Электронные письма приравняют к бумажным

17.08.2018 распечатать

Уже не первый месяц то и дело во властных кругах вспыхивают, но тут же затухают разговоры о создании государственной электронной почты. Услуги, которая, по задумке, может значительно облегчить взаимодействие бизнеса и власти. О том, что именно обсуждают законотворцы, кто может получить подобный e-mail и в чем его польза, рассуждала Светлана Сидоркина, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт».

Разговоры о создании государственной электронной почты ведутся уже давно. Текст законопроекта «О почтовой связи» появился еще в конце 2012 года. В законопроекте рассматривалась возможность отправки почтовых отправлений, сопроводительных и иных документов в электронной форме путем присоединения к почтовым отправлениям и документам дополнительной информации, подписанной в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи». На сегодняшний день проект закона «О почтовой связи» отклонен, и создание государственной электронной почты отодвинуто на неопределенный срок. Почему?

Внедрение такого масштабного проекта требует не только больших технических и финансовых затрат, но и внесения значительного количества всевозможных поправок и изменений в действующее законодательство.

Под почтовыми отправлениями наравне с бумажными планировалось понимать адресованные и принятые к пересылке электронные письма. Изменения также предусмотрены для почтовых переводов денежных средств, регистрируемое почтовое отправление, обеспечивающее прием от отправителя и выдачу адресату наличных в валюте РФ, может быть в электронной форме. Почтовые переводы денег могут осуществляться с применением банковских карт как отправителем, так и получателем переводов.

А как сейчас?

Берем документ, кладем его в конверт, клеим марки и отправляем. Если же, например, отправить нужно ценное письмо, то берем документ, кладем в конверт, отдаем оператору, который его заклеивает, наклеивает на конверт марки и отправляет самостоятельно. Для того чтобы совершить все эти операции, необходимо прийти в почтовое отделение либо найти почтовый ящик.

Если вы отправляете, например, ценное письмо через оператора почтового отделения, то письму присваивается идентификатор, по которому впоследствии можно на официальном сайте Почты России отследить его перемещение, данная услуга так и называется: «отслеживание почтового отправления».

Многие государственные структуры имеют свою официальную электронную почту, информация о ней размещена на официальных сайтах. Но возможности этих почтовых ящиков распространяются только на отправление информационного сообщения и прикрепление файлов с отсканированными документами, все остальные возможности цифрового взаимодействия допускается использовать, только если пользователями применяется электронный документооборот, который предполагает использование электронных подписей.

Кому выгодно?

Почтовая корреспонденция может пересылаться посредством виртуального отделения почтовой связи. Именно об этом и говорят представители власти. Не идет речи о том, что компания может зарегистрировать e-mail с собственного домена. Чтобы получить такую почту, владельцам бизнеса все-таки пришлось бы сходить в отделение связи, подтвердить свой юридический статус и получить связку «почта и пароль».

Такое решение было бы выгодно всем: и государству, и бизнесу. Ведь оно позволяет экономить существенные финансовые и временные ресурсы (со стороны государства в особенности: происходит экономия как на расходных материалах: бумаге, конвертах, картриджах для принтеров, так и за счет кадровых ресурсов).

Обратите внимание

Таким образом, создание государственной электронной почты – интересный проект, масштабный и в век информационных технологий необходимый элемент инфраструктуры, который создаст возможности обмена информацией и документами в кратчайшие сроки.

Более того, представители власти сообщают, что такое решение позволит государству отказаться от юридических адресов, ведь практика нахождения компании по официальному и фактическому адресу так и не прижилась в России. При этом юридический адрес используется многими коммерсантами исключительно как корпоративное почтовое отделение, куда стекается корреспонденция от чиновников. Отказ от «аренды воздуха» опять же помог бы компаниям сократить свои издержки.

Стоит отметить, что опыт создания государственной электронной почты есть в других странах, например, в Германии. Там услуга доступна как для компаний, так и для граждан. Стоимость получения государственного e-mail – от 6 до 10 евро. Опрос 2016 года показал, что сервисом в Германии пользуются преимущественно компании, которые могут значительно экономить на услугах курьеров и отказе от бумажного документооборота.

Читайте также «Новация от «Почты России»: фейс-контроль при выдаче посылок»

Как могло бы быть?

Корреспонденция в электронной форме направляется адресатам на официальные электронные почтовые ящики либо распечатывается на бумажном носителе с последующей доставкой или вручением. Доступ работников виртуального отделения почтовой связи к распечатанной информации остался не до конца определенным.

У каждого пользователя появилась бы возможность зарегистрировать свой официальный почтовый электронный адрес и официальный электронный ящик, к которому он смог бы подключиться только на основании абонентского договора, заключенного с оператором универсальной почтовой связи.

Такие почтовые электронные адреса являются частью единой электронной системы оператора универсальной почтовой связи, который и предоставляет пользователям возможность обмена отправлениями в электронной форме.

Законопроектом предусматривалась возможность оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений. Однако данное новшество должно сопровождаться одновременным внесением в процессуальное законодательство соответствующих изменений.

Актуальность создания государственной электронной почты обусловлена рядом существенных изменений, происходящих в последние годы на рынке услуг почтовой связи. Получается, что каждый пользователь, предъявив паспорт гражданина или показав документы, подтверждающие регистрацию организации, сможет зарегистрироваться и получить доступ к государственному электронному ящику, а также возможность зарегистрироваться на государственных сайтах. В некотором смысле государственный e-mail – идеальный единый идентификатор пользователя. О введении которого, кстати, говорят все чаще.

Напомню, не так давно обсуждалось введение единого паспорта коммерсанта: цифрового ключа, который бы открывал бизнесу доступ ко всем государственным электронным ресурсам и позволял бы свести пока еще разрозненную информацию о компании в едином месте.

Обратите внимание

Такое решение было бы выгодно всем: и государству, и бизнесу. Ведь оно позволяет экономить существенные финансовые и временные ресурсы (со стороны государства в особенности: происходит экономия как на расходных материалах: бумаге, конвертах, картриджах для принтеров, так и за счет кадровых ресурсов).

При создание государственной электронной почты письма от чиновников смогут своевременно поступать компании. Логично, если появится и возможность отправки в ведомства официальных писем с подобного ящика.

Если обмен электронной корреспонденцией будет возможен только между зарегистрированными пользователями, то это будет неудобно.

Но может быть и так: электронная корреспонденция будет поступать в общий почтовый ящик почтового отделения, а в дальнейшем будет распечатана, заверена и передана адресату на бумажном носителе. Интересна стоимость таких услуг: будет ли она так же доступна, как сегодняшняя отправка корреспонденции? Но в том, что это быстрый и удобный вариант, сомнений нет.

Таким образом, создание государственной электронной почты – интересный проект, масштабный и в век информационных технологий необходимый элемент инфраструктуры, который создаст возможности обмена информацией и документами в кратчайшие сроки. Во избежание потери, кражи информации и документов необходимы тщательная проработка условий для ее создания, определение мер ответственности, новейшее техническое оснащение и внесение изменений в действующие законодательные акты. 

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.