Арбитражная практика. Ответственность за неоприходование выручки

Арбитражная практика. Ответственность за неоприходование выручки

31.05.2002

Большинство организаций, которые продают гражданам товары или оказывают им услуги, обязаны использовать контрольно-кассовые машины (далее – ККМ). При этом выручка, которая отражается в журнале кассира-операциониста, кассовой книге и т. д., должна совпадать с тем, что показывают контрольные ленты ККМ. Однако часто этого не происходит. Причинами могут быть как противоправные действия организации (неоприходование части выручки), так и несоблюдение правил оформления кассовых операций (например, неправильное отражение возвратов и ошибочно пробитых сумм). Если налоговая инспекция обнаружит несоответствие между контрольными лентами и кассовыми документами, то организацию оштрафуют. Насколько велик этот штраф? Как его можно избежать? На эти вопросы мы ответим в статье с учетом сложившейся арбитражной практики.

Ситуация
Налоговая инспекция провела проверку соблюдения организацией правил пользования ККМ, в результате которой установлено, что она не оприходовала часть выручки. Такой вывод был сделан на основании того, что суммы, указанные в кассовой книге и зафиксированные в фискальной памяти ККМ (контрольные ленты), не совпадали. За это организацию оштрафована в соответствии с пунктом 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 (далее — Указ № 1006). Величина санкции равна трехкратному размеру неоприходованной в кассу выручки.
Фирма отказалась уплачивать штраф в добровольном порядке. Поэтому налоговая инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Он указал, что налоговая инспекция не представила достаточных доказательств факта неоприходования организацией денежных средств в кассу. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция подала кассационную жалобу. В ней она попросила удовлетворить иск в полном объеме, сославшись на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Решение
ФАС Северо-Западного округа рассмотрел материалы дела и в постановлении от 27.02.2002 № 5641 указал следующее.
Сведения о всех суммах, которые поступили в кассу организации, должны отражаться в кассовой книге. Это следует из статьи 34 Федерального закона от 02.12.90 № 394-1 "О Центральном банке РФ (Банке России)" и пункта 22 Порядка ведения кассовых операций в РФ, который утвержден решением совета директоров Банка России 22.09.93 № 40.
Однако проверяемая организация нарушила указанные правила. Она не учла в кассовой книге денежную выручку, получение которой зафиксировано фискальной памятью ККМ и приходными кассовыми ордерами.
Ответственность за такое правонарушение предусмотрена пунктом 9 Указа № 1006. На организацию накладывается штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы. При этом довод о неумышленных ошибках не может быть принят во внимание. Напомним, что в соответствии со статьей 12 КоАП РСФСР административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности.
Суд кассационной инстанции отметил, что налоговая инспекция не нарушила процедуру привлечения организации к административной ответственности. Размер штрафа определен в соответствии с данными приходно-кассовых ордеров, кассовых чеков и кассовой книги и не оспаривается предприятием-нарушителем. Решение о привлечении организации к ответственности вынесено в пределах двухмесячного срока со дня совершения правонарушения.
На основании вышеизложенного ФАС Северо-Западного округа удовлетворил кассационную жалобу налоговой инспекции. Решение суда первой инстанции отменено.

Советы
Отметим, что инспекторы отделов оперативного контроля, которые проверяют соблюдение организациями правил применения ККМ, в последнее время делают упор именно на проверку полноты оприходования выручки в кассу. Фактически сейчас ее неотражение — это единственное основание, по которому на организацию может быть наложен штраф.
Напомним, что штрафы за неприменение ККМ налагались в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением". Однако в конце прошлого года они были удалены из этой статьи Федеральным законом от 30.12.2001 № 196-ФЗ.
Проверки полноты оприходования выручки обычно проводятся по следующему алгоритму.
1. С ККМ снимают полные фискальные отчеты за проверяемый период (месяц, квартал и т. д.).
2. Данные этих отчетов сверяются с журналами кассира-операциониста, приходными кассовыми ордерами, Z-отчетами (отчеты по ККМ за каждый день работы) и кассовой книгой организации.
3. Проверяется правильность оформления возвратов и ошибочно пробитых сумм.
В ходе проверки могут быть обнаружены расхождения (например, по кассе пробито больше, чем оприходовано в кассовой книге) и незадокументированные возвраты или ошибочно пробитые суммы. В этом случае проверяющие составляют акт и протокол об административном правонарушении.
Чтобы избежать таких неприятностей, бухгалтер должен внимательно следить, чтобы все суммы из Z-отчетов по всем ККМ за каждый день работы были отражены в приходных кассовых ордерах и кассовой книге.
Кроме того, следует правильно оформлять возвраты и ошибочно пробитые суммы. Для этого нужно составлять акт по форме КМ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.
Акт составляется в одном экземпляре. Его подписывают члены комиссии, в которую обычно входят заведующий отделом (секцией), старший кассир, кассир-операционист.
Чеки, которые возвращены покупателями (ошибочно пробиты), должны быть погашены, наклеены на лист бумаги и вместе с актом сданы в бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возвращенным чекам, записываются в журнал кассира-операциониста. На них уменьшается выручка за соответствующий день.
Отметим, что оштрафовать за неоприходование выручки в кассу могут не только организацию, но и ее руководителя. В соответствии с пунктом 9 Указа № 1006 ему придется заплатить 5000 рублей.

М.В. Скороходов , эксперт АГ "РАДА"

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное