Новое ПБУ «Информация по прекращаемой деятельности»

Новое ПБУ «Информация по прекращаемой деятельности»

07.10.2002

Большинство бухгалтеров уже привыкли к многочисленным положениям по бухгалтерскому учету Минфина, которые почти невозможно применять на практике. Недавно это ведомство выпустило очередной подобный документ – ПБУ 16/02. Им должны руководствоваться фирмы, которые прекращают заниматься тем или иным видом деятельности. В статье мы расскажем об основных положениях этого документа, которые бухгалтер должен учесть в своей работе.

Как правило, фирмы занимаются несколькими видами деятельности. Например, продают товары как в розницу, так и оптом, производят продукцию и т. д.
ПБУ 16/02 утверждено приказом Минфина от 2 июля 2002 года

Иногда руководство решает прекратить работать в каком-то направлении (например, торговать в розницу). При этом у фирмы возникают доходы и расходы, связанные с прекращением деятельности. Так, нужно распродать остатки товаров, выплатить увольняемым работникам выходное пособие, заплатить неустойку за расторжение хозяйственных договоров и т. д. Как отразить эти операции в бухучете, написано в ПБУ 16/02.
В частности, документ предусматривает, что вам нужно будет создать специальные резервы и отразить данные о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.
Обратите внимание: новое ПБУ начинает действовать только с 2003 года. Это значит, что если вы прекратили деятельность в 2002 году, то руководствоваться им не надо.

Прекращение деятельности

Если фирма временно приостанавливает производство продукции, это не считается прекращением деятельности


В ПБУ 16/02 сказано, что фирма прекращает деятельность, если:
— учредители решили ее продать;
— продается имущество (например, основные средства), которое использовалось для производства конкретного вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). При этом взамен ничего не приобретается;
— она прекращает какой-то вид деятельности. При этом фирма увольняет ненужных работников, расторгает заключенные договоры и т. д.;
— происходит реорганизация, в результате которой появляется одна или несколько новых фирм.
Если руководитель (учредители) принял решение о прекращении деятельности, то надо составить специальную программу. Она может выглядеть так:

УТВЕРЖДАЮ
генеральный директор
ООО "Альфа"
__________ /И.И. Иванов/

Программа прекращения части деятельности ООО "Альфа"

Из-за низкой рентабельности фирма прекращает работу в следующих направлениях:
— розничная торговля — с 1 сентября 2003 года;
— производство стройматериалов — с 1 октября 2003 года.

В связи с этим необходимо:
отделу сбыта: распродать остатки товаров, реализуемых в розницу (до 1 сентября 2003 года), и сырье, которое предназначалось для производства стройматериалов (до 1 октября 2003 года);

отделу кадров: рассчитать количество высвобождаемых рабочих мест (до 15 августа 2003 года);

бухгалтерии: рассчитать и выплатить выходное пособие работникам отдела розничной торговли (до 5 сентября 2003 года) и рабочим, занятым в производстве стройматериалов (до 5 октября 2003 года).

Если такой программы нет, то прекращение какого-то вида деятельности в бухгалтерском учете отражается в обычном порядке. То есть фирма просто распродает имущество, остатки ненужной продукции и т. д.
Если руководство фирмы выпустило программу прекращения деятельности, то бухгалтеру нужно:
— создать резерв на потери от прекращения деятельности;
— отразить в бухучете снижение стоимости имущества;
— отразить в отчетности результаты от прекращения деятельности.

Как создать резерв

После того как фирма заявила о прекращении деятельности, у нее могут возникнуть обязательства:
— перед сотрудниками (увольняемым работникам нужно выплатить выходное пособие);
— перед поставщиками или покупателями (как правило, при досрочном расторжении тех или иных договоров фирма должна платить штрафные санкции).
Фирма может оплатить все обязательства либо в том же году, когда она заявила о прекращении деятельности, либо в следующем году. В первом случае создавать резерв не нужно.
Если фирма оплачивает долги в следующем году, то вам придется создать специальный резерв. Он формируется по каждому обязательству. Например, резерв на выплату неустойки по договорам, резерв на выплату выходного пособия увольняемым сотрудникам и т. д.

Сумма резерва на потери от прекращения деятельности не уменьшает облагаемую прибыль

Резерв создается 31 декабря того года, когда фирма заявила о прекращении деятельности. Создание резерва отразите проводками:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки"
- сформирован резерв на выплату неустойки;
Дебет 20 (26, 44) Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия"
- сформирован резерв на выплату выходного пособия.

Пример 1. ЗАО "Бета" занимается торговлей и строительством. В декабре 2003 года ЗАО "Бета" решило прекратить строительную деятельность.
В результате этого строительным рабочим нужно выплатить выходное пособие (с учетом ЕСН) в сумме 120 000 руб. Кроме того, поставщикам стройматериалов надо заплатить неустойку за расторжение договора в сумме 50 000 руб.
Все расчеты будут проводиться в 2004 году. Поэтому 31 декабря 2003 года бухгалтеру "Беты" надо создать резервы:
— на выплату выходного пособия в сумме 120 000 руб.;
— на выплату неустойки в сумме 50 000 руб.
Создание резервов бухгалтер "Беты" отразил так:
Дебет 20 Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия"
— 120 000 руб. — сформирован резерв на выплату выходного пособия;
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки"
— 50 000 руб. — сформирован резерв на выплату неустойки.

Когда фирма списывает расходы за счет резерва, в бухучете делаются такие записи:
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки" Кредит 76 субсчет "Расчеты по претензиям"
— начислены неустойка, штрафы и пени за счет резерва;
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия" Кредит 70, 69
— начислено выходное пособие работникам (с учетом ЕСН).
Если суммы резерва для погашения долгов не хватило, то расходы надо отразить так:
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет "Расчеты по претензиям"
— отражено превышение суммы неустойки над величиной резерва;
Дебет 20 (26, 44) Кредит 70, 69
— отражено превышение суммы выходного пособия над величиной резерва.
Сумму неиспользованного резерва надо списать. Отразить это можно, сделав проводку:
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки" Кредит 91-1
или
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия" Кредит 91-1
— списана сумма неиспользованных резервов.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. В 2004 году "Бета" выплатила:
— выходное пособие в сумме 150 000 руб.;
— неустойку в сумме 40 000 руб.
Эти операции бухгалтер "Беты" отразил так:

выходное пособие
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия" Кредит 70, 69
— 120 000 руб. — начислено выходное пособие за счет средств резерва;
Дебет 26 Кредит 70, 69
— 30 000 руб. (150 000 — 120 000) — начислено пособие, превышающее сумму резерва;
Дебет 70, 69 Кредит 50, 51
— 150 000 руб. — выплачено выходное пособие и перечислен в бюджет ЕСН;

неустойка
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки" Кредит 76 субсчет "Расчеты по претензиям"
— 40 000 руб. — начислена неустойка за счет резерва;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 51
— 40 000 руб. — выплачена неустойка;
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки" Кредит 91-1
— 10 000 руб. (50 000 — 40 000) — списан остаток неиспользованного резерва.

Снижение стоимости имущества

В ПБУ 16/02 сказано, что имущество, относящееся к прекращаемой деятельности, надо отражать "исходя из возможного снижения его стоимости". Это значит, что если фирма продает материалы (товары) по сниженным ценам, то в балансе их надо отражать по той стоимости, которая указана в договоре купли-продажи.
Для этого в конце года надо создать резерв под снижение стоимости материалов и товаров. Он создается на разницу между балансовой стоимостью материалов (товаров) и ценой, указанной в договоре на их продажу.
Создание резерва отразите так:
Дебет 91-2 Кредит 14
— создан резерв под снижение стоимости материалов (товаров).
После того как материалы (товары) будут проданы, этот резерв надо списать. При этом сделайте такую проводку:
Дебет 14 Кредит 91-1
— списан ранее созданный резерв.
Обратите внимание: если фирма заявила о прекращении деятельности и продает ненужное имущество в течение одного календарного года, то создавать резерв не нужно.

Как отразить прекращение деятельности

Бухгалтерский учет

Выбытие имущества в результате прекращения деятельности отразите следующим образом:
Дебет 91-2 (90-2) Кредит 01 (07, 10...)
— списана балансовая стоимость выбывшего имущества;
Дебет 91-2 (90-2) Кредит 20 (23, 44...)
— списаны расходы фирмы по продаже имущества;
Дебет 76 Кредит 91-1 (90-1)
— отражена продажная стоимость имущества;
Дебет 50 (51) Кредит 76
— поступили доходы от продажи имущества.
В результате фирма может получить убыток или прибыль. Убыток отразите такой проводкой:
Дебет 99 Кредит 91-9 (90-9)
— отражен убыток от прекращения деятельности.

Прибыль отразите так:
Дебет 91-9 (90-9) Кредит 99
— отражена прибыль от прекращения деятельности.

Бухгалтерская отчетность

Информацию о прекращаемой деятельности в отчетности можно отразить двумя способами:
— все данные указываются только в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
— данные отражаются в Отчете о прибылях и убытках, Отчете о движении денежных средств и пояснительной записке.
Если вы решите воспользоваться вторым способом, то придется изменять форму Отчета о прибылях и убытках и Отчета о движении денежных средств. Такой порядок предложен в ПБУ 16/02.

Пояснительную записку нужно сдать в налоговую вместе с отчетностью за год

Поэтому мы рекомендуем использовать первый вариант (отразить все данные только в пояснительной записке). Как это сделать, покажет пример.

Пример 3. ООО "Альфа" ведет два вида деятельности: производит доски и торгует мебелью. В январе 2003 года фирма решила отказаться от торговой деятельности.
В течение 2003 года "Альфа" распродавала остатки мебели. Всего было продано мебели на сумму 960 000 руб. (в том числе НДС — 160 000 руб.). Ее себестоимость — 700 000 руб.
Себестоимость оставшейся на конец 2003 года мебели равна 500 000 руб. "Альфа" договорилась продать ее в 2004 году за 400 000 руб. (без НДС). На разницу между продажной и балансовой стоимостью был создан резерв. Эта разница составила 100 000 руб. (500 000 — 400 000).
Для простоты расчетов налог на пользователей автодорог не рассматривается. Указанные операции бухгалтер "Альфы" отразил так:
Дебет 60 Кредит 90-1
— 960 000 руб. — отражена выручка от продажи мебели;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
— 160 000 руб. — начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 41
— 700 000 руб. — списана себестоимость мебели;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 100 000 руб. (960 000 — 160 000 — 700 000) — отражена прибыль от продажи мебели;
Дебет 91-2 Кредит 14
— 100 000 руб. — создан резерв под снижение стоимости товаров;
Дебет 99 Кредит 91-9
— 100 000 руб. — списан убыток от создания резерва.
С прибыли от продажи мебели нужно заплатить налог в сумме 24 000 руб. (100 000 руб. х 24%). Бухгалтер "Альфы" начислил налог так:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
— 24 000 руб. — начислен налог на прибыль.
Информацию о прекращаемой деятельности бухгалтер "Альфы" отразил в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2003 год. Она выглядит так:

ООО "Альфа"

Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2003 год

...
5. Раскрытие информации по прекращаемой деятельности

5.1. 15 января 2003 года совет директоров ООО "Альфа" принял решение прекратить торговлю мебелью. В результате этого фирма распродает остатки непроданных товаров. Их себестоимость равна 1 200 000 руб.
В 2003 году фирма продала мебель на сумму 960 000 руб. (в том числе НДС —
160 000 руб.). Ее себестоимость составляет 700 000 руб.
Прибыль от продажи мебели равна 100 000 руб. (960 000 — 160 000 — 700 000). С нее фирма заплатила налог на прибыль в сумме 24 000 руб. (100 000 руб. # 24%).
По состоянию на 31 декабря 2003 года на складе осталась мебель, себестоимость которой равна 500 000 руб. Фирма заключила договор на ее продажу в 2004 году за 400 000 руб. (без НДС). Так как продажная стоимость мебели меньше балансовой, то фирма создала резерв в сумме 100 000 руб. (500 000 — 400 000).
Таким образом, в 2003 году "Альфа" признала убыток от снижения стоимости товаров в сумме 100 000 руб.

Итоги

Если вы прекращаете часть деятельности, то не создавайте специальную программу по ее завершению. В этом случае вам не придется руководствоваться нормами ПБУ 16/02. Распродайте ненужное имущество, выплатите выходное пособие работникам и расплатитесь с поставщиками или покупателями.

Д. КВИТКО, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»
Материал опубликован в 9-м (сентябрьском) номере журнала "Практическая бухгалтерия"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное