10:2 в пользу МНС, или Вредные советы от Минфина

10:2 в пользу МНС, или Вредные советы от Минфина

21.03.2002 распечатать

Паны дерутся, а у холопов чубы трещат

Окончательное размежевание бухгалтерского и налогового учета — свершившийся факт. Относиться к нему нужно так же, как и к раздвоению личности человека, — трагическому диагнозу, именуемому звучным словом "шизофрения". Но рано или поздно здоровые люди как-то приспосабливаются к тягостному общению с душевнобольными. Вот и бухгалтерам придется смириться с бессмысленными псевдореформами, которые вроде бы должны приблизить нас к международным стандартам финансовой отчетности, но на деле лишь приносят в учетную практику дополнительные хлопоты и проблемы.

Похоже, что от бесконечного "совершенствования" правил учета устали даже чиновники. Сотрудники Минфина России, видимо, поняли, что очень скоро их требования не будет исполнять никто. И это естественно.

Во-первых, параллельно вести два самостоятельных учета нормальному человеку тяжело. Бухгалтерам предстоит решить, отказ от какого из них обойдется предприятию дешевле. Ориентиром могут послужить статьи 120 и 122 НК РФ, которыми установлены штрафные санкции и за неправильное ведение бухгалтерского учета (5 или 15 тысяч рублей), и за искажение налоговой базы, повлекшее за собой неуплату налога (20 или 40 процентов от неуплаченной суммы). Хотя специальной нормы, предусматривающей ответственность за неправильное ведение налогового учета, в кодексе пока нет, мы не сомневаемся в том, что в ближайшее время она появится.

Во-вторых, в нынешних условиях бухгалтерский учет в чистом виде попросту становится лишним. Все утверждения о том, что, дескать, его данные нужны руководителям, инвесторам и другим "внешним пользователям", — это разговоры в пользу бедных. Не секрет, что руководители и акционеры компаний чаще всего пользуются другими, более достоверными сведениями. Осмотрительные кредиторы и инвесторы (особенно иностранные), как правило, тоже не обольщаются данными, отраженными в официальном балансе. Прежде чем связать свою финансовую судьбу с той или иной фирмой, они проводят собственную независимую оценку ее активов и пассивов. Что касается внешних пользователей отчетности, то в большинстве случаев в их качестве выступают именно налоговые инспекторы, для которых каждый квартал и составляется баланс. Но теперь интерес к бухгалтерским документам поостынет и у инспекторов, ведь расчет некоторых налогов требует определенной корректировки бухгалтерских данных. А налог на прибыль на основе этих данных вообще рассчитывать нельзя.

В-третьих, очень часто выполнить все указания финансового ведомства невозможно: на сегодняшний день одновременно действует несколько основополагающих документов, прямо противоречащих друг другу. Такая ситуация ставит в тупик бухгалтеров, но играет на руку налоговикам, которые очень избирательно трактуют нормативные акты, разработанные в Минфине.

И все-таки "великое противостояние" двух министерств заканчивается. Сложившаяся ситуация, видимо, перестала устраивать специалистов с Ильинки, и в первую очередь руководителя департамента бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Александра Бакаева. Именно он сделал первый робкий шаг к примирению с коллегами с Неглинки.

27 декабря 2001 года Александр Сергеевич подписал письмо № 16-00-14/573 (далее — Письмо), которым разрешил применять в бухгалтерском учете тот же порядок списания недорогого имущества, что установлен 25 главой Налогового кодекса. Таким образом, начислять амортизацию на основные средства стоимостью до 10 тысяч рублей больше не нужно. Стоимость основных средств, переданных в эксплуатацию, следует сразу списывать на затраты проводкой Д 20 К 01.

А как же ПБУ?

Письмо, подписанное г-ном Бакаевым, конечно, интересно. По идее, воспользовавшись этим документом, можно избавиться от громоздкого и совершенно ненужного учета амортизации, начисленной по основным средствам стоимостью от 2 до 10 тысяч рублей.

Однако мы не случайно назвали шаг Бакаева робким. Пользоваться Письмом на практике опасно: в нем нет ссылок ни на один "по-настоящему" нормативный акт. Их и не могло быть, поскольку содержание Письма не соответствует требованиям сразу двух действующих документов Министерства финансов.

Прежде всего речь идет о ПБУ 6/01 "Учет основных средств", согласно которому единовременно можно списывать только основные средства стоимостью до двух тысяч рублей. Кроме того, не отменено и Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (ред. 24.03.2000). В нем вообще не предусмотрено списание основных средств без начисления амортизации.
Создается впечатление, что Положение по ведению бухгалтерского существует само по себе и никак не связано с реальной жизнью. Ссылаясь на пресловутые международные стандарты, Минфин один за другим плодит многочисленные ПБУ, не соответствующие второму (после Федерального закона о бухгалтерском учете) по значимости нормативному акту. На наш взгляд, правильнее было бы взять да и отменить Положение либо полностью, либо по частям, как это происходит с законом об основах налоговой системы, который по мере формирования второй части НК РФ становится все меньше и меньше. Вместо этого Минфин каждый раз вынужден объяснять, какой документ "главнее" — очередное ПБУ или Положение по ведению бухгалтерского учета, например, в письмах от 23 августа 2001 г. № 16-00-12/15 и от 16 октября 2001 г. № 16-00-14/467.

Между тем в МНС России не забыли о существовании этого Положения. За примером далеко ходить не нужно. Вспомним прошлое лето, когда вышло в свет ПБУ 6/01. Тогда многие организации сразу стали списывать на издержки основные средства, приобретенные по цене до 2 тысяч рублей. Налоговикам это не понравилось, и письмом от 19 июля 2001 г. № ВГ-6-02/559@ они напомнили и бухгалтерам, и специалистам Минфина о нормах Положения по ведению бухгалтерского учета. В письме отмечалось, что в целях налогообложения такое имущество нужно либо учитывать как МБП, либо начислять по нему амортизацию. Одним словом, в МНС России просто не обратили внимания на ПБУ 6/01. Что уж говорить о Письме г-на Бакаева, которое вообще не имеет никакой юридической силы!

Внимание: налог на имущество

На первый взгляд, в 2002 году двойное толкование бухгалтерских нормативных документов исключено, ведь теперь налог на прибыль рассчитывается в особом порядке с помощью налоговых регистров. Казалось бы, налоговых инспекторов больше не должны интересовать бухгалтерские операции. Но не все так просто. От правильности начисления амортизации напрямую зависит сумма налога на имущество. Пока этот налог рассчитывается по данным бухгалтерского учета*. Об этом сказано в пункте 4 инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 года № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".

Допустим, что и в налоговом, и в бухгалтерском учете организация сразу будет списывать основные средства, стоимость которых не превышает 10 тысяч рублей. Экономия на налоге на имущество будет ощутимой. Однако вряд ли с такой экономией согласится налоговый инспектор. Наверняка он останется равнодушным и к Письму Минфина, которое противоречит и ПБУ 6/01, и Положению по ведению бухгалтерского учета. Скорее всего, в такой ситуации предприятию предложат пересчитать амортизацию по основным средствам со стоимостью от 2 до 10 тысяч рублей. А после этого придется заплатить и дополнительную сумму налога на имущество, и пени, и штраф. В то же время инспектор вряд ли согласится на перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль, которая в этом случае должна быть уменьшена.

Формально такие действия можно оспорить, ссылаясь на статью 111 НК РФ. Напомним, что в ней говорится об обстоятельствах, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Одним из таких обстоятельств является выполнение письменных разъяснений, данных уполномоченным государственным органом. Однако уверенности в том, что суд примет решение в пользу предприятия, нет. Ведь от ответственности освобождаются те, кто выполнял разъяснения, данные чиновниками в пределах их компетенции. А уважаемый г-н Бакаев, к сожалению, пока не может сам устанавливать новый порядок учета.

Поэтому, пока Минфин России не внесет соответствующие поправки в текст ПБУ 6/01, мы советуем сдержанно относиться к новым рекомендациям. Если уж и вести полноценный бухгалтерский учет, то только по официальным правилам, а не по частным разъяснениям.
Справедливости ради отметим, что рассматриваемое письмо все же содержит один полезный совет. Речь идет о переводе бывших МБП в категорию внеоборотных активов. Поскольку часть из них теперь учитывается в составе основных средств, на каждый объект нужно завести инвентарную карточку и оформить акт приемки-передачи. Минфин разрешил не заполнять эти документы.** Такое имущество по-прежнему можно фиксировать в карточке учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма МБ-2). Его выбытие или списание следует отражать в соответствующих актах, составляемых по форме МБ-4 или МБ-8. Выдачу спецодежды и спецобуви, приобретенной до 1 января 2002 года, надо отражать в ведомости по форме МБ-7. Напомним, что все эти формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а.

Вот за это разрешение Минфин можно поблагодарить от всей души. Жаль только, что он не дал его раньше, ведь ждать разъяснений месяцами бухгалтеры не могут. Многие из них уже оформили новые документы на бывшую малоценку. К сожалению, воспользоваться мудрым советом им уже не удастся. А другой совет этого ведомства нужно применять с осторожностью.

"А теперь правильный ответ…"

Подведем некоторые итоги. Итак, для расчета налога на прибыль амортизация начисляется только на основные средства, стоимость которых превышает 10 тысяч рублей (ст. 256 НК РФ). Все менее дорогое имущество сразу включается в расходы, уменьшающие налоговую базу.
В бухгалтерском учете на затраты единовременно списываются основные средства, приобретенные по цене до 2 тысяч рублей. Для остального имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев стоимость переносится на издержки постепенно, через амортизацию.
Для налогового учета срок полезного использования имущества устанавливает руководитель предприятия. При этом он должен руководствоваться с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Для бухгалтерского учета тоже целесообразно воспользоваться этим постановлением. Однако руководитель вправе установить и другой срок службы амортизируемого имущества (например, по постановлению Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 или в соответствии с технической документацией на основное средство). В бухгалтерском учете амортизацию можно начислять одним из четырех способов, описанных в ПБУ 6/01. В налоговом учете применяются только два метода: линейный и нелинейный.

Наконец, остаточная стоимость основных средств, учитываемая при исчислении налога на имущество, определяется по правилам бухгалтерского учета, то есть согласно ПБУ 6/01. Занижать этот показатель способом, предложенным Минфином России, на наш взгляд, нельзя.

Василий ЕГОРОВ
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер "

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.