ТОП-7 важных изменений для бухгалтера

12.01.2018 распечатать

Специально для читателей сайта Бухгалтерия.ру эксперты бератора подготовили обзор важных изменений бухучета и налогообложения, которые недавно произошли. У каждого изменения вы найдете ссылки в бератор, где эксперты более подробно, с примерами и советами, рассказывают об изменениях и как их применять на практике.

1. В справке 2-НДФЛ за 2017 год - новые коды доходов и вычетов

ФНС России утвердила дополнительные коды доходов и вычетов для заполнения справок 2-НДФЛ за 2017 год. Приказ от 24 октября 2017 года № ММВ-7-11/820@.

Добавили пять новых кодов для доходов:

2013 - компенсация за неиспользованный отпуск;

2014 - выплаты в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный – в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

2301 - штрафы и неустойки, выплачиваемые на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителей в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1;

2611 - сумма списанного безнадежного долга с баланса организации;

3021 - сумма дохода в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях.

Добавлен один новый код вычетов:

619 - сумма положительного финансового результата по операциям, которые учитывают на индивидуальном инвестиционном счете.

Как заполнять справку 2-НДФЛ

 
main image
 

2. Новые правила получения рассрочки по уплате налогов

Если фирмы и ИП не в состоянии единовременно оплатить налоги и взносы, начисленные по итогам проверки, они могут рассчитывать на рассрочку. Федеральный закон от 14 ноября 2017 года № 323-ФЗ вступил в силу 14 ноября 2017 года.

Изменения в пункт 1 статьи 61 Налогового кодекса касаются рассрочки по уплате налогов, сборов и взносов, которые нужно уплатить по результатам проверки.

По действующим нормам рассрочка или отсрочка по уплате налога или сбора - это перенос срока их уплаты на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ).

Рассрочкой по уплате налогов или сборов по результатам проверки также считается перенос срока их уплаты на более поздний срок. Этот срок будут отсчитывать с даты уплаты налога или сбора, которая указана в требовании об уплате.

Рассрочка по итогам проверки будет возможна, если претендент выполнит следующие условия:

  • сумма налогов, установленная по результатам проверки, составляет не более 70% и не менее 30% от выручки за предшествующий год;
  • со дня создания фирмы, регистрации физлица в качестве ИП до дня подачи заявления о рассрочке прошло не менее одного года;
  • в отношении организации или ИП не возбуждено производство по делу о банкротстве;
  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • у фирмы, претендующей на рассрочку, имеется банковская гарантия;
  • решение инспекции о доначислении налогов фирма не оспаривает в суде.

Если компания получит рассрочку и после этого обжалует доначисления в суде, то решение о предоставлении рассрочки отменят.

Решение о рассрочке принимает территориальная налоговая инспекция, в которой стоит на учете организация или ИП. Здесь же можно получить рассрочку по уплате взносов, пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также взносов, пеней и штрафов, доначисленных за периоды до 1 января 2017 года.

Решение о предоставлении рассрочки или отсрочки налоговая инспекция должна принять не позднее 45 дней с момента получения заявления от организации или ИП.

Как получить рассрочку или отсрочку по уплате НДС

 
 

3. Когда дни командировки оплачивают в двойном размере

Оплатить в двойном размере нужно дни выезда, приезда, а также дни командировки, когда командированный был в пути, и которые приходятся на выходной или нерабочий праздничный день. Письмо Минтруда России от 13 октября 2017 года № 14-2/В-921.

Нередко, чтобы не терять рабочего времени, сотрудника отправляют в командировку с выездом в выходной или праздничный день. Обратная дорога тоже может выпасть на нерабочий день.

Как оплачивать такие дни?

Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Из статей 106 и 107 Трудового кодекса следует, что выходные дни или еженедельный непрерывный отдых, и нерабочие праздничные дни являются временем отдыха. В течение этого времени работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей. Это время он может использовать по своему усмотрению.

Установлено, что труд работника в случае привлечения его к работе выходные или нерабочие праздничные дни оплачивается в соответствии с трудовым законодательством РФ (п. 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).

Таким образом, выезд, приезд или нахождение командированного работника в пути в выходной или нерабочий праздничный день по распоряжению работодателя относятся к случаям привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. То есть эти дни подлежат оплате не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ).

Как оплатить выходной в командировке

 
main image
 

4. Как зарегистрировать ККТ для магазина без адреса

В ФНС разъяснили, как зарегистрировать онлайн-кассу, если у магазина нет адреса в государственном адресном реестре. Письмо ФНС России от 25 октября 2017 г. № ЕД-4-20/21617@.

Прежде чем использовать контрольно-кассовую технику, ее нужно поставить на учет в налоговой инспекции. Как зарегистрировать, перерегистрировать и снять с учета онлайн-ККТ, сказано в статье 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Так, чтобы зарегистрировать ККТ, нужно подать в ИФНС заявление на бумаге или в электронной форме. Во втором случае придется заполнить заявление в личном кабинете на сайте ФНС, подписать сертификатом электронной подписи и отправить в налоговую. В заявлении, помимо прочего, нужно указать адрес, а также место установки и работы кассового аппарата.

Но бывают случаи, когда продавец не может найти в государственном адресном реестре (ГАР) адрес торговой точки, где планирует установить ККТ.

Налоговая служба предлагает два способа решения проблемы.

Во-первых, можно сообщить в территориальную ИФНС, что ваш адрес отсутствует в адресном реестре. В таком случае инспекторы должны проверить информацию и внести исправления в ГАР. После этого можно будет зарегистрировать ККТ через интернет. Правда, эта процедура займет от 10 дней до одного месяца.

Во вторых, не дожидаясь, когда налоговики изменят сведения в адресном реестре, можно зарегистрировать ККТ, если подать в ИФНС заявление о регистрации «на бумаге». После этого инспекторы через свою техническую и информационную службу «Налог-Сервис» должны вручную внести в АИС «Налог-3» сведения об адресе, по которому вы устанавливаете ККТ.

Подробно о том, как зарегистрировать онлайн-кассу

 
main image
 

5. В платежке неверно указана очередность платежа

В Минфине считают, что если в бумажном платежном поручении реквизит «Очередность платежа» заполнен неверно, банк не может отказать в приеме платежки. Письмо Минфина России от 4 октября 2017 г. № 05-09-06/64623.

Финансисты пояснили, что внутренние банковские документы, в которых утвержден порядок приема к исполнению, отзыва и аннулирования платежных поручений, банки утверждают самостоятельно. Однако этот порядок, установленный каждым банком, не может противоречить правилам перевода денежных средств, утвержденным Центробанком в Положении от 19 июня 2012 г. № 383-П.

В правилах Цетробанка нет нормы, которая бы предусматривала отказ банка от приема платежного поручения по той причине, что в нем неверно указана очередность платежа.

В связи с этим Минфин предупреждает: если ваш обслуживающий банк вернул вам платежку из-за ошибки в очередности платежа, сообщите об этом в Центробанк.

Что указывать в поле «Очередность платежа»

 
main image
 

6. Работодателей обязали индексировать алименты

С 25 ноября 2017 года работодатели обязаны индексировать алименты, когда получат исполнительный лист или его копию от судебного пристава-исполнителя, а не только от взыскателя. Федеральный закон от 14 ноября 2017 года № 321-ФЗ внес поправки в Семейный кодекс.

Алименты на содержание несовершеннолетних детей удерживают с дохода работника как по основному месту работы, так и при работе по совместительству. Удерживают алименты и с индивидуального предпринимателя, если он в разводе и имеет несовершеннолетних детей.

Сумма алиментов, которую удерживают из дохода работника, определяют на основании:

  • исполнительного листа (от взыскателя) или исполнительного листа либо его копии (от пристава);
  • нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов.

Алименты могут удерживаться в процентах (долях) от дохода работника или в фиксированной денежной сумме.

Корректировку алиментов проводят, если правительство повышает величину прожиточного минимума. Поэтому размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, устанавливают кратным величине прожиточного минимума или в виде доли величины прожиточного минимума (п. 2 ст. 117 СК РФ). Так удобнее их индексировать.

До этого работодатели обязаны были индексировать алименты в сумме не более 25 000 рублей и только если исполнительный документ поступил от взыскателя алиментов.

Теперь работодателей обязали индексировать алименты по исполнительному документу или его копии, полученной от пристава.

Индексируют только алименты, которые установлены в твердой денежной сумме. То есть если выплаты назначены судом либо алиментным соглашением в долях от доходов родителей, то их не корректируют.

Перечень доходов, из которых удерживают алименты на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841

 
main image
 

7. В каком случае правило пяти процентов не работает

Если вы используете товар только в операциях, не облагаемых НДС, «правило пяти процентов» применить нельзя. Письмо Минфина России от 2 октября 2017 года № 03-07-11/63926.

По общему правилу, если фирма использует приобретенные товары частично в деятельности, облагаемой НДС, а частично - не облагаемой, Налоговый кодекс предусматривает особый порядок вычета входного НДС.

В этом случае определяют пропорцию, в которой купленные товары используются в деятельности, облагаемой НДС и в деятельности, не облагаемой этим налогом. Пропорцию определяют по данным квартала, в котором возникло право на вычет НДС (п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Долю входного НДС, который относится к облагаемой налогом деятельности, принимают к вычету. А ту долю налога, которая относится к не облагаемой НДС деятельности, учитывают в стоимости купленных товаров.

Но из общего порядка есть исключение. Его еще называют «правилом пяти процентов». Если в каком-то квартале доля совокупных расходов на производство товаров, не облагаемых НДС, не превышает 5% от общей величины расходов на производство, к вычету можно принять всю сумму входного НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).

По мнению Минфина, если фирма использует товар только в не облагаемых НДС операциях, «правило пяти процентов» применить нельзя. Даже несмотря на то, что в целом по организации «правило пяти процентов» соблюдено. Входной НДС придется учесть в стоимости товара.

К примеру, фирма ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Доля расходов на товары, которые она использует в необлагаемой деятельности, не больше 5% от общих расходов на все приобретенные, произведенные или проданные товары. Однако фирма имеет товар, который использует только в не облагаемой НДС деятельности. По этому товару принять входной НДС к вычету нельзя. Этот НДС фирма должна учесть в стоимости товара.

О том, как правильно применять «правило пяти процентов»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.