Ликвидации не будет?! Насколько реальны угрозы налоговиков…

Ликвидации не будет?! Насколько реальны угрозы налоговиков…

11.02.2003

Вплоть до нового года в метро звучала реклама, в которой налоговики предупреждали столичные фирмы о том, что до 1 января все налогоплательщики должны подать о себе сведения. В противном случае они грозились ликвидировать фирмы. Теперь перед налоговиками стоит нелегкая задача закрыть больше половины предприятий Москвы. Впрочем, как выяснил наш эксперт Ислам РАМАЗАНОВ, в самих инспекциях об этом пока не задумываются.

Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№1, 2003)

По данным МНС, по всей стране к концу ноября 2002 года из 3,2 млн предприятий в Единый государственный реестр было внесено 700 000 юридических лиц. Это значит, что примерно 2,5 млн — кандидаты в "покойники". Что касается Москвы, то город и вовсе должен, по идее, превратиться в "кладбище фирм". Из зарегистрированных 825 000 предприятий регулярно отчитываются не более 300 000. Из них на начало декабря сведения о себе подали около трети предприятий. Однако, несмотря на заявления, осуществить свои планы налоговикам не дает действующее законодательство.

Подводим первые итоги

Напомним, закон "О государственной регистрации юридических лиц" был подписан президентом 8 августа 2001 года. Тогда в правительстве с гордостью заявляли, что с 1 июля 2002 года будет действовать принцип "одного окна". То есть для регистрации фирмы достаточно прийти только в налоговую инспекцию. По закону "окно" в территориальной ИМНС должно выдать свидетельство за пять дней. Предприятия, которые были зарегистрированы до 1 июля, закон обязал подать о себе сведения туда же — в инспекцию.
Однако, как показывает практика, кампания по "перерегистрации" с самого начала шла "со скрипом". Как в первые дни, так и в последние во многих столичных инспекциях бланки, необходимые для подачи сведений (форма № 17010), были только на стендах. Инспекторы не могли их выдать всем желающим. Вместо этого они советовали скопировать бланки из сети Интернет с сайтов МНС ( www.nalog.ru ), ГНИВЦ ( www.gnivc.ru ) или ехать за ними на Большую Тульскую, 15 (в столичное УМНС).
Но и получив бланки, заполнить их было непросто. Дело в том, что фирмам приходилось заверять подпись "уполномоченного лица" у нотариуса. Мало того, что образовалось "второе окно" — нотариус, которому нужно было заплатить за удостоверение подписи, так еще у фирм возникли дополнительные хлопоты. "Мы потеряли оригиналы учредительных документов. У нас остались только заверенные копии. Когда мы пришли к нотариусу, чтобы заверить подпись на сведениях еще раз, он нам отказал. Сказал, что ему нужны только оригиналы", — сообщил Алексей Наумов, главный бухгалтер одной из столичных фирм.
На самом же деле подобные действия нотариуса можно оспорить. С одной стороны, действительно, согласно Методическим рекомендациям (утвержденным приказом Минюста от 15 марта 2000 г. № 91), нотариус может не только проверить паспорт, но и полномочия того, чью подпись он подтверждает.
Но с другой стороны, подобные действия нотариуса противоречат правилам заверения подписей, установленным в статье 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11 февраля 1993 г. № 4462-1). Согласно этой статье, нотариус заверяет только подпись, не вникая в то, что написано в документе. Для этого достаточно просто расписаться в присутствии нотариуса и показать документ (паспорт).
Следующий этап — подача сведений — также вызывал немало нареканий бухгалтеров. Вот, например, история, которую рассказала нам Оксана М., главный бухгалтер московской торговой фирмы. "Сначала я решила подать заполненные документы сама. Из инспекции № 9, в которой мы состоим на учете, меня отправили в московское УМНС за бланками. Оттуда я поехала снова в инспекцию, так как выяснилось, что в нашей налоговой все-таки есть одно окошечко, в котором принимают документы. Когда я пришла занять в него очередь, мне показалось, что я попала в сумасшедший дом. С одной стороны — совершенно пустая инспекция: ни в один из кабинетов нет очередей, инспекторы свободно гуляют по коридорам. С другой стороны — в окно приема документов стоит очередь, которая заканчивается на улице. Люди занимают ее очень рано, каждые полчаса отмечаются. Причем нет никаких гарантий, что документы все же удастся сдать. Не достоявшись в очереди, я отправила бумаги по почте", — пояснила она.
Многие московские бухгалтеры пользовались услугами платных агентов даже для того, чтобы просто отправить сведения о фирме по почте. Максим Фоломеев, сотрудник одной из юридических фирм Москвы, рассказал следующее: "Одна из почтовых контор города за 300 рублей с курьером доставляла конверты в налоговые инспекции, брала там у сотрудника расписку с его именем, фамилией и телефоном. Все проблемы с очередями они умудрялись решать довольно быстро".
Кроме того, нередко бухгалтеры обращались и к услугам различных юридических фирм Москвы. Посредники брали за "перерегистрацию" от 30 до 120 долларов. Хотя на самом деле эта процедура не стоит ни копейки, ведь даже госпошлину платить не нужно (только расходы на нотариуса от 30 до 150 рублей). Причем чем больше денег брали посредники, тем быстрее они обещали закончить процедуру. Например, одна из подобных компаний за 120 долларов за неделю проводила перерегистрацию, причем так, что никому из ее клиентов не нужно было появляться ни у нотариуса, ни в налоговой инспекции. О законности этого мероприятия умолчим. Но заметим, что не только солидные юридические фирмы ухитрились подзаработать на перерегистрации, но и просто предприимчивые граждане. Например, в начале декабря столичные налоговые полицейские задержали "регистраторов", торговавших местами в очереди в ИМНС № 14. К сожалению, о дальнейшей их судьбе пока ничего не известно.
В общем, уже ставший народным афоризм "хотели как лучше, а получилось как всегда" можно смело отнести к новому порядку регистрации фирм. По словам Максима Фоломеева, новая процедура регистрации пока ничего хорошего не принесла. "Плюс только в том, что в налоговой теперь выдают сразу два свидетельства — о внесении в реестр и постановке на налоговый учет. Но минусов больше. Например, с 250 до 2000 рублей увеличилась госпошлина за регистрацию новой фирмы. Появилась еще одна надобность бегать к нотариусу, причем вместе с директором", — пояснил он.

А что нам за это будет?

Как призналась в приватной беседе Ирина К., инспектор юридического отдела одной из столичных ИМНС, никакой подготовки к повальной ликвидации фирм, не заявивших о себе, не было ни до Нового года, ни после. Более того, она весьма скептически отозвалась об этом мероприятии, сравнив его с перерегистрацией ТОО. "Например, в 1998 году ТОО, АОЗТ надо было переделать в ООО, ЗАО и т. д. Из-за проволочек последние сроки перерегистрации постоянно отодвигались. В результате некоторые "неторопливые" ТОО и АОЗТ приносят документы до сих пор или вообще ничего не делают", — отметила Ирина.
По мнению налогового инспектора, ликвидация в какой-то степени даже на руку фирмам и бухгалтерам. Ведь не секрет, что многие бухгалтеры до сих пор сдают нулевые балансы несуществующих фирм лишь для того, чтобы не связываться с их ликвидацией.
"Мы неоднократно открывали новую фирму и просто бросали старую, чтобы избежать налоговых проверок, ну и по ряду других причин. Кстати, многие в Москве так поступают. Но для того чтобы ликвидировать наши три старые фирмы, мне бы пришлось бросить всю свою работу и заниматься только ликвидацией из-за сложности этой процедуры. Есть и другой способ. Можно было бы заплатить 1200 долларов за ликвидацию каждой фирмы посредникам. Ни первый, ни второй вариант нас не устраивает", — говорит Ольга Б., главный бухгалтер московской оптовой фирмы.
Если же налоговики начнут повальную ликвидацию, то окажут тем самым немалую услугу фирме, в которой работает Ольга, и всем подобным предприятиям города (которых, к слову, немало). Причем налоговики сами это прекрасно понимают. "Вполне может получиться так, что нашими руками, и главное — бесплатно, налогоплательщики избавятся от ненужных им предприятий", — сказала налоговый инспектор Ирина.
Наконец, по ее словам, даже если "сверху" поступит приказ начать ликвидацию, вряд ли это можно будет осуществить на практике. "Для ликвидации отдельно взятой фирмы нужно собрать доказательства, что она не ведет деятельности, не отчитывается. Только в нашей инспекции зарегистрировано 25 000 таких фирм. А работников в юридическом отделе всего шесть. Нетрудно догадаться, что из этого получится. К тому же вынесение судом решения о ликвидации — это на самом деле только начало", — призналась налоговый инспектор.
Как пояснила Ирина, путь налоговикам-ликвидаторам преграждает Гражданский кодекс. Дело в том, что статья 61 ГК РФ не позволяет ликвидировать предприятия только за "неподачу сведений о себе". Заявления же Минэкономразвития о том, что уже подготовлен закон о ликвидации юридических лиц, где как раз описан упрощенный процесс ликвидации несознательных, пока так и остались заявлениями.
Еще один немаловажный вопрос, который интересует бухгалтеров: как их накажут за не сданные вовремя сведения о фирме? Сразу отметим, что в Налоговом кодексе ответственность за несвоевременную подачу сведений не предусмотрена, так как закон о госрегистрации не относится к налоговому законодательству.
Но налоговики могут оштрафовать бухгалтера или директора по статьям 1425 и (или) 197 Кодекса об административных правонарушениях. По статье 1425 (п. 3 — непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случае, если такое представление предусмотрено законом) штраф составляет 5000 рублей. Причем вправе взимать этот штраф налоговики.
По статье же 197 "Непредставление сведений (информации)" они могут взять штраф еще и с фирмы (от 3000 до 5000 рублей). Но по этой статье решение принимает только суд. Теоретически за непредставление сведений фирма может пострадать дважды, по каждой из этих статей. О том, как избежать подобной ситуации, мы подробно рассказываем на стр. 12.
Сейчас сложно прогнозировать то, как дальше будет развиваться ситуация. Поэтому мы наверняка еще неоднократно вернемся к этой теме на страницах следующих номеров нашего журнала.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA