Правомерность изменения «имени» товара при перепродаже

05.12.2018

Ситуаций, когда бухгалтеру необходимо «переименовать» полученный товар, может быть множество. Что делать в этом случае? Как на такую операцию отреагируют проверяющие? И есть ли способ безопасного изменения названий товаров? Екатерина Лютенко, ассистент внутреннего аудитора Acsour, попыталась раскрыть все аспекты оприходования такой продукции.

Одно из основных требований к бухгалтерскому учету – достоверность. Без четкого и ясного отображения операций крайне сложно сделать выводы о состоянии компании и перспективах ее развития. Особенно непросто приходится организациям, которые работают с большим количеством различных товаров. Их учет зачастую приводит к путанице: это связано с покупкой товара по одной номенклатуре и его продажей по другой. Как показать проверяющим органам, что это один и тот же товар?

Причина переименования

Необходимость изменить наименование товара может возникать в нескольких случаях. Например, если компанией закуплена одна и та же продукция с разной номенклатурой у нескольких поставщиков. Тогда приходится учитывать товары с разными номенклатурами по отдельности. Такой подход возможен, но в учете займет много времени в связи с необходимостью отслеживания и списания всех партий под определенным наименованием. Еще одна причина «переименования» – если покупатель требует изменить наименование продукции сам, так как оно кажется замысловатым или сложным для понимания (хотя изначально товар принимался к учету строго по предъявляемым документам поставщика). К такой мере можно прибегнуть в случаях, если в документах поставщика в наименовании допущена ошибка. А также в ситуации, если организация-экспортер вывозит товар, который необходимо указать в грузовой таможенной декларации (ГТД) и в документах на перевозку и наименование, приведенное в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, отличается от названия в первичных документах поставщика.

Законодательная база

Согласно пункту 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) организация вправе сама выбрать единицу бухучета материально-производственных запасов, чтобы обеспечить формирование достоверной информации и надлежащий контроль за наличием и движением продукции.

В правилах бухгалтерского учета нигде не сказано, что фирма имеет право на изменение наименования товара и его учет по другой номенклатуре. Тем не менее информация о запрете также отсутствует. Очевидно, что и Налоговый кодекс не содержит требований о полной тождественности наименований товаров. Стало быть, организация может самостоятельно определять методы учета продукции и разработать удобный номенклатурный перечень по ним. В таком случае становится важным обеспечить сопоставимость информации и идентифицируемость товаров.

Налоговые последствия

Что же произойдет, если этого не сделать? Расскажу о нескольких возможных вариантах развития событий. У налоговых органов могут возникнуть вопросы в части принятия к учету и использования не тех товаров, так как в документах поставщика (в счет-фактуре, накладной) будет указано иное наименование (п. 1 ст. 172 НК РФ). Как результат – сложности с НДС.

Поскольку организация не будет располагать документами, которые подтверждают приобретение продукции именно по этой номенклатуре, может возникнуть риск возникновения излишков и включения их в доходы при расчете налога на прибыль (п. 20 ст. 250 НК РФ). Из налоговых расходов могут быть убраны все затраты, которые связаны с приобретением переименованных товаров (на транспортировку, хранение, посреднические услуги и т. п).

При экспортных операциях из-за несовпадения наименований приобретенного и вскоре вывезенного за границу товара могут возникнуть проблемы с подтверждением ставки НДС в ноль процентов.

В судебной практике известны случаи, когда арбитры отклоняют решение налоговых органов по возмещению вычетов, так как не было представлено доказательств, которые бы доказали злоупотребление ими. Также судьи подчеркивают, что незначительные изменения в наименованиях товаров влекут за собой ошибку в правильном оформлении документов, но никак не отказ в применении налоговых вычетов. В отдельных случаях сами проверяющие органы признавали, что различия в названиях не так принципиальны.

Возможные решения

Для того чтобы предостеречь организацию и сократить возможные риски, компания может решить проблему наименований следующими способами.

Одним из решений будет являться согласование с поставщиком или с покупателем наименования товара, которое впоследствии отразится в отгрузочных документах (на стадии заключения договора). Данная процедура весьма неоднозначна, так как при таком варианте возможны два исхода: поставщик отвечает отказом, что может и вовсе повлечь отказ от совершения сделки, либо, наоборот, принимает подобное условие и даже выдает уже имеющуюся памятку о том, как указывать иное наименование в отгрузочных документах.

Чтобы не возникало неопределенных ситуаций, организация должна указать в учетной политике информацию о том, что планируется вести учет по специально разработанной номенклатуре. Стоит подробно описать процесс обработки учетной информации, утвердить приказом порядок переименования товаров, внутреннюю номенклатуру, таблицу соответствия наименований, форму акта переименования и состав комиссии, которая будет отвечать за этот участок работы. Подобный подход считается правомерным, согласно письму Минфина России от 28 октября 2010 года № 03-03-06/1/760.

Обратите внимание

Чтобы не возникало неопределенных ситуаций, организация должна указать в учетной политике информацию о том, что планируется вести учет по специально разработанной номенклатуре.

Акт переименования товаров составляется при приеме товаров и по аналогии с актом о переводе одних единиц измерения товара в другие (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов) с указанием важных реквизитов. Желательно составлять такой акт не раньше даты, когда компания получила товар для его дальнейшего переименования. В случае, если акт будет датирован позже даты оприходования, может возникнуть риск вынужденной отсрочки вычета.

В акте важно указать реквизиты поставщика и накладной, по которой товар приобретался и переименовывался. Это будет доказательством того, что товар один и тот же и что он был куплен в определенное время у определенного поставщика. Для удобства можно оформлять акт на все поставки за день либо отдельно по каждому поставщику или накладной (главное – помнить о требовании достоверности информации).

Важно не забыть, что если поставщику будет возвращаться уже переименованный товар, то оформить его надо как обратную реализацию. И в накладной, и в счете-фактуре нужно привести то наименование продукции, которое было изначально в документах у продавца, а прежнее наименование отразить как примечание. Это сэкономит время на поиск нужных документов.

Если говорить о таблице наименований товаров, то в приказе об утверждении первой номенклатуры нужно указать частоту ее дополнения, оформляя только новые позиции. Одному наименованию товара в учете компании может соответствовать несколько позиций контрагентов. При составлении вышеуказанных документов и проведении полноценной процедуры организация может доказать налоговым органам, что товар один и тот же, таким образом налоговые риски будут сведены к минимуму.

Журнал «Расчет»

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Заказать журнал

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное