Всероссийское отмывание. Финансовая разведка подозревает всех

Всероссийское отмывание. Финансовая разведка подозревает всех

11.03.2002 распечатать

1 февраля вступил в силу Закон «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем». За полгода, истекших с момента его принятия, этот закон уже успел обрасти ведомственными инструкциями и письмами очень занимательного содержания. Прочтя их, наш эксперт Наталья ОСИНА готова поспорить с любым бухгалтером, что его предприятие ежедневно отмывает деньги.

Закон предусматривает, что в специально созданный Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) при Минфине будет стекаться информация о всех подозрительных операциях предприятий и граждан. Передавать ее будут банки, страховые и лизинговые компании, ломбарды, почты, телеграфы и брокерские компании.

Перечень сомнительных операций, о которых надлежит "докладывать куда следует", приведен в статье 6 закона. Под контроль попадают операции на сумму более 600 тысяч рублей с наличными и безналичными деньгами, ценными бумагами и т. д. (см. врезку).

Операции с наличными деньгами:
  • снятие денег со счета или зачисление на счет предприятия, когда это "не обусловлено характером деятельности";
  • покупка и продажа наличной иностранной валюты;
  • приобретение физическим лицом ценных бумаг;
  • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному предприятием или физическим лицом — нерезидентом;
  • обмен банкнот;
  • внесение физическим лицом денег в уставный капитал предприятия.

Операции по банковским счетам:

  • внесение денег на депозит на предъявителя;
  • внесение наличных на депозит в пользу третьих лиц;
  • перевод денег за границу на анонимный счет или получение денег с такого счета;
  • операции по счетам предприятий, зарегистрированных менее трех месяцев назад;
  • операции по счетам, по которым не было движения с момента регистрации предприятия.

Все операции с предприятиями и физическими лицами, зарегистрированными в офшорных зонах или имеющими счета в офшорных банках.

Другие операции:

  • помещение любых ценностей в ломбард;
  • выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  • получение или предоставление имущества в лизинг;
  • перевод денег с помощью некредитных организаций (почты, телеграфа, системы Western Union и др.);
  • все "необычные" операции предприятий и граждан

Пробежавшись глазами по списку, большинство читателей решат: "Нас это не касается. Преступлений мы не совершаем, разве что зарплату платим "в черную"".

Все правильно, если бы не одно "но".
В статье 7 закона сказано, что банки должны передавать в КФМ сведения не только об операциях, перечисленных в 6-й статье, но и о всех "необычных" операциях своих клиентов. Задачу определить признаки необычности поставили перед Центробанком. С чем он блестяще справился, издав письмо от 28 ноября 2001 г. № 137-Т.

Шаг влево, шаг вправо — отмывание

Скажите, только честно, не приходилось ли вам когда-нибудь просить банк об ускорении расчетов? А допускать "неожиданное существенное увеличение сальдо на счете"? А давать банку "нестандартные или необычно сложные инструкции по порядку проведения расчетов"? Может, вы переводили деньги на счет в другом банке "без видимого основания"? Или перечисляли контрагенту по одному договору несколько платежей, в сумме составляющих более 600 тысяч рублей?

Если хоть один ответ "да" — поздравляю, вы под подозрением. Если все ответы отрицательные, не спешите радоваться: в письме № 137-Т есть еще 47 (сорок семь!) критериев, по которым ваше предприятие могут заподозрить в отмывании денег (наиболее "удачные" мы привели во врезке).
Так что недостатка в информации у комитета быть не должно. Осталось разобраться, что он с ней будет делать.

Чего лучше не делать в банке
(избранное, полный список — в Письме Центробанка от 28 ноября 2001 г. №137-Т)
Проявлять "излишнюю озабоченность" вопросами конфиденциальности

Отказываться представлять любые сведения, которые запрашивает банк, или затягивать с их представлением

Проводить операции, которые "не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности" вашего предприятия

Давать "нестандартные или необычно сложные инструкции по порядку проведения расчетов"

"Необоснованно" настаивать на ускорении расчетов

Вносить "значительные изменения" в согласованную схему операции непосредственно перед ее началом

Получать несколько платежей по одному договору, в сумме составляющих более 600 тысяч рублей, и переводить деньги на счет в другом банке

Допускать "неожиданное существенное увеличение сальдо на счете" и переводить деньги на счет в другом банке

Получать деньги на счет, операции по которому не производились в течение более чем шести месяцев или были "незначительными", и снимать их наличными

Перечислять контрагенту по одному договору несколько платежей, в сумме составляющих более 600 тысяч рублей

Допускать "существенное увеличение доли наличных денежных средств", поступающих на счет

Переводить деньги на счет в другом банке "без видимого основания"

Всевидящее око

КФМ — это большой аналитический центр. Его задача анализировать и сопоставлять полученную информацию и находить признаки возможных преступлений. Результаты этой работы передаются налоговым полицейским и другим правоохранительным органам (милиции, прокуратуре).

Насколько велики аналитические возможности КФМ, пока никому не известно. Но, даже если их нет совсем, попасть в базу данных комитета все равно малоприятно. На то есть три причины.

Не секрет, что в любом крупном городе без труда можно купить компакт-диск с базой данных МВД, ГИБДД и других ведомств. И хотя КФМ отвергает возможность утечки информации, никто не поручится, что через несколько месяцев в продаже не появятся диски с данными из комитета. Вопрос: вам хочется, чтобы конкуренты, криминальные структуры или просто недоброжелатели могли получить информацию о всех крупных и не очень операциях вашего предприятия? Это первая причина.

Вторая. Попав в базу данных КФМ, предприятие облегчает задачу налоговикам. Им такая база нужна как воздух: все операции налогоплательщиков как на ладони, даже встречные проверки можно не проводить. Простой пример: контроль за крупными расходами физических лиц буксует только изза того, что у МНС нет информации о всех доходах граждан с момента их рождения. Поэтому на вопрос инспектора: "Откуда деньги?" — можно не задумываясь отвечать: "Копил 10 лет". И пусть он доказывает, что это не так. Но, как только база данных о доходах появится, в Налоговый кодекс сразу будут внесены изменения. И доказывать, что все налоги с потраченных денег уплачены, придется уже налогоплательщику.

Наконец, третья причина, как ни странно, международная. "Противоотмывочный" закон был принят под давлением западных стран. Они внесли нашу страну в "черный список" государств, с банками которых западным банкам сотрудничать не рекомендуется. Наши чиновники надеются, что появление КФМ заставит Запад пересмотреть свое отношение к нам. Но для этого нужно предъявить доказательства плодотворной работы комитета — уголовные дела. И желательно уже к лету, когда к нам приедет международная комиссия с проверкой. КФМ обещает, что ревизоры останутся довольны увиденным.

Ни спрятаться, ни скрыться?

Картина вырисовывается безрадостная. Можно, конечно, уповать на благоразумие банков: возможно, они не станут строго придерживаться критериев, по которым в отмывании нужно подозревать 90 процентов фирм. Но первые результаты действия нового закона говорят об обратном.

Уже 1 февраля КФМ получил от банков 2,3 мегабайта компромата на своих клиентов. Даже заместитель председателя Центробанка Виктор Мельников был удивлен таким количеством. А со 2 февраля комитет стал получать уже по 4 мегабайта данных в день. Если перевести это в страницы текста, предположив, что информация передается в формате txt, мы получим примерно тысячу страниц ежедневно.

Ничего определенного по поводу того, как предприятиям избежать внимания со стороны КФМ, никто пока сказать не может. Советы сводятся к расплывчатым фразам вроде "надо быть осторожнее", "не проводить через банки нестандартные операции", "шире использовать наличные расчеты" и т. д. Но все надеются, что глупость закона и на этот раз компенсируется его невыполнением.

Нас давно контролируют

Контроль, подобный тому, который собирается наладить Комитет финансового мониторинга, МНС пытается вести уже много лет. С 1994 года на основании Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 банки должны сообщать налоговикам о всех операциях физических лиц на сумму более 10 тысяч долларов. Однако о результатах этого контроля МНС еще никогда не рапортовало.
Чтобы узнать, как же налоговики работают с полученной информацией, мы обзвонили несколько московских и региональных инспекций. Что-либо говорить на эту тему почти везде отказались, сославшись на закрытость информации. Лишь в одной из столичных инспекций не пожелавший называть своего имени сотрудник согласился ответить на наши вопросы.
По его словам, получаемая от банков информация практически не используется, а просто собирается и хранится. Однако в связи с созданием КФМ накопленные сведения приобретают особенную ценность. В ближайшее время комитет получит в свое распоряжение всю базу данных, собранную налоговиками за восемь лет, и сможет использовать ее по своему усмотрению.
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.