется отдельно.

Примечание. Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

4.2. выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.

Примечание. Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

4.3. привлеченные для работы на предприятии согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и отбывающие наказание в виде лишения свободы) и учитываемые в среднесписочной численности работников (см. п.5.3.);

4.4. направленные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата;

4.5. направленные организациями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций;

4.6. подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации. Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;

4.7. неработающие собственники данной организации.

...

6. Средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время (см. п. 5.4).

7. Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия этого договора. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.

Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за период с начала года и год определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, т.е. на 3, 4, 5... 12.

Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, то он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

Методических рекомендациях по применению главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 года №БГ-3-22/706, говорится, что при переходе на УСН под стоимостью амортизируемого имущества следует понимать остаточную стоимость такого имущества, сложившуюся на 1-е число месяца, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Таким образом, если заявление подается в ноябре, то налогоплательщик должен указать стоимость имущества по состоянию на 1 ноября, а доходы – за 9 месяцев.

Остаточная стоимость основных средств должна определяться по данным бухгалтерского, а не налогового учета, то есть рассчитываться в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».

Данный предел установлен только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН независимо от стоимости основных средств и нематериальных активов, находящихся в их собственности.

Пусть фирма отвечает всем этим требованиям, и принято решение о ее переводе на упрощенную систему налогообложения. Следует помнить, что это возможно только после подачи заявления в налоговую инспекцию по месту регистрации фирмы, причем, до 30 ноября текущего года на следующий календарный год. В этот случае льгота есть только для вновь зарегистрированных предприятий, так как финансовый год у них начинается с момента организации предприятия, и они вправе подать заявление на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с подачей документов на регистрацию предприятия в налоговом органе.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 19 сентября 2002 года № ВГ-3-22/495:

В Инспекцию Министерства Российской Федерации

по налогам и сборам

_____________________________________________

(наименование налогового органа)

от __________________________________________

(полное наименование организации, фамилия,

_____________________________________________

имя, отчество индивидуального предпринимателя)

_____________________________________________

(адрес места нахождения организации,

_____________________________________________

места жительства индивидуального предпринимателя)

_____________________________________________

(ОГРН, ИНН / КПП организации, ИНН индивидуального предпринимателя) <1>

ЗАЯВЛЕНИЕ

о переходе на упрощенную систему налогообложения

В соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2

Налогового кодекса Российской Федерации __________________________

________________________________________________________________

(полное наименование организации, ОГРН, ИНН / КПП; фамилия, имя,

______________________________________________________________________________

отчество индивидуального предпринимателя, ИНН) <1>

переходит на упрощенную систему налогообложения с

«__» _____________ 20__ года <2>.

В качестве объекта налогообложения выбраны ____________________

________________________________________________________________

(наименование объекта налогообложения в соответствии

со статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации)

Получено доходов от реализации товаров (работ, услуг) за

девять месяцев 20__ года (без учета налога на добавленную

стоимость и налога с продаж) _____________________________________

______________________________________________________ рублей <3>.

(сумма прописью)

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период

20__ года составляет ________________________________ человек <4>.

(прописью)

Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в

собственности организации на дату подачи настоящего заявления,

составляет _______________________________________________ рублей.

(сумма прописью)

Участие в соглашениях о разделе продукции ____________________

_____________________________________________________________ <5>.

Иные условия и ограничения, предусмотренные статьей 346.12

Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдены.

Ранее упрощенная система налогообложения, предусмотренная

главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применялась в

____ году.

Руководитель организации _________ ___________________

(Индивидуальный предприниматель) (подпись) (фамилия, инициалы)

"__" _____________ 20__ года

М.П.

Отметка о регистрации заявления:

"__" _____________ 20__ года

_________ _____________________________________

(подпись) (фамилия, инициалы должностного лица, штамп

налогового органа)

--------------------------------

<1> Вновь созданная организация (вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель) при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах ИНН / КПП организации (ИНН индивидуального предпринимателя) не указывает.

<2> Вновь созданными организациями (вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями) указывается дата их государственной регистрации.

<3> Данные сведения не указываются вновь созданными организациями и индивидуальными предпринимателями.

<4> Данные сведения не указываются вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями.

<5> Данные сведения не указываются вновь созданными организациями и индивидуальными предпринимателями.

В незаполненных налогоплательщиками строках заявления проставляется прочерк.

В ответ на заявление налоговая инспекция должна прислать организации уведомление о том, что она может перейти на упрощенную систему налогообложения. Если данный документ организация не получит, то она не будет иметь права на введение у себя упрощенной системы налогообложения.

Если организация перешла на упрощенную систему налогообложения, то ей не придется уплачивать налог с продаж, НДС, налог на прибыль, ЕСН и налог на имущество. Все эти налоги заменятся единым налогом. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 346,11 НК РФ, организация продолжает платить все прочие региональные и местные налоги и сборы, а также взносы на обязательное медицинское страхование.

При этом туристической фирме следует помнить следующее: если она выступает на туристическом рынке в роли турагента и реализует путевки по посредническим договорам, то плательщиком налога с продаж она все же будет являться, так как в этом случае она является налоговым агентом по уплате налога за комитента (принципала, доверителя). Налог с продаж в этом случае исчисляется со стоимости реализованных путевок, включая посредническое вознаграждение. Уплаты налога с продаж не будет только в том случае, если комитент освобожден от уплаты этого налога. Обязанность по уплате НДС останется у турфирмы только в том случае, если она исполняет обязанности налогового агента.

В НК РФ говорится следующее:

Статья 346.14. Объекты налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются:

доходы;

доходы, уменьшенные на величину расходов.

2. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Согласно данной статье налогоплательщики имеют право сами определять объект налогообложения – либо доходы, либо разница между доходами и расходами. Если туристическая фирма решит платить единый налог с доходов, то ставка налога составит 6 %, если же с доходов, уменьшенных на расходы, то – 15 %. При этом, при налогообложении учитываются все доходы от прямой деятельности и внереализационные доходы.

Если туристическая фирма решила уплачивать единый налог с дохода, уменьшенного на расходы, то согласно статье 346.16 НК РФ необходимо использовать закрытый список расходов, на которые организация может уменьшить свои доходы в целях налогообложения:

1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 3 настоящей статьи);

Расходы на приобретение основных средств уменьшают доходы предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения, в момент ввода этих объектов в эксплуатацию. Если же основные средства были приобретены до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, то их стоимость включается в расходы в следующем порядке. Если срок полезного использования основных средств не превышает трех лет, то стоимость такого имущества списывается на расходы в течение года применения упрощенной системы налогообложения. Если срок использования основных средств составляет от 3 до 15 лет включительно, то 50 % от стоимости такого имущества списывается на расходы в течение первого года, 30 % — в течение второго года и 20 % – в течение третьего года применения упрощенной системы налогообложения. Если срок полезного использования основного средства превышает 15 лет, то расходы на его приобретение принимаются равными долями в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения.

В случае продажи основного средства, приобретенного во время применения упрощенной системы налогообложения, до истечения срока его полезного применения, организации придется пересчитать налоговую базу за весь период пользования таким имуществом и доплатить в бюджет налог и пени.

2) расходы на приобретение нематериальных активов;

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 25 «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Статья 260. Расходы на ремонт основных средств

1. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

2. Положения настоящей статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

4) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

Федеральный закон №191-ФЗ данный пункт изложил в новой редакции:

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда;

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 25 «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Статья 255. Расходы на оплату труда

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:

1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);

5) стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);

6) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

7) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

8) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

9) начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика;

10) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

13) расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика;

14) расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

15) расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации;

16) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;

пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление государственной пенсии;

добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В случае изменения существенных условий договора и (или) сокращения срока действия договора долгосрочного страхования жизни, договора пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения или их расторжения взносы работодателя по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента изменения существенных условий указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров или их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем десяти тысяч рублей в год на одного застрахованного работника.

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с настоящим подпунктом, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные настоящим подпунктом;

17) суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

18) суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы у налогоплательщика согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями;

19) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам налогоплательщика во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;

20) расходы на оплату труда работников — доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

21) расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации — налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

22) предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

23) доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

24) расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 настоящего Кодекса;

25) другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Расходы по добровольному страхованию работников, указанные в пункте 16 статьи 255 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы согласно их предельным размерам, установленным этим пунктом. Расходы по добровольному страхованию имущества не учитываются при определении налоговой базы.

Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. Если данные тарифы не утверждены, то расходы по обязательному страхованию включаются в состав расходов в размере фактических затрат.

8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам);

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

Нормы расходов на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных автомобилей установлены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2002 года № 828 в данный документ внесены изменения, установившие нормы компенсаций за использование мотоциклов.

Легковые автомобили с рабочим рублей в месяц

объемом двигателя

до 2000 куб. см включительно 1200

свыше 2000 куб. см 1500

мотоциклы 600

Нормы данного Постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. При применении упрощенной системы налогообложения указанные нормы используются с 1 января 2003 года для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

13) расходы на командировки, в частности на: проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

Нормы выплаты суточных установлены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». Нормы суточных за каждый день нахождения в командировке на территории РФ составляют 100 рублей. Данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Поскольку статьей 264 НК РФ и другими законодательными актами не предусмотрено установление норм, ограничивающих оплату найма жилого помещения, такие расходы учитываются в полном объеме при наличии подтверждающих документов.

14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на аудиторские услуги;

16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

17) расходы на канцелярские товары;

I8) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта).

Если фирма в качестве объекта налогообложения использует доходы, уменьшенные на расходы, то может возникнуть такая ситуация: расходы достаточно велики и сумма налога, исчисленная с объекта налогообложения, незначительна. В этом случае следует применять пункт 6 статьи 346.18 НК РФ

6. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.

Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 настоящей статьи.

Пример.

Туристическое агентство «Путь», перешедшее с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения и использующее в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам 1 квартала 2003 года имело доходы – 80 000 рублей, а расходы за аналогичный период составили 77 800 рублей.

Налоговая база составит: 2200 рублей (80 000 – 77 800).

Сумма единого налога составит: 2200 рублей х 15% = 330 рублей.

При этом сумма минимального налога составит: 80 000 рублей х 1% =800 рублей.

330 рублей < 800 рублей

Следовательно, в приведенном выше примере фирма заплатит в бюджет не 330 рублей, как получилось по расчету, а 800 рублей. При этом 470 рублей (400-330) туристическая фирма включит в расходы при исчислении единого налога за первое полугодие 2003 года.

Если по итогам года, в котором фирма применяла упрощенную систему налогообложения, ей получен убыток, тогда на сумму убытка фирма сможет уменьшить доходы, подлежащие налогообложению в следующем налоговом периоде.

При этом необходимо соблюдать два обязательных условия:

туристическое агентство уплачивает единый налог с разницы между доходами и расходами;

размер полученного убытка не превышает 30 % от налогооблагаемой базы за отчетный год (в противном случае непокрытый убыток опять переносится на следующий год).

Пример.

Туристическая фирма по итогам 2003 года получила доходы в сумме 450 000 рублей, расходы за указанный налоговый период составили 550 000 рублей. Таким образом, по итогам 2003 года налогоплательщик получил убытки в сумме 100 000 рублей.

Сумма подлежащего уплате минимального налога: 450 000 x 1 / 100 = 4500 рублей.

В связи с отсутствием налоговой базы для исчисления единого налога разница между исчисленной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога составляет 4500 рублей (4500 — 0).

За 2003 год туристическая фирма имеет убытки — 104500 рублей (100000 + 4500).

По итогам 2004 года налогоплательщик получил доход – 1 000 000 рублей, а расходы составили 800 000 рублей.

Налоговая база по единому налогу за 2004 год: 1 000 000 – 800 000 = 200 000 рублей.

Сумма минимального налога: 1 000 000 x 1 / 100 = 10 000 рублей.

Сумма единого налога от исчисленной налоговой базы: 200 000 x 15 / 100 = 30 000 рублей.

Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога превышает сумму исчисленного минимального налога, налогоплательщик уплачивает единый налог.

Сумма убытка, принимаемая к уменьшению налоговой базы за 2004 год, — 60 000 рублей ((200 000 x 30 / 100) < 104 500).

Сумма единого налога, подлежащая уплате за 2004 год: (200 000 – 60 000) x 15 / 100 = 21000 рублей.

Оставшуюся часть неучтенного убытка – 44 500 рублей (104 500 – 60 000) налогоплательщик учитывает при исчислении налоговой базы за 2005 год.

Единый налог при упрощенной системе налогообложения уплачивается в виде авансовых платежей. Если туристическая фирма будет уплачивать единый налог с дохода, то ей нужно будет исчислять авансовый платеж по итогам каждого квартала, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Доходы рассчитываются нарастающим итогом. При расчете квартального авансового платежа туристическое агентство может уменьшить его на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50 %.

Если фирма уплачивает единый налог с доходов, уменьшенных на величину расходов, то сумма квартального авансового платежа рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом и доходы, и расходы берутся нарастающим итогом с начала года.

Если туристическое агентство выберет такой способ исчисления единого налога, то оно сможет уменьшить свои доходы на всю величину страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В этом случае согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 346.16 главы 26.2 НК РФ вся сумма страховых платежей включается в полном размере в состав расходов организации.

Декларация по единому налогу при упрощенной системе налогообложения представляется в налоговую инспекцию ежеквартально – не позднее 25-ого числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Таким образом, туристическая фирма будет обязана представить декларации не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября, в эти же сроки уплачивается и сам налог.

Налоговая декларация по итогам года представляется не позднее 31 марта, года следующего за отчетным годом (если этот день не приходится на выходной). Если срок подачи налоговой декларации совпадает с выходным днем, то он автоматически переносится на первый рабочий день.

Следует иметь в виду, что упрощенная система налогообложения применяется с начала года и до конца того квартала, в котором доход организации превысит 15 млн. рублей или стоимость его амортизируемого имущества превысит 100 млн. рублей.

За туристическим агентством остается право отказаться от упрощенной системы налогообложения и вернуться на традиционную систему ведения учета. Для этого следует подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление не позднее 15 января года, в котором возможен переход на общий режим налогообложения.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA