Дополнительный отпуск инвалидам

28.05.2019

Работодатель обязан обеспечить соблюдение социальных гарантий для работника-инвалида. Например, предоставлять дополнительные дни отдыха. Обязанность по предоставлению таких отпусков возникает только после получения подтверждения факта инвалидности. Рассмотрим подробнее, какой отдых положен инвалидам.

Какие документы подтверждают инвалидность

Инвалидом признают гражданина, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма. Оно может быть последствием заболевания, травмы или дефекта, приводящим к ограничению жизнедеятельности. Все это вызывает необходимость социальной защиты таких людей.

Предоставить работнику предусмотренные дополнительные социальные гарантии работодатель может только после получения подтверждающих инвалидность документов.

Это документы, в которых содержатся данные об ограничениях к труду в отношении работника, по установленным формам:

  • справка медико-социальной экспертизы (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. № 1031н);
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (утв. приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н).

Что положено инвалиду?

Инвалиды имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней. Конкретное количество дней прописывается в трудовом или коллективном договоре (ст. 23 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Эта норма распространяется на всех работников, имеющих инвалидность, независимо от установленной группы.

Так, при приеме на работу инвалида включите в трудовой договор с ним условие о том, что ему предоставляется удлиненный основной ежегодный оплачиваемый отпуск.

Работники с ограниченными возможностями при необходимости могут получить до 60 календарных дней без оплаты. Отказать нельзя, так как работник вправе пожаловаться на нарушение трудовых прав. Тогда компанию могут оштрафовать на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Как и для всех, основаниями для предоставления отпуска являются письменное заявление сотрудника и график отпусков.

Обратите внимание: если работник не представляет документы об инвалидности, ему устанавливают такую же продолжительность основного оплачиваемого отпуска, как и в целом по компании. При этом если справку работник представит позже, например через три месяца после принятия на работу, то льгота об удлиненном основном оплачиваемом отпуске предоставляется только с момента предоставления справки, а не «задним числом».

Если работник не сообщил об инвалидности

Справка об инвалидности не относится к обязательному документу для предъявления при трудоустройстве (ст. 65 ТК РФ). Поэтому работник не обязан уведомлять работодателя о своей инвалидности. Он сам должен быть заинтересован в получении соответствующих льгот и гарантий.

Имейте в виду, что несообщение работником о своей инвалидности снимает с работодателя обязанность по предоставлению дополнительных дней отпуска за период, когда ему не было известно об инвалидности работника.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное