Гарантии с двойным дном<br>Кого защитит новый УПК?

Гарантии с двойным дном<br>Кого защитит новый УПК?

11.03.2002 распечатать

С 1 июля вступит в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). За два месяца, истекших после его опубликования, многие СМИ уже успели высказаться в том духе, что этот документ положит конец произволу налоговой полиции. Наш эксперт Вячеслав РОМАНОВ настроен не столь оптимистично.

Первое и самое важное нововведение в новом УПК — изменение порядка возбуждения угловных дел по налоговым преступлениям. С 1 июля 2002 года, чтобы завести дело, полицейским понадобится согласие прокурора.

На первый взгляд возможностей возбуждать "дутые" дела у полицейских поубавится. Однако не все так однозначно. Прокуратура играет с ФСНП в одной "команде", и ставить полиции палки в колеса ей не резон. Да и по словам самих полицейских, с которыми нам удалось поговорить, опытному следователю получить согласие прокурора не составит особого труда. Если только не попадутся директор и главбух с крепкими нервами, которые не растеряются и не поддадутся на полицейские уловки (как себя вести при угрозе возбуждения уголовного дела, чтобы не навредить самому себе, читайте во врезке).

"Профессиональные хитрости"
По словам одного нашего собеседника — бывшего следователя по экономическим преступлениям, а ныне успешного адвоката, практически 90 процентов тех, кто попадает в руки налоговой полиции, сами, что называется, подписывают себе приговор. Нет-нет, ни о каком физическом давлении речи не идет — просто у опытных следователей есть свои профессиональные хитрости. Порой совсем элементарные, но очень эффективные.
Типичный пример. Следователь задает вопросы — человек отвечает. Первый пишет в протоколе вроде бы то же самое, но чуть-чуть по-другому: так, чтобы у прокурора никаких сомнений в совершении преступления не было. Человек быстро пробегает глазами писанину следователя и, не ожидая подвоха, подписывает протокол. Прочитав его, прокурор без лишних вопросов разрешает открыть дело (варианты: провести обыск, арестовать). Конечно, потом от показаний можно будет отказаться, но к тому времени ситуация будет сложнее. А это как раз то, что нужно полиции.
Другой пример. На любого следователя, и полицейские не исключение, адвокат действует, как красная тряпка. Следователь сделает все, чтобы не допустить его к делу. "Вам адвокат нужен?" — задает он невинный вопрос. "Да, конечно". "Тогда пишите, что с момента предъявления обвинения вам нужен адвокат". Человек пишет.
Весь фокус в том, что обвинение могут предъявить лишь через несколько дней — закон такое позволяет, и полицейские этим пользуются. До этого они могут допрашивать человека, обыскивать, держать в камере до суда в качестве подозреваемого.
И адвокату будет сложнее помочь своему подзащитному, если на руках у следователя есть такая бумага.
Так что, если, не дай бог, вам придется контактировать с полицией, внимательно читайте то, под чем подписываетесь. А, если дело принимает серьезный оборот, лучше вообще ничего без адвоката не подписывайте — даже самую невинную на первый взгляд бумагу (адвокат вам, кстати, полагается с первых минут задержания). Помните: по Конституции вы можете не только не подписывать никакие бумаги, но и вообще не отвечать на вопросы.

Второе. С 1 июля полиция больше не сможет проводить следствие по налоговым делам, а будет осуществлять только дознание. Что это означает? А то, что у полицейских существенно сокращается время на сбор доказательств и "разработку" дела. Следствие может длиться месяцами, а то и годами. Любой юрист скажет, что самое страшное в налоговом уголовном деле — это как раз бесконечное расследование с многочисленными допросами и обысками. На дознание отводится всего 25 дней. По истечении этого срока дело должно быть в суде.

Дознание вместо следствия, безусловно, хорошая новость. Но эта норма не распространяется на тех, кто ранее уже был осужден за налоговое преступление, и, самое главное, на тех, кого обвиняют в неуплате в бюджет более 500 тысяч рублей (то есть в уклонении от налогов в особо крупном размере). В этих случаях вместо дознания полицейские займутся обычным расследованием со всеми вытекающими. 500 тысяч — не так уж и много, особенно если речь идет об общей сумме, сокрытой, скажем, за два-три года.

Третье. Арестовывать и помещать подозреваемого в следственный изолятор до суда, проводить обыск или выемку документов — все это полицейские смогут делать только с разрешения суда, а не с санкции прокурора, как сейчас. Договориться с судом значительно сложнее, чем с дружественным прокурором, но, к сожалению, эта поправка вступит в силу только с 2004 года. Кроме того, в новом кодексе по-прежнему присутствует оговорка, позволяющая в случаях, не терпящих отлагательства, сообщить суду или прокурору об уже предпринятых действиях задним числом в течение 24 часов. Как подобной оговоркой пользуются полицейские, "Расчет" уже рассказывал.

Вот и получается, что грядущие изменения не слишком облегчат участь налогоплательщиков, попавших в поле зрения ФСНП. Хотя сами полицейские считают, что новый УПК стал намного мягче и больше защищает права граждан, нежели помогает правоохранительным органам. Очень хочется им верить.

Годовой отчет налоговой полиции
12 февраля в ФСНП подводили итоги работы за 2001 год. Полицейские ждали Владимира Путина, но он не приехал. А ведь им было чем похвастаться — результаты 2000 года перекрыты. В ходе проверок и других "оперативно-розыскных мероприятий" выявлено 38 тысяч нарушений. В результате возбуждено 36 тысяч уголовных дел. Из них 33 тысячи уже закрыто (сколько дошло до суда, не сообщается). Обвиняемые по закрытым делам перечислили в бюджет 27 миллиардов рублей. Всего полицейские пополнили казну на 107 миллиардов рублей (получается, 80 млрд перечислили те, кто решил не дожидаться возбуждения уголовного дела). Из этих 107 миллиардов 67 процентов дали проверки производственных предприятий, 14 процентов — сферы услуг, по 7 процентов — торговли и строительства, 5 процентов — предприятий других отраслей. Лидерство производственников не должно вводить в заблуждение — это не самая "черная" отрасль. Просто наша полиция предпочитает работать "по-крупному": проверять одного промышленного гиганта вместо 100 торговых или строительных фирм.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...