(Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер")
" />Новый Закон о ставках и льготах по налогу на прибыль - Бухгалтерия.ru
Новый Закон о ставках и льготах по налогу на прибыль

Новый Закон о ставках и льготах по налогу на прибыль

17.01.2001 распечатать

С 1 января этого года начал действовать новый Закон "О ставках и льготах по налогу на прибыль". Чем этот нормативный акт отличается от своего "предшественника", корреспонденту журнала "Московский бухгалтер" рассказал председатель бюджетно-финансовой комиссии Московской городской думы Михаил Вышегородцев.
(Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер")

Не изменяя традиции
Как вы помните, прошлый 2000 год начался со вступления в силу трех немаловажных законодательных актов — федеральных законов о НДС и об акцизах и московского Закона № 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (далее — Закон № 39).
Этот год начинается примерно так же: вступают в силу четыре главы НК РФ, в частности "Налог на добавленную стоимость" и "Акцизы", и новый московский Закон № 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (далее — Закон № 35).
Как видите, изменение порядка исчисления этих трех налогов у наших законодателей уже входит в традицию.
В прошлом году мы писали о том, почему старый и привычный Закон № 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (далее — Закон № 19) был заменен на новый. В этом году мы также продолжим традицию и расскажем о причинах появления Закона № 35.

Почему меняют законы
Изменение налогового законодательства, особенно не в пользу налогоплательщика, всегда вызывает один и тот же вопрос — почему?
В прошлом году относительно тогда еще нового Закона № 39 мы нашли ответ на этот вопрос довольно легко. Действовавший до этого Закон № 19 отменили потому, что он был плохо структурирован, и к тому же за долгие годы работы в него внесли очень много поправок. Закон № 35 по своей структуре был куда более удачен. К тому же он вводил ряд новых и отменял старые льготы. Например, были сокращены льготы для организаций, использующих труд инвалидов, а также для отдельных видов деятельности. Зато появились дополнительные налоговые льготы в части средств, направляемых на финансирование целевых программ.
Так что цель введения нового закона была ясна. Понять причины появления Закона № 35 не так просто. По структуре он не отличается от предыдущего, поправки в ранее действовавший закон вносились только раз — была повышена ставка налога. Льготы несколько видоизменились по сравнению с теми, что приводились в Законе № 39, но незначительно. Зачем же был нужен новый документ?
Как сказал нам Михаил Вышегородцев, чтобы говорить о причинах появления очередного Закона "О ставках и льготах по налогу на прибыль", следует вспомнить, как принимался в 1997 году Закон г. Москвы № 19. В ту пору, когда он рассматривался, у города не было возможности поддерживать благотворительность, инвестировать промышленность, культуру и спорт. Нужно было убедить столичных предпринимателей в необходимости перечислять денежные средства на эти цели. Помимо этого требовалось поддержать отдельные виды деятельности. Добиться и того, и другого можно было только одним способом — установить дополнительные налоговые льготы. Тогда и появился Закон г. Москвы № 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", отвечающий потребностям города.
Он ввел множество льгот по поддержке некоторых отраслей, а также по инвестиционной и благотворительной деятельности.
Однако в 1999 году при разработке Закона № 39 от ряда льгот решили отказаться. Например, Закон № 19 освобождал от налогообложения прибыль, полученную от медицинского обслуживания населения за счет средств ФОМС. В Законе № 39 этой льготы уже не было, так как к 1999 году коммерческие медицинские организации стали настолько прибыльными и конкурентоспособными, что больше не нуждались в поддержке со стороны города. Та же участь постигла многие другие льготы, потерявшие свою ценность.
К концу 2000 года некоторые льготы, оставленные в Законе № 39, также утратили смысл. Поэтому они были исключены из текста Закона "О ставках и льготах по налогу на прибыль".
Например, отменили льготу для организаций, занимающихся производством хлебобулочных изделий. По словам Михаила Вышегородцева, в настоящее время этот бизнес в столице настолько развит, что он уже не нуждается в поддержке в виде налоговой льготы.

Причина № 1
Однако все эти изменения нельзя назвать очень существенными. Из-за них вряд ли имело смысл вводить новый закон. Главной причиной появления этого нормативного документа стало желание столичных властей упорядочить льготы в части средств, направляемых на инвестиционную деятельность.
Михаил Вышегородцев:
- Вводя Закон № 19, мы думали в первую очередь о том, чтобы привлечь деньги в нужные городу отрасли и сферы деятельности. Однако налогоплательщики стали применять различные схемы ухода от налогов. Например, начали вместо перечисления денежных средств на ту или иную целевую программу выдавать векселя с большим сроком погашения. И получалось, что организация пользовалась льготой, хотя фактически она деньги никуда не перечисляла. Помимо этого некоторые фирмы активно занимались благотворительностью или инвестиционной деятельностью, имея при этом задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль. Поэтому в свое время в Законе № 39 появилось два дополнительных условия. Прежде всего с 2000 года запретили выдавать в качестве благотворительного и инвестиционного взноса векселя. И плюс к этому право на льготу получали только те организации, у которых не было задолженности по налогу на прибыль. Однако и этого оказалось мало.
В последнее время в столице стали очень популярны всевозможные схемы "отката" по инвестиционной деятельности, когда организация перечисляет деньги на ту или иную инвестиционную программу, а затем часть средств — 20, 30 или даже 70 процентов — возвращается ей "черным налом".
Михаил Вышегородцев:
- Мы не можем обвинять налогоплательщиков в том, что они отмывали деньги, осуществляя инвестиционную деятельность. В столице не было возбуждено ни одного уголовного дела в этой связи. Однако мы решили застраховать себя от подобных махинаций и упорядочить предоставление льгот по инвестиционной деятельности.
Нельзя не признать это решение Мосгордумы разумным. На всевозможные целевые программы в 1996 году было потрачено чуть меньше 0,5 млрд рублей, к 1999 году эта сумма выросла до 4 млрд рублей, а в 2000 году она составила уже 25 млрд рублей.
Как видите, деньги немалые, и Мосгордума не могла допустить, чтобы они утекали из бюджета.

Упорядочивание и ограничение
В итоге были введены следующие ограничения. Во-первых, все без исключения целевые программы теперь будут утверждаться Мосгордумой.
Как сообщил Михаил Вышегородцев, всего таких программ будет восемь:
  • по улучшению экологической обстановки в городе;
  • по развитию волоконно-оптических сетей;
  • по созданию отечественных телефильмов;
  • по развитию физкультуры, спорта и здравоохранения;
  • по развитию образования и культуры;
  • по социальному обеспечению;
  • по молодежной политике;
  • по строительству "Московского делового центра "Москва-Сити"".

По словам Михаила Вышегородцева, все они будут утверждены в ближайшее время. Это очень важное нововведение, поскольку теперь Мосгордума получит возможность полностью контролировать распределение средств по целевым программам.
Во-вторых, будет утверждена максимальная сумма, которую налогоплательщики смогут перечислять на целевые программы, на социальную поддержку инвалидов, чернобыльцев, а также на городские благотворительные программы в течение года. Окончательно размер этой суммы определится после утверждения бюджета Москвы на 2001 год, но, по предварительным данным, она составит порядка 10-12 млрд рублей в год.
Кроме того, по каждой из них разработают подробную смету, чтобы было известно, сколько средств может пойти как на программу в целом, так и на каждый входящий в нее объект.
Михаил Вышегородцев:
- Деньги по целевым программам будут распределяться следующим образом. Например, мы решили, что на развитие спорта у нас должно пойти 2,5 млрд рублей. Из этих денег 30 млн рублей мы пускаем на строительство стадиона в Южном Бутово, 50 млн рублей — на бассейн в Сокольниках и т. п. И все средства, полученные от налогоплательщиков, будут распределяться строго по смете. Как только целевая программа наполнится, больше на нее нельзя будет перечислить ни рубля.
До этого года исполнитель мог получать деньги, направляемые на реализацию целевой программы, в любом количестве и строить объект, к примеру, пять лет. Теперь средства будут поступать строго по смете, и расходовать их надо в течение года. Деньги, не потраченные за год, будут изыматься в бюджет. При этом в следующем году получить разрешение на участие в целевой программе такому исполнителю уже вряд ли удастся.
Раньше перечислить деньги на целевую программу мог далеко не каждый. В связи с тем, что по этим программам можно было не только получить льготу, но и вернуть часть средств "черным налом", желающих инвестировать ту или иную из них было предостаточно. И только организации, "приближенные" к исполнителю программы, могли надеяться, что со временем им удастся внести в нее свою скромную лепту.
Сейчас же, когда все целевые программы будут реализовываться строго по сметам, "отката" как такового уже не будет. Поэтому участвовать в этих программах смогут все желающие.
Еще одно новшество заключается в том, что отныне все объекты, включенные в целевые программы, должны хотя бы частично находиться в городской собственности.
Михаил Вышегородцев:
- Раньше средства, перечисленные на целевые программы, мы не считали бюджетными. Вроде как дали льготу и пусть ею пользуются. Однако в этом году мы пересмотрели свои взгляды. Ведь по сути своей средства, перечисленные на целевые программы, являются именно бюджетными, просто не дошедшими до бюджета.
До 2001 года организация могла, к примеру, выйти с целевой программой по строительству бассейна, ей перечислялись на это деньги, и она строила объект. Но этот объект принадлежал не городу, а конкретной организации. Владельцы этого бассейна могли сделать его ведомственным или закрытым клубом для богатых. Так что по большому счету пользы от такого объекта городу не было. Теперь же мы намерены включать в целевые программы только те объекты, которые хотя бы частично принадлежат городу. Не обязательно, чтобы это была 100-процентная собственность, однако некая часть городских инвестиций все же должна участвовать. И тогда мы сможем регулировать цены в таком бассейне, сделать его доступным не только для богатых, но и для малообеспеченных слоев населения.


Вступление в силу
Вот такие изменения произошли в предоставлении льгот по налогу на прибыль. Для любого налогоплательщика, конечно, очень важен вопрос, когда новый Закон "О ставках и льготах по налогу на прибыль" начинает действовать. Согласно статье 11 этого документа, он вступает в силу с 1 января 2001 года.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Текст Закона № 35 был напечатан 30 ноября 2000 года в газете "Московская правда". Можно ли считать это датой официальной публикации? Чтобы ответить на вопрос, обратимся к тексту Закона г. Москвы от 14 декабря 1994 г. № 22 "О законодательных актах города Москвы". В статье 19 этого документа говорится, что официальным считается опубликование законодательного акта города Москвы в "Ведомостях Московской Думы", "Вестнике мэрии Москвы", газете "Тверская, 13", а по решению Думы — также и в других изданиях.
Именно такое решение приняла Мосгордума.
Михаил Вышегородцев:
- На заседании Думы, на котором был принят Закон № 35, мы также решили официально опубликовать его в газете "Московская правда". Это решение есть в протоколе заседания.
Таким образом, публикацию Закона № 35 в этой газете можно считать официальной. И значит, закон действительно вступил в силу с 1 января 2001 года.

Как сообщил нам Михаил Вышегородцев, прежде чем принять новый Закон "О ставках и льготах по налогу на прибыль" депутаты много общались со столичными предпринимателями. Большинство компаний, уже перечислявших средства на целевые программы, сочли подход Мосгордумы верным. "Только упорядочив льготы по целевым программам, можно добиться того, чтобы деньги шли не кому-то в карман, а на развитие столицы. Но если налогоплательщики найдут лазейки и в этом законе, то мы вновь его пересмотрим и заткнем щели в законодательстве", — сказал в заключение председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы.

Вероника НИКИТИНА, редактор-эксперт журнала "Московский бухгалтер"
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер"

 

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...