Регистрация компаний и ИП через банк: эксперимент продолжается

27.02.2018 распечатать

Ирина Разумова, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт», изучила постановление Правительства, запустившего эксперимент, согласно которому компании и ИП можно будет зарегистрировать через банк. Расскажем, как технология будет работать и кто сможет открыть новый бизнес таким простым способом.

Постановлением Правительства от 29 октября 2016 года № 1104 было решено провести с 1 ноября 2016 года по 1 января 2018 года эксперимент по обеспечению направления электронных документов для государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей и открытия им счетов в банках. Коммерсантам разрешалось применять специализированные технологии защищенной автоматизированной системы, которые предназначены для централизованного создания и хранения ключей усиленной квалифицированной электронной подписи, а также их дистанционного применения.

Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 1644, вступившим в силу 5 января 2018 года, срок проведения эксперимента продлен до 31 декабря этого года. Задачи эксперимента – создание автоматизированной системы, определение технических возможностей использования этой системы, определение эффективности и удобства применения технологии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предполагалось, что проведение эксперимента позволит упростить государственную регистрацию компаний и предпринимателей, сократить количество документов, предоставляемых в бумажном виде.

Кто участвует?

Участниками эксперимента являются Минкомсвязи, Минфин, Минэкономразвития, ФНС, ФСБ, Росфинмониторинг и Центробанк, которые обеспечивают методическую поддержку проведения эксперимента. Согласно указанному эксперименту пока только таким кредитным структурам, как Сбербанк и ВТБ, предоставлена возможность попробовать новое направление своей деятельности – регистрацию юридических лиц и предпринимателей через специализированную защищенную автоматизированную систему, с помощью которой банки могут отправлять в налоговый орган электронные документы на регистрацию компаний и предпринимателей, а также удаленно открывать банковские счета.

Правительство поручило Минкомсвязи создать межведомственную рабочую группу для координации мероприятий, необходимых для реализации эксперимента, а также утвердить положение о ней и ее состав, предусмотрев включение в нее вышеназванных участников. Приказом Минкомсвязи от 9 ноября 2017 года № 611 создана межведомственная рабочая группа и утверждено положение о рабочей группе по координации мероприятий, необходимых для реализации эксперимента по обеспечению направления электронных документов для государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей и открытия им счетов в кредитных организациях с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы.

Читайте также «Какой бизнес можно будет открыть без разрешения»

Что рекомендует Правительство?

Сбербанку и ВТБ рекомендовано в трехмесячный срок разработать модель угроз информационной безопасности автоматизированной системы, которая будет направлена на предупреждение возникновения рисков легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и согласовать такую модель в части информационной безопасности с ФСБ.

Кроме того, банкам в течение трех месяцев после утверждения ФСБ временных (на период эксперимента) требований рекомендовано разработать финансовую модель и бизнес-модели направления электронных документов для регистрации фирм и предпринимателей и открытия им счетов в кредитных организациях с помощью автоматизированной системы. А в течение 12 месяцев после разработки указанной модели создать автоматизированную систему в соответствии с временными требованиями, утвержденными ФСБ.

Обратите внимание

Проведение эксперимента позволит упростить государственную регистрацию компаний и индивидуальных предпринимателей, сократить количество документов, предоставляемых в бумажном виде для открытия банковских счетов.

ФСБ по согласованию с Минкомсвязи и Центробанком рекомендовано на основе модели угроз информационной безопасности, разработанной Сбербанком и ВТБ, в течение четырех месяцев утвердить временные (на период эксперимента) требования к средствам и порядку:

  • хранения ключей усиленной квалифицированной электронной подписи, используемых дистанционно их владельцами;
  • дистанционной идентификации владельцев квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи, по поручению которых аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет создание и проверку УКЭП;
  • защиты информации, передаваемой по каналу дистанционного взаимодействия между владельцами ключа и аккредитованным удостоверяющим центром;
  • доказательства неотказуемости владельцев ключа от поручения на автоматизированное создание УКЭП;
  • автоматизированного создания УКЭП используемым аккредитованным удостоверяющим центром.

Сбербанку и ВТБ необходимо в течение 12 месяцев после создания автоматизированной системы принять участие в эксперименте и обеспечить ее эксплуатацию.

ФНС рекомендовано при получении направленных в рамках эксперимента электронных документов обеспечить оказание услуги по регистрации новых компаний и предпринимателей, а Сбербанку и ВТБ – обеспечить использование полученных в ходе эксперимента электронных документов для открытия юридическим лицам в форме ООО с единственным участником, предпринимателям банковских счетов в указанных банках.

Минкомсвязи с участниками межведомственной рабочей группы не позднее чем через 30 дней после завершения эксперимента нужно будет провести оценку его результатов и представить соответствующий доклад в Правительство.

Для чего?

Таким образом, в рамках указанного эксперимента клиенты Сбербанка и ВТБ смогут, имея уже сложившиеся отношения с названными кредитными организациями, зарегистрировать ИП или ООО (но только с одним участником), не обращаясь в ФНС.

Все регистрационные действия будет осуществлять банк, выступая как бы «посредником» между теми, кто хочет зарегистрировать бизнес, и налоговым органом.

Проведение эксперимента позволит упростить государственную регистрацию компаний и ИП, сократить количество документов, предоставляемых в бумажном виде для открытия банковских счетов.

Однако для участия в эксперименте обязательным условием является наличие у желающего зарегистрировать ООО или ИП квалифицированной электронной цифровой подписи, что повлечет дополнительные денежные траты при сокращении потраченного времени. Поэтому судить в настоящее время об эффективности эксперимента пока рано, все покажет время. Мы вернемся к этой теме к концу этого года.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.