Налоговая инспекция «наизнанку»

Налоговая инспекция «наизнанку»

17.02.2003 распечатать

Уже прошло полгода с того момента, как столичные налоговые инспекции должны были начать перестройку. Еще в июле прошлого года МНС в приказе № БГ-3-25/376 утвердило новую типовую структуру инспекций Управления МНС России по г. Москве. Между тем сотрудники столичных ИМНС признались нашему эксперту Вячеславу РОМАНОВУ в том, что до сих пор они вообще об этом ничего не знают.

Материал предоствлен журналом
"Московский бухгалтер" (№1, 2003)

Бухгалтер набирает номер телефона своей "родной" налоговой: "Добрый день. Мы хотели принести уточненный расчет по НДС за прошедший месяц. Когда можно прийти?". Ответ из налоговой: "А кто ваш инспектор?". Бухгалтер: "Лидия Потапова". Из налоговой: "Она уволилась. Дела передали. Сейчас ответить не можем. Звоните через неделю", — вешают трубку.
С подобным "гостеприимством" наверняка приходилось сталкиваться каждому бухгалтеру. Причина известна всем — маленькая зарплата инспекторов, нехватка кадров, неорганизованность работы и т. п. В таких случаях главбуху приходится ехать к налоговикам "на поклон" и толкаться полдня среди коллег. Хорошо, если он уже опытный и знает, в какую дверь надо постучать и кого спросить. А если бухгалтер только вышел на новую работу и еще не знает порядков другой инспекции? У кого просить помощи? На эти вопросы легко ответить, узнав инспекцию изнутри.

Старые знакомые
Вышеназванный приказ должен был упорядочить работу в инспекциях. В результате, по заверению его авторов, выиграют как налогоплательщики, так и сами налоговики. В инспекции, согласно приказу, должно быть 12 отделов (см. схему). Отличаться инспекции будут только численностью. Как неоднократно заявлял глава МНС Геннадий Букаев, инспекции, где количество сотрудников менее 40, нерентабельны. Там же, где работают от 41 до 50 инспекторов, налогов собирают в 2-3 раза больше.
Согласно приказу, в ИМНС, в которой работают от 100 до 150 человек, руководитель может иметь двух заместителей, в налоговых покрупнее (от 151 до 200 сотрудников) — троих, в самых крупных (свыше 200 инспекторов) — четверых.
В приказе предусмотрены уже ставшие обязательными для инспекции "атрибуты". Это отделы камеральных и выездных проверок. Причем если в них работает слишком много инспекторов, то таких отделов может быть в инспекции несколько. "У нас в инспекции два отдела выездных и два камеральных. В выездных отделах работают 30 человек (по 15 в каждом), а в камеральном 5-7 сотрудников, хотя должно быть не меньше, чем выездных. Дело в том, что у "камеральщиков" большая текучка", — поясняет Андрей К., налоговый инспектор одной из московских ИМНС. По мнению Андрея, это связано с тем, что на выездных проверках инспекторам еще можно что-то "заработать", а в камеральном отделе приходится жить на оклад.
По-прежнему, согласно приказу, в инспекциях останутся отделы по проверкам ККМ, контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции, юридические. Как правило, юристы занимаются "разборками" в арбитражных судах с "несогласными" налогоплательщиками. На них также лежит обязанность юридической помощи инспекторам. "Например, если у инспекторов вызывают сомнения те или иные договоры. Иногда фирмы пытаются выдать одни договоры за другие. Получение средств или "непонятные" приобретения называются целевым финансированием, инвестициями. В таких случаях мы даем свое заключение, как квалифицировать сделку", — пояснила Людмила Н., сотрудник юридического отдела столичной налоговой инспекции. Вместе с тем, согласно приказу, на юридический отдел возложены обязанности по систематизации и анализу жалоб налогоплательщиков. Однако, как призналась Людмила, никакой систематизации и тем более анализа у них нет. "Жалобы, как правило, сразу отправляются в УМНС и четкого распределения по ним нет", — отметила она.
Следующая комната, которую можно встретить в любой ИМНС, это отдел взыскания задолженности (недоимки). Уже из названия можно понять, что ничего хорошего для предприятия от него ждать не стоит. Впрочем, если фирме нужно реструктуризировать свои налоговые долги или поинтересоваться, когда, наконец, налоговики вернут переплаченный налог, то можно заглянуть и туда. На этом же отделе, как говорится в приказе, лежит обязанность участвовать в подготовке разъяснений для налогоплательщиков. Но как нам пояснили инспекторы, если к ним и приходят запросы, то все подобные бумаги они отправляют в вышестоящую инстанцию. "По Налоговому кодексу мы обязаны отвечать на вопросы и разъяснять применение налогового законодательства, но на деле на это не хватает сил", — пояснила Людмила.

Ожидающиеся новинки
Наряду с уже давно существующими отделами в инспекциях должны появиться новые. Хотя, как признались нам инспекторы, большинство "новинок" у них уже имеется, но под другими названиями. Так, например, у каждой столичной ИМНС должен быть отдел "обеспечения деятельности". Он выполняет не только функции завхоза: вся почта, архив, секретариат находятся на этом отделе. Сейчас в большинстве инспекций эти функции выполняют различные подразделения либо общий отдел.
Переименован отдел учета налогоплательщиков. Согласно приказу, он должен носить название "Отдел регистрации и учета налогоплательщиков". Это связано с тем, что с 1 июля на налоговиков возложена обязанность по регистрации предприятий. Сотрудники этого отдела должны не только зарегистрировать фирму, но и поставить ее на налоговый учет. Кроме того, согласно приказу, у отдела отчетности прибавились новые функции. Отныне им придется заниматься не только ведением лицевых счетов налогоплательщиков, но и анализировать данные, чтобы подсказывать своим коллегам, кого вписать в план выездных проверок. Правда, по признанию служащих ИМНС, эти функции приведут к еще большей неразберихе. "Это хорошо только на бумаге. Отбором фирм они не занимаются и, думаю, заниматься не будут. Кого проверять — решают сами выезжающие и начальники", — заметил Андрей К.
Совершеннейшей экзотикой для налоговиков оказался отдел по работе с налогоплательщиками. Согласно задумке, сотрудники этого отдела должны информировать предприятия о том, когда сдавать отчетность, сообщать им о "состоянии расчетов с бюджетами всех уровней", давать персональные консультации по сдаче деклараций и других документов, наконец, проводить сверку по лицевым счетам. Однако, как заверили нас инспекторы, ничего подобного у них нет. Мало того, они считают, что если лицевые счета будут вести отделы учета и отчетности, а сверки — проводить отдел по работе с плательщиками, то проблем добавится и у тех, и у других. "Наша система учета платежек устроена так, что порой нельзя понять, откуда у предприятия взялась переплата или недоимка. Например, если налоги фирма уплатила не сама, а попросила перечислить деньги на уплату налога своего должника, то по нашей системе такой платеж будет называться невыясненным. Зачесть уплату налога предприятию не удастся. Из-за этого нередко возникают сложности. А если функции ведения счетов и сверки отдать разным отделам, то путаницы только прибавится", — поясняет Людмила Н.
Наконец, еще одной неожиданностью для инспекторов явилось то, что по приказу в каждой инспекции должен иметься отдел прочих контрольных мероприятий. В него входит несколько задач:
o проверка органов, обязанных представлять в ИМНС информацию, необходимую для налогового контроля;
o контроль за взиманием госпошлины, имущественных налогов с физических лиц, налога на землю, налога с имущества, переходящего по наследству или дарению и т. д.
Однако, как и в предыдущих случаях, многие из этих положений вызывают лишь недоумение у работников инспекций. "Во-первых, для физических лиц уже давно есть свои отделы, специалисты которых следят за уплатой налогов гражданами. Во-вторых, нам, например, из ГИБДД должны присылать различные данные (о вновь зарегистрированных автомобилях, для контроля за расходами) или просто по нашим запросам. Но как проверить, прислали они нужные данные или нет, совершенно непонятно. Наверняка они и на порог-то нас не пустят, заявись мы к ним с такими требованиями", — отметил Андрей К.
По признанию инспекторов, разработанная структура инспекции во многом пока не более чем мечта. По словам Людмилы Н., сразу после выхода приказа у них в инспекции два дня подряд совещались начальники, которые решали, как им перестроиться под этот приказ. "Всем понятно, что одна из главных целей документа — это разделить функции так, чтобы сотрудники не брали взятки и не защищали "свои" предприятия. Однако после этих совещаний все осталось как было и никаких новых отделов так и не появилось. Впрочем, есть инспекции, в которых как-то сумели перестроиться", — призналась она.

Типовая структура налоговой инспекции г. Москвы*

Руководитель
Заместители (2-4 человека)
Отделы
Отдел учета, отчетности и анализа
  • взаимодействие с государственными внебюджетными фондами по вопросам учета платежей;
  • администрирование лицевых счетов основных и прочих налогоплательщиков;
  • анализ схем ухода от налогообложения, в том числе основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению
  • и другие.

Отдел по работе с налогоплательщиками
  • выдача справок производителям экспортного товара и зарегистрированных счетов-фактур;
  • выдача продленных свидетельств об уплате ЕНВД и других документов;
  • персональное информирование по сдаче деклараций и других документов, уплате налогов и сборов, а также другим вопросам общего характера;
  • сверка данных по лицевым счетам налогоплательщиков
  • и другие

Отдел выездных проверок
Отдел взыскания задолженности
  • взыскание задолженности по налогами и сборам, в том числе за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков;
  • возврат или зачет излишне уплаченных сумм и излишне взысканных сумм, работа с реструктуризированной задолженностью
  • и другие.

Отдел приема отчетности, ввода и обработки данных
  • прием налоговых деклараций и других документов на любых видах носителей, в том числе по каналам связи;
  • прием свидетельств об уплате ЕНВД на продление;
  • прием счетов-фактур по экспортным операциям, подлежащих регистрации, и других документов
  • и другие.

Отдел информационных технологий
Отдел оперативного контроля, в том числе за денежными расчетами, применением ККМ, оборотом алкогольной и табачной продукции

Отдел обеспечения деятельности
  • делопроизводство;
  • секретариат руководителей;
  • обеспечение представительских мероприятий;
  • кадровые вопросы;
  • обеспечение информационной безопасности
  • и другие.

Отдел камеральных проверок
  • приостановление операций по счетам налогоплательщиков — организаций, плательщиков сборов — организаций, налоговых агентов — организаций, не представивших декларации в установленные сроки;
  • продление свидетельств налогоплательщиков — юридических лиц об уплате ЕНВД;
  • регистрация счетов-фактур и подготовка справок производителям экспортного товара;
  • анализ эффективности проведенных выездных проверок
  • и другие.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
  • государственная регистрация хозяйствующих субъектов;
  • учет налогоплательщиков;
  • производство по делам о налоговых и административных правонарушениях и обеспечение применения санкций в соответствии с российским законодательством
  • и другие.

Юридический отдел
  • представление инспекции в судах;
  • правовая экспертиза документов и оказание правовой помощи подразделениям инспекции;
  • рассмотрение, систематизация и анализ жалоб налогоплательщиков;
  • принудительная ликвидация налогоплательщика
  • и другие.

Отдел прочих контрольных мероприятий
  • проверка органов, обязанных предоставлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля;
  • исчисление имущественных налогов с физлиц;
  • исчисление налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;
  • исчисление налога на землю;
  • контроль за уплатой административных штрафов
  • и другие.

* Схема представлена в сокращенном виде

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...