Как ответить на запрос налоговой инспекции по ТКС

11.09.2018

Игнорирование требований налоговых инспекторов чревато различными неприятностями вплоть до блокировки расчетного счета. Расскажем, как правильно отвечать на электронные требования о предоставлении документов, которые ИФНС прислала через систему для отправки отчетности.

Налоговики выставляют налогоплательщикам требования о представлении документов при проведении камеральных и выездных проверок. Кроме этого, инспекторы могут направлять такие требования конт­рагентам проверяемого налогоплательщика, а также в том случае, когда собирают сведения о какой-либо подозрительной сделке.

Отчитываться по налогам в электронной форме должны компании и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек. Также электронная отчетность обязательна для всех без исключения плательщиков налога на добавленную стоимость и тех, кто является налоговым агентом по НДС, либо просто выставляет клиентам счета-фактуры.

Порядок направления требований устанавливается следующими приказами ФНС:

  • от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@;
  • от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@;
  • от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@;
  • от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@.

В соответствии со пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

В электронном виде могут, в частности, передаваться:

  • документы, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий. Например, решения, принимаемые в ходе налогового контроля; уведомления о вызове налогоплательщика; решения о возмещении НДС и акцизов;
  • требования по предоставлению документов (информации). Например, документы о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте;
  • требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Читайте также «Приостановка по требованию: как избежать»

Порядок документооборота

Итак, налоговый орган формирует и отправляет требование в электронном виде (например, в формате PDF).

Оператор электронного документооборота (ЭДО) формирует «Подтверждение даты отправки», в котором фиксируется дата направления требования в электронном виде. Данное подтверждение передается в адрес ИФНС и налогоплательщика.

После получения требования налогоплательщик передает в адрес ИФНС «Квитанцию о приеме» или «Уведомление об отказе».

«Квитанция о приеме» – документ, подтверждающий факт получения требования (но не обязательно согласия с ним). Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.

Если налогоплательщик, который обязан обеспечить получение требований в электронном виде, не отправит квитанцию о получении требования в срок, то инспекция может заблокировать расчетные счета (письмо ФНС России от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам предусмотрен пунктом 3.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • днем передачи в ИФНС электронной квитанции;
  • днем представления документов или пояснений (если выслано требование) или днем явки в инспекцию (если выслано уведомление о вызове в налоговый орган).

Кстати, приостановление операций по счетам компании в банке не препятствует получению организацией на этот счет денежных средств и списанию их в счет уплаты налогов, пеней и штрафов. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 09.08.2018 № 03-02-07/1/56093.

«Уведомление об отказе» формируется в следующих случаях:

  • требование направлено данному налогоплательщику ошибочно (предназначался другому адресату);
  • требование не соответствует установленному формату;
  • в требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.

Обратите внимание

В рамках камеральной проверки ИФНС может включить в требование только документы, упомянутые в статье 88 Налогового кодекса РФ. В рамках выездной ревизии могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Главное, чтобы они относились к проверяемому периоду и к проверяемому налогу (п. 12.ст. 89 ТК РФ).

Налогоплательщик обязан ознакомиться с требованием ФНС и выполнить его в сроки, установленные в поступившем документе. В случае несогласия с требованием налогоплательщику следует обратиться в инспекцию, выставившую его.

Не исключено, что организация или предприниматель не успевает подготовить документы в срок, зафиксированный в требовании. Тогда нужно направить в инспекцию письменное уведомление о невозможности представить документы (информацию) в установленный срок (форма и электронный формат уведомления утв. Приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@). Такое уведомление необходимо передать в ИФНС в течение дня, следующего за днем получения требования.

P.S. Электронной перепиской с ИФНС вместо налогоплательщика может заниматься его уполномоченный представитель (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Отвечаем на запрос налоговой инспекции

pb_09_алгоритм_.png

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное