Возражения в налоговую: новая памятка от ФНС

02.07.2018 распечатать

Налоговая проверка окончена, и с вероятностью 90 процентов вы ожидаете акта с доначислениями налогов, пенями и требованием ревизоров привлечь фирму к ответственности. Но не все так печально, не стоит сразу соглашаться с контролирующими органами. Всегда есть возможность подать возражения, сохранить свою репутацию и деньги компании. Ольга Скворцова рассказала, как оспорить решение контролеров.

В апреле этого года Федеральная налоговая служба распространила информационное письмо «Подача возражений на акты налоговых проверок». Документ еще раз напоминает бухгалтерам о том, какими статьями НК РФ нужно руководствоваться и как правильно подготовить и подать возражения.

Правила подачи возражений зависят от того, какой акт был составлен. До начала подготовки возражений нужно понять и сформулировать для себя, будут ли ваши возражения касаться процедуры проведения проверки, оформления акта, порядка его рассмотрения или вы будете готовить возражения по существу.

Инспектор составляет и вручает акт

Акт по результатам выездной налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев после того, как инспектор составил справку о проведении ревизии. Акт по итогам камеральной проверки налоговики должны составить в течение 10 дней после окончания «камералки».

После того, как акт составлен, в течение пяти дней он должен быть вручен директору компании или его представителю под подпись или отправлен по почте заказным письмом. Если акт выслан по почте, датой вручения считается шестой день с даты отправки заказного письма. Контролеры обязаны отправить акт именно заказным письмом.

Если инспектор обнаружит нарушения налогового законодательства, акт он должен составить в течение 10 дней со дня выявления нарушения.

Как и в какие сроки подать возражения, регламентировано статьями 100 и 101.4 НК РФ.

В статье 100 НК РФ описаны порядок и сроки выдачи вам акта выездной налоговой проверки, порядок рассмотрения акта, форма и т. д. В пункте 6 этой статьи говорится о том, в какие сроки вы имеете право подать возражения.

В статье 101.4 НК РФ регламентирован порядок подготовки, оформления и вручения вам акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях. Соответственно в пункте 5 этой статьи описан порядок и сроки подачи возражений с вашей стороны.

Как писать возражения

Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки или в акте о налоговых правонарушениях, у вас есть один месяц, чтобы предоставить письменные возражения. Срок начинает течь с того дня, когда вы получили акт.

Прежде чем писать возражения, нужно определиться, с чем именно вы не согласны: будете ли вы оспаривать акт полностью или какие-то его части; касаются ли ваши возражения процессуальных действий или сути акта. Можно оспаривать любой акт: акт проверки, акт с результатами дополнительных налоговых мероприятий налогового контроля или акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении.

Есть моменты, которые можно и нужно обжаловать, когда вы не согласны. Это все, что касается оформления документов, учета и налогов.

Обратите внимание

Все свои доводы в возражении нужно тщательно и подробно пояснить, указать обстоятельства, которые привели к тому или иному недочету. Ссылки на законодательство – обязательны. Чем грамотнее ваши возражения, тем сложнее будет налоговикам спорить с вами.

Но есть и мелкие детали, обжаловать которые нецелесообразно. Например, конкретную дату начала и окончания проверки, орфографические ошибки, помарки в оформлении протоколов, безграмотные на ваш взгляд выводы. Дело в том, что это, скорее всего, будет признано технической ошибкой. И если она не меняет ничего по существу, нет смысла писать возражения.

А вот на дату подписания акта обращайте внимание. Контролеры часто «грешат» и указывают в нем не текущую дату, а прошедшую. Здесь вы можете поспорить.


ПРИМЕР. ОПРЕДЕЛЯЕМ «ТОЧКУ ОТСЧЕТА»

ООО «Ром» был направлен по почте акт камеральной налоговой проверки 1 февраля. Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ, акт будет считаться полученным на шестой день с даты отправки, то есть 8 февраля. Фактически акт был получен 10 февраля.

Полагая, что акт получен 7 февраля, налоговики определили последний день для подачи возражений – 1 марта.

На 2 марта директор ООО «Ром» был приглашен на рассмотрение материалов, но не явился. Инспекция зафиксировала факт уведомления ООО «Ром» о дате рассмотрении дела и неявку представителей компании. Тут же инспекцией было принято решение рассмотреть акт без представителей фирмы и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Но, поскольку акт фактически был получен 10 февраля, последним днем для подачи возражений будет 3 марта. Следовательно, рассмотрение материалов должно состояться не ранее 5 марта и решение может быть принято не ранее этой даты. Решение от 2 марта – это нарушение существенных условий процедуры рассмотрения дела. Вероятнее всего, вышестоящий налоговый орган или суд могут сделать вывод о том, что компания была лишена возможности защищать свои интересы в полной мере. Решение может быть отменено по формальным признакам.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснить, указать обстоятельства, которые привели к тому или иному недочету. Ссылки на законодательство – обязательны. Чем грамотнее ваши возражения, тем сложнее будет налоговикам спорить с вами.

Читайте также «Подача возражений на акты налоговых проверок»

Кто подает возражения

Подать возражения может законный либо уполномоченный представитель. Как правило, это директор, который действует от имени компании по Уставу, без доверенности. Часто это юрист или другой сотрудник, которому директор выпишет доверенность на представление интересов компании в налоговых органах. Определение законного и уполномоченного представителей приведено в статьях 27 и 29 НК РФ.

Возражения нужно отправить заказным письмом или передать в канцелярию той налоговой инспекции, которая составила акт.

Как рассматриваются возражения

Ваши возражения инспекция может рассмотреть с вашим участием или без вас. В день, когда назначено рассмотрение, руководитель инспекции проверяет явку представителей компании, в отношении которой составлен акт.

Если представители фирмы на месте, руководитель или заместитель руководителя ИФНС рассматривает материалы проверки и принимает возражения. На рассмотрении акта можно давать устные пояснения, обосновывать свою позицию, приводить примеры из судебной практики и представлять подтверждающие документы.

Если компания была извещена о дате, времени и месте рассмотрения возражений, но представитель компании не пришел, в инспекции могут принять одно из двух решений. Первое – отложить рассмотрение, если присутствие представителей компании обязательно. Второе – рассмотреть в отсутствии представителей налогоплательщика.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки по существу довольно проста: сначала объявляют участников с обеих сторон, разъясняют им права и обязанности, затем слушают стороны и выносят решение.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.