Краудфандинг глазами бухгалтера

28.11.2017

У вас есть сногсшибательная идея по поводу того, как заработать очень много денег – на благо себе и госбюджету. Для ее воплощения в жизнь не хватает сущего пустяка – все тех же денег, но в гораздо меньшем количестве. Источником стартового капитала может стать краудфандинг – народное интернет-финансирование проектов.

Краудфандинг – относительно новое явление в мире финансов, которое становится все популярнее. Данный термин ведет происхождение от сочетания английских слов «сrowd» – «толпа» и «funding» – «финансирование» и буквально означает народно-общественное финансирование. Посредством краудфандинга компания или индивидуальный предприниматель могут собрать средства для реализации бизнес-плана, который способен заинтересовать широкую общественность.

Объявление о сборе средств нужно разместить на специализированной интернет-площадке (платформе). Наибольшей известностью пользуется портал «С миру по нитке» (Smipon.ru).

Предположим, руководство вашей компании объявило о сборе средств путем крауд­фандинга. Прямого правового регулирования такого публичного мероприятия в России не существует. Краудфандинг – сделка особого рода, не предусмотренная законом. Однако в ней можно усмотреть элементы договоров, предусмотренных гражданским законодательством (п.п. 2, 3 ст. 421 ГК РФ).

Технология инвестирования

Лицо, объявившее о сборе средств, именуется реципиентом (от лат. «recipiens» – получающий, принимающий), а лиц, предоставляющих средства для реализации проекта, именуют спонсорами или донорами. Интернет-платформа выступает посредником между ними. За свои услуги она взимает комиссионное вознаграждение – порядка 10% от стоимости проекта.

Реципиент выкладывает на платформе свой бизнес-план с указанием стоимости его реализации. В финансировании проекта может принять участие любой желающий. Со своей стороны реципиент обещает донору определенное встречное представление – например, приобретение товара или услуги реципиента по льготной цене, размещение рекламы донора. Перед началом запуска проекта заключается соглашение между реципиентом и самой площадкой.

Обратите внимание

Альтернативный источник финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития (в первую очередь высокотехнологичных компаний) – коллективное финансирование, к которому относится краудфандинг (из Распоряжения Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»).

Как правило, если проект за отведенное время не собрал необходимой для него суммы, поступившие средства подлежат возврату донорам, а реципиент освобождается от оплаты услуг площадки.

А теперь посмотрим на эти операции «глазами бухгалтера»: какие проводки применять и какие налоги уплачивать?

Бухгалтерские проводки

Возникает соблазн охарактеризовать деньги доноров, поступающие на расчетный счет компании, как целевое финансирование. Нормативного определения этого термина в бухгалтерском учете не имеется. Но можно воспользоваться характеристикой счета 86 «Целевое финансирование», представленной в Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Данный счет призван служить «для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.». В соответствии с Инструкцией средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

У реципиента, получившего финансирование под производство товаров, учетные записи с применением счета 86 будут выглядеть так (чтобы не усложнять схему, расчеты по НДС опускаем):

ДЕБЕТ 51   КРЕДИТ 76
— поступают денежные средства от доноров;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
— формируется сумма целевого финансирования проекта;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
— отражено комиссионное вознаграждение интернет-площадке;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 02, 10, 70, 69 и др.
— отражены затраты на производство, предусмотренные бизнес-планом;

ДЕБЕТ 43   КРЕДИТ 20
— приходуется готовая продукция;

ДЕБЕТ 86   КРЕДИТ 62
— признаны товарные обязательства перед донорами;

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 60 и др.
— отражены расходы на доставку товаров донорам;

ДЕБЕТ 62   КРЕДИТ 90-1
— выполнены обязательства перед донорами по передаче им товара по обещанной (льготной) цене;

ДЕБЕТ 90-2   КРЕДИТ 43, 44
— списаны затраты по краудфандингу.

Скорее всего, по операциям с донорами компания потерпит убытки, но своим выходом на рынок она обязана именно целевому финансированию. Да и объем произведенной продукции превысит размер обязательств перед донорами. Так что прибыли впереди. Стоит лишь немного потерпеть – вам и донорам.

Налогообложение авансов

Невзирая на использование счета 86, сделки с донорами фактически являются договорами купли-продажи (ст. 431 ГК РФ). Дело в том, что на основании пункта 2 статьи 455 Гражданского кодекса РФ договор купли-продажи может быть заключен не только на товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, но и на товар, который будет создан продавцом в будущем. Соответственно, доноры не выступают инвесторами (соинвесторами) проекта.

Действительно, доноры никогда не наделяются правами инвесторов, предусмотренными Законом РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Ведь в силу пункта 3 статьи 7 Закона № 1488-1 незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью соинвесторов, однако краудфандинг такой возможности не предуcматривает. Кроме того, в отличие от инвесторов, доноры не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций (п. 5 ст. 5 Закона № 1488-1).

Таким образом, деятельность доноров не может считаться инвестиционной (п. 1 ст. 11, подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

В итоге с полученного аванса реципиент должен исчислить НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). А если компания применяет упрощенную систему налогообложения, то в налоговом учете необходимо признать доход (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Что касается налогообложения прибыли, то перечень поступлений, признаваемых целевым финансированием, носит закрытый характер (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Краудфандинг в этом списке не поименован. Следовательно, реципиент исчисляет налог на прибыль в общеустановленном порядке.

Безвозмездные поступления

Если финансирование донором проекта реципиента посредством краудфандинга не обусловлено обязанностью реципиента осуществить какое-либо встречное предоставление, то коммерческая организация должна отразить эти поступления в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Между тем краудфандинг как способ сбора средств может применяться не только в коммерческих, но и в общеполезных (социальных, культурных, благотворительных) целях.

Имущество (денежные средства), безвозмездно поступившее посредством краудфандинга, имеют право не учитывать при налогообложении прибыли только некоммерческие организации при условии, что данное имущество получено и использовано на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями некоммерческой организации. Это разъяснение содержится в письме ФНС России от 25.11.2016 № СД-4-3/22415@.

Краудфандинг представляет собой коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить различным целям – помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поддержке со стороны болельщиков, поддержке политических кампаний, финансированию стартап-компаний и малого предпринимательства, созданию свободного программного обеспечения, получению прибыли от совместных инвестиций и многому другому (письмо ФНС России от 25.11.2016 № СД-4-3/22415@). Типично «краудфандинговую» идею озвучил недавно, кстати, президент страны Владимир Путин, предложив подумать о возможном частичном софинансировании (гражданами) гос­расходов на медицину.

В заключение отметим, что жестких правил краудфандинга не существует. Объявление о сборе средств можно разместить на любом сайте, если его владельцы не против. Например, на сайте фермеров активисты собирали деньги на проведение выставки породных кроликов. Откликов было очень много, суммы пожертвований поступали самые разные (по принципу «кто сколько может»). В итоге выставка удалась, и организаторы выложили о ней впечатляющий фотоотчет. Может быть, и у вашей компании имеется зажигательная идея, способная увлечь массы?

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA