" />Налоговый учет - в каждую бухгалтерию
Налоговый учет - в каждую бухгалтерию

Налоговый учет - в каждую бухгалтерию

14.01.2002

Глава Налогового кодекса "О налоге на прибыль", принятая еще летом 2001 года, вступила в действие. С 1 января все организации должны вести не только бухгалтерский, но и отдельный налоговый учет. Но как его вести, до сих пор до конца непонятно.

После новогодних праздников бухгалтеры оказались перед сложной задачей. С одной стороны, они должны наладить налоговый учет. С другой — непонятно, как это сделать. Даже в конце декабря большинство специалистов избегали давать четкие рекомендации организациям, поскольку все ждали, что вот-вот внесут изменения в 25-ю главу Налогового кодекса и поправки будут отнюдь не косметические. По различным прогнозам поменяться должны были и порядок формирования налоговой базы переходного периода, и правила включения в амортизационные группы основных средств, бывших в эксплуатации, и многое другое…

Среди бухгалтеров немного теоретиков, желающих осваивать нормативные документы "на всякий случай", нет у них на это свободного времени. Так что в прошлом году серьезно готовились к введению налогового учета очень немногие. Кому-то показалось достаточным прочитать закон. "Я 25-ю главу только в конце декабря прочитала, ничего нового в ней нет, — делится впечатлениями Алла Горячева, главный бухгалтер малого предприятия (г. Уфа). — Мы с моим начальником всегда такой учет вели, просто так его не называли. Эти показатели, которые требуются в налоговом учете, у нас один к одному есть, только оформляю их не в таблице. Нам сделать этот налоговый учет ничего не стоит: как он у нас был, так и продолжаться будет".


Кто-то решил выждать и разбираться с новым учетом в I квартале. "Основная трудность для нас — неизвестность, — считает Тамара Зотова, главный бухгалтер магазина (г. Санкт-Петербург). — Никто никогда про него не слышал. Я бы рада его вести, но, как это делать, абсолютно непонятно. Ходила на семинары, но там лишь общие слова, ничего конкретного".

Обвинить бухгалтеров в том, что они не готовы вести, налоговый учет с 1 января, нельзя — правительство, и в первую очередь МНС, само создало все условия для этого. Дело ведь новое не только для нас, но и для них. В ноябре-декабре прошлого года бухгалтеры каждую неделю напряженно ждали: вот-вот появятся регистры, обещанные МНС, рекомендации по ведению учета… Время шло, а тайной оставалась даже сама форма налоговой декларации.

Резонно напрашивается вопрос: чем грозит отсутствие у вас в январе или в I квартале налогового учета? К радости бухгалтеров, ничем. Ответственности за неведение налогового учета во всяком случае пока нет. Есть ответственность за неправильное определение налога. Штрафовать организацию можно тогда, когда налог рассчитан неправильно.

Хотя нашему бухгалтеру ничего не страшно, он любой учет организовать может. "Куда деться, если так правительство решило, — говорит Инна Смирнова, главный бухгалтер торгового предприятия (г. Смоленск). — Тут хоть застрелись, но налоговый учет у нас, естественно, в январе будет".

Главное — не прогадать

Несмотря ни на что, налоговый учет в этом году бухгалтеру налаживать как-то надо. Начать надо с выбора варианта учета, и сделать это так, чтобы потом самому же было удобно работать. Естественно, единственно правильного, универсального для всех решения нет.

Вариантов масса. Самый простейший — строить налоговый учет на основе бухгалтерского. То есть вы берете данные бухгалтерского учета и с необходимыми корректировками переносите их в налоговый учет. Удобно это тем, что одну и ту же работу не надо делать дважды. Поэтому для большинства бухгалтеров именно этот вариант самый привлекательный. При этом часть расходов, например по зарплате, будет без изменения участвовать в расчете налоговой базы по прибыли. Другие, например амортизацию, придется пересчитывать в отдельном налоговом регистре.
Налаживая налоговый учет, предусмотрите дополнительные субсчета для налогового учета в новом Плане счетов для бухгалтерского учета. Разработайте учетную политику для целей налогового учета. Напомним, что утверждается она приказом руководителя. Оформить ее можно как отдельно, так и вместе с учетной политикой по бухучету, объединив их в одном приказе. Едва ли стоит убеждать бухгалтера в важности этого документа. Ведь от того, что вы там запишите, зависит работа в течение всего года, поскольку поменять уже ничего будет нельзя. Важная задача — разработать и утвердить необходимые вам регистры налогового учета и порядок расчета налогооблагаемой базы.

С другой стороны, можно вести два абсолютно независимых друг от друга учета: налоговый и бухгалтерский. Например, это хороший выход для тех, у кого бухгалтерский учет либо запущен, либо ведется с ошибками. Налоговый учет, независимый от бухгалтерского, позволит им избежать штрафных санкций. Ведь ошибки из бухгалтерского учета не перекочуют в налоговый, значит, и налог они смогут рассчитывать правильно. Но налаживать налоговый учет "с нуля" сложнее и дороже.

Регистры, кругом одни регистры…

Конечно, Налоговый кодекс позволил предприятиям самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Но создавать регистры — занятие не из простых. Большинство бухгалтеров вряд ли будут этим заниматься.

Можно воспользоваться услугами аудиторских фирм. Учтите, что к налоговому учету они подошли по-разному. Наиболее продвинутые из них чуть ли не через месяц после официального опубликования главы Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль, разработали собственные налоговые регистры и уже в сентябре предлагали их клиентам. Аудиторские и консалтинговые фирмы способны разработать и индивидуальный налоговый учет в соответствии со спецификой конкретного предприятия. Они же скорее всего и настроят вашу компьютерную программу, и вы получите автоматизированный налоговый учет. Это удобно и значительно упрощает жизнь бухгалтеру, но упирается все, конечно же, в деньги. Таким путем пошли крупные и обеспеченные предприятия, такие, например, как "ЮКОС".

Небогатые организации едва ли позволят бухгалтеру тратить на это деньги. Впрочем, для них тоже есть выход: воспользоваться регистрами, предложенными МНС, и самим изучать закон. К тому же компания "1С" пришла на помощь бухгалтерам, разработав формы налоговых регистров в соответствии с рекомендациями налоговиков. Это обновление уже можно приобрести. При этом специалисты из "1С" обещают, что бухгалтеру не надо будет вручную дублировать операции в бухгалтерском и налоговом учете, достаточно один раз ввести хозяйственную операцию в программе.

Чем все это кончится

Пока организации могут сами выбирать варианты налогового учета, однако, долго ли это продлится, сказать трудно. Руководители МНС считают, что налоговый учет несправедливо обделен. Посудите сами: у бухгалтерского учета есть стандарты, а у налогового что? Да и не в их правилах оставлять все на откуп организациям. Что это за подход: как хотите, так и ведите? У всех должны быть общие правила, полагают Минфин и МНС, и писать их должны специалисты именно этих министерств.

Честно говоря, некоторых бухгалтеров это только порадует. "Учет новый, как вести — совершенно непонятно, — говорит Дмитрий Левин, бухгалтер производственного предприятия (г. Москва). — Надеюсь, что в скором времени появятся разъяснения МНС, как и что делать. Если будут четкие правила, то работать станет и удобнее, и значительно проще". Так что свобода — дело непростое.

Это не единственные ограничения, которые хотели бы установить налоговики. Так, во второй половине декабря на пресс-конференции в МНС, где на вопросы о 25-й главе Налогового кодекса отвечал заместитель министра Владимир Гусев, было прямо заявлено, что МНС считает, что с 1 января 2002 года никто не имеет права использовать кассовый метод.

Как вы помните, аналогичная проблема возникала при введении 21-й главы Налогового кодекса "Налог на добавленную стоимость". Решая, предоставлять ли освобождение от НДС, налоговые органы считали, что выручку от реализации надо брать за три месяца 2001 года, то есть после того, как введен закон. Освобождение предоставлялось только с 1 апреля. Аналогичный подход будет и по налогу на прибыль. Учитываться должна выручка за четыре квартала 2002 года, так что начать использовать кассовый метод можно будет лишь в 2003 году. Это точка зрения МНС.
Вероятно, судебных споров будет немало, как и в случаях с НДС. Решений арбитражных судов, которые почти наверняка примут сторону налогоплательщиков, налоговики не боятся, отмечая, что эти решения имеют силу только в отношении организаций, непосредственно выигравших дело в суде.

Но, прежде чем судиться за право использовать кассовый метод, стоит десять раз подумать. Многим организациям он будет менее выгоден, чем метод начислений. Ведь в целях налогообложения при кассовом методе будут приниматься только оплаченные расходы.

Ирина КИРИЛИНА
Материал предоставлен журналом " Расчет "

"Введение налогового учета — революционное изменение"

Практическими рекомендациями по ведению налогового учета поделилась с Ириной КИРИЛИНОЙ ведущий эксперт аудиторской фирмы "Профессиональные аудиторские консультации" Виктория ЛИПКИНА.

- Готовы ли бухгалтеры вести налоговый учет уже в январе?
— Введение налогового учета — для бухгалтеров, по сути, изменение революционного характера. Неудивительно, что именно его постановка сейчас вызывает больше всего вопросов. К тому же бухгалтеры, как обычно, очень загружены текущей работой. Поэтому многие до сих пор не определились с тем, как они будут вести налоговый учет.
- Часто к вам обращаются с просьбой помочь им разобраться с этими "революционными" изменениями?
— Действительно, многие бухгалтеры предпочитают привлечь к разработке налогового учета специалистов аудиторских фирм. С каждым клиентом приходится работать отдельно, выбирая наиболее удобные для него варианты учета, предложенные Налоговым кодексом. При этом то, что удобно бухгалтеру, не всегда выгодно предприятию.
- Например?
— С 1 января 2002 года в целях налогового учета могут быть использованы два способа начисления амортизации по основным средствам, которые входят в 1-7 амортизационные группы: линейный и нелинейный. Нелинейный способ не уменьшает амортизационные отчисления в целом, но позволяет предприятию в первые годы списывать большие суммы. В бухгалтерском учете и ранее предлагалось использовать один из четырех способов. Хотя я не знаю ни одну организацию, которая бы использовала нелинейный метод в бухгалтерском учете. Это естественно и разумно, но сейчас, принимая решение, какой из способов принять для целей налогообложения, большинство бухгалтеров, упрощая себе задачу, выберут все тот же проверенный годами линейный способ.
Однако в ряде случаев мы советовали бы и даже настаивали на том, чтобы организация использовала нелинейный метод. Он позволяет предприятиям с высокой прибыльностью в первые годы списывать на себестоимость большие суммы амортизационных отчислений, чем при использовании линейного способа. Надо взвесить, насколько экономически целесообразно и трудоемко будет использование того или иного метода.
- Что можно посоветовать тем, кто самостоятельно будет налаживать налоговый учет?
— Надо продумать его таким образом, чтобы максимально приблизить к бухгалтерскому учету. Для этого постарайтесь использовать в налоговом учете как можно шире те регистры, к которым мы уже привыкли, и не загромождайте документооборот. Ведь Налоговый кодекс позволяет бухгалтерам самостоятельно выбирать формы, в которых будут фиксироваться хозяйственные операции для целей налогового учета.
Предприятиям с небольшими оборотами надо продумать, останавливаться ли им на кассовом методе. Порой он только кажется более привлекательным, поскольку и вычитаться будут только оплаченные расходы. Например, в одном налоговом периоде торговое предприятие закупило товар, получило и оприходовало у себя на счетах. Затем, еще не рассчитавшись с поставщиком, товар продало. Тогда доход от продажи товаров будет признан в этом отчетном периоде, а расход нет.
В результате налоговая база окажется больше, чем если бы предприятие использовало метод по начислению. Кроме того, полученные предприятием авансы и предоплаты при кассовом методе признаются налогооблагаемыми доходами.
Поэтому фирмам, работающим не первый год, советую проанализировать, насколько регулярно происходит погашение дебиторской и кредиторской задолженностей, денежные средства поступают сразу после отгрузки или с серьезной задержкой. Подумайте, есть ли у предприятия свободные оборотные средства, чтобы своевременно расплачиваться с поставщиками, или проходит большой период времени, прежде чем оно погашает свои долги.
- Учитывая, что большинство организаций будет платить налог на прибыль по начислению, как лучше поступить с другими налогами?
— Безусловно, выбирая вариант уплаты НДС и налог на пользователей автодорог, проще соблюсти принцип единообразия и все налоги платить по начислению. Тогда бухгалтерский учет будет во многом приближен к налоговому. Меньше вероятность ошибок, проще организовать работу и документооборот. Одни и те же регистры будут использованы и для налогового, и для бухгалтерского учета. Но в тех случаях, когда с момента отгрузки до момента поступления денежных средств на счета предприятия проходит значительный период времени, есть смысл пойти по пути усложнения налогового учета. Так что выбор перед бухгалтерами довольно сложный. С одной стороны, можно упростить себе жизнь, с другой — получить отсрочку по уплате налогов и высвободить денежные средства предприятия.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA