Страшнее кассы “зверя” нет. <i>Госдума меняет закон о ККМ</i>

Страшнее кассы “зверя” нет. <i>Госдума меняет закон о ККМ</i>

25.03.2002

В Госдуме во втором чтении принят проект закона о применении ККМ. Если документ будет принят и подписан Президентом РФ, то ныне действующий закон отменят, а требований к работе с кассами станет больше.

В настоящее время применение ККМ регулирует Федеральный закон от 18 июня 1993 г. № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее — закон № 5215-1). Но в конце февраля депутаты приняли во втором чтении проект федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами" (далее — новый Закон о ККМ). Таким образом, привычная аббревиатура "ККМ" канет в Лету. Впредь кассы будут называться ККТ — контрольно-кассовая техника. Каких еще изменений ожидать в связи с принятием нового закона?

ГМЭК упразднят

Согласно новому Закону о ККМ контрольно-кассовые машины должны применяться в обязательном порядке всеми юридическими лицами, их филиалами и другими обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями при расчетах не с населением (как записано в ныне действующем законе № 5215-1), а с физическими лицами. Поскольку индивидуальные предприниматели таковыми являются, любые наличные расчеты с ПБОЮЛ впредь должны сопровождаться выдачей чека ККМ.

Как и прежде, Правительство РФ будет утверждать перечни категорий организаций и предпринимателей, которые могут торговать без касс. В отдельных случаях (в каких именно — пока не известно) полномочия по расширению этих перечней могут делегироваться региональным властям. Неизменным осталось и требование о том, что организации могут применять только кассовые аппараты, внесенные в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Информация из Государственного реестра будет публиковаться в 10-дневный срок со дня внесения изменений. Если же применяемую организациями модель ККМ вообще исключат из Госреестра, фирмы будут вправе работать с ней до истечения нормативного срока амортизации.

В новом Законе о ККМ упоминание о Госреестре есть, а о всеми любимой Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) — нет. (Напомним, что последним "достижением" этой комиссии было введение всеобщей перерегистрации и паспортизации ККМ.) По всей видимости, ГМЭК попросту упразднят. Впрочем, порядок ведения Госреестра будет определен позднее Правительством РФ; возможно, тогда и вспомнят о ГМЭК.

Условия регистрации ККМ остались прежними. Кассы должны быть зарегистрированы в налоговых инспекциях (по месту регистрации организации или предпринимателя) и обслуживаться в ЦТО (центрах технического обслуживания ККМ).

Впервые в закон введут понятия "фискальный режим", "фискальная память" и "фискальные данные". Заодно запретят применение ККМ без фискальной памяти с 1 января 2003 года.

Требований к ККМ станет больше. Кассы должны быть не только исправны и опломбированы, но и оснащены средствами визуального контроля. Другими словами, их нужно увешать выписками из Госреестра и договорами с ЦТО. По мнению законодателей, это поможет контролерам сразу убедиться в том, что машины включены в Госреестр и обслуживаются в ЦТО.

В новый Закон о ККМ включен свод обязательств при работе с кассой. Владелец ККМ обязан использовать исправную, опломбированную, зарегистрированную в налоговой инспекции и ЦТО машину, выдавать покупателям вместе с покупкой или после оказания услуги чек, вести и правильно хранить документацию, связанную с ККМ, а также беспрепятственно допускать "до тела" ККМ сотрудников налоговых инспекций, налоговой полиции и ЦТО.

В новом Законе о ККМ перечислены не только обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, но и права контролирующих структур. Последние могут получать сведения и документы по всем вопросам, возникшим у них в ходе проверки применения ККМ. Также налоговики вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации, которая в течение года была дважды уличена в нарушении Закона о ККМ.

Ни слова о штрафах

В конце прошлого года Федеральным законом № 196-ФЗ были внесены изменения в статью 7 закона № 5215-1. После поправок из закона о ККМ исчезли размеры штрафных санкций за нарушения при работе с кассами. С начала года налоговики не могут взимать штрафы ни с тех, кто забывает выдать чек, ни с тех, кто не вешает ценники и т.д. Ответственность за нарушения при работе с кассами установлена только в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП). Но этот документ вступит в силу лишь 1 июля 2002 года. Таким образом, до лета штрафы за эти нарушения "вне закона".

В новом Законе о ККМ депутаты попытались исправить эту ситуацию. Но в ходе второго чтения поправка, которой устанавливались размеры штрафных санкций, была исключена. Депутаты снова сошлись на том, что только КоАП должен устанавливать размеры штрафных санкций. Поэтому даже если законопроект будет принят, налоговики все равно не смогут "наказывать рублем" провинившихся.

Но и после вступления КоАП в силу проступки не повлекут за собой наказание. В КоАП РФ нарушения в области применения ККМ регулируются только статьей 14.5. По ней налоговики будут вправе оштрафовать организацию или индивидуального предпринимателя за одно-единственное нарушение — торговлю, выполнение работ (услуг) без применения ККМ. Штраф за это нарушение составит: от 1,5 до 2 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, от 3 до 4 тысяч для должностных лиц и от 30 до 40 тысяч рублей для организаций. А вот за невыдачу чека, отсутствие ценника и неисправную машину штрафы не предусмотрены.

Сергей Мышкин
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер "

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное