Что сложного в подготовке годовой отчетности 2017

27.10.2017

Вечная проблема, с которой сталкивается каждый бухгалтер при подготовке годовой отчетности – это отсутствие первички.

Сайт Бухгалтерия.ру провел ежегодный опрос на тему: Что вызывает сложности при подготовке отчетности? Опрос одновременно проходил на сайте в группе «Бухгалтерия.ру» в социальных сетях.

     

Результаты опроса смотрите здесь

Вот, как распределились ответы бухгалтеров, проголосовавших на сайте

  1. Отсутствует первичка 48%
  2. Отсутствие времени из-за большой текущей нагрузки 22%
  3. Изучить все нововведения уходящего года 12%
  4. Ошибки, допущенные в учете в течение года 8%
  5. Разобраться с заполнением форм 6%
  6. Отсутствие взаимопонимания с директором, у него своеобразное понимание отчетов 4%

Вот, как распределились ответы бухгалтеров, проголосовавших в группе Бухгалтерии в социальных сетях.

  1. Отсутствует первичка 26%
  2. Отсутствие времени из-за большой текущей нагрузки 14%
  3. Изучить все нововведения уходящего года 12%
  4. Ошибки, допущенные в учете в течение года 16%
  5. Разобраться с заполнением форм 7%
  6. Отсутствие взаимопонимания с директором, у него своеобразное понимание отчетов 25%

Отсутствует первичка

А в большинстве компаний сбор и подготовка первички возлагается на менеджеров, которые часто не отличаются дисциплинированность. Нехватка документов, неполный комплект, ошибки при заполнении - проблемы, хорошо знакомые каждому второму бухгалтеру.

Это скорее организационный вопрос. Здесь поможет только график документооборота и контроль за его соблюдением не только со стороны главбуха, которого менеджеры могут игнорировать, но и директора.

Бухгалтера-практики советуют проводить сверку наличия документов каждый месяц и высылать список недостающих документов задолжавшему менеджеру и директору на электронную почту, даже, если он сам не просит. Ваше письмо будет напоминанием директору о том, что не все сотрудники сдают документы вовремя, и он сам периодически будет поднимать этот вопрос в беседах с менеджерами.

Читайте также «Первичные документы: дата предъявления»

Отсутствие времени из-за большой текущей нагрузки

Последние два, три года в большинстве организаций сокращали ФОТ. (Опрос: Какие меры вы предпринимаете, чтобы сохранить и/или развивать ваш бизнес? )

Какие меры вы предпринимаете, чтобы сохранить и/или развивать ваш бизнес?

Результаты опроса: июль 2017 года

диаграмма-1.jpg

Бухгалтерия, одно их тех подразделений, где сокращения сотрудников проводились, если не в первую, то во вторую очередь. Чтобы справляться с увеличенным объемом работы, находить время на изучение законодательства, бухгалтерам нужно выбирать правильные источники информации и оградить себя от чтения лишней, которая не нужна в работе. Как вариант, можно перейти на использование бератора.

Ошибки, допущенные в учете в течение года

Привычная проблема. Здесь сложно дать какой-то конкретный практический совет. Ошибки придется исправлять и лучше этим заняться заранее. Для проверки используйте комплексные источники информации: бератор, книгу «Годовой отчет 2017», любую другую неперегруженную информацией систему.

Изучить все нововведения уходящего года

В отчетности 2016 года было существенно меньше изменений по сравнению предыдущей. Поэтому прошлогодняя отчетность во многих случаях сдавалась «по шаблону».

К отчетности 2017 года подойти формально не получиться. Опираясь только на свой опыт, легко допустить ошибку.

На отчетность 2017 года повлияли все изменения, принятые с лета 2016 года до конца 2017 года. Всего их более 50-ти. Здесь лучше всего пользоваться обзорами изменений, где есть суть изменения и её влияние на учет. Обзор есть здесь.

В том числе изменен список разрешенных и запрещенных расходов, порядок списания убытка, появились новые и отредактированные налоговые декларации. Хотя, большинство бухгалтеров не видит проблемы в заполнении новых форм. Всего 6-7% согласно опроса опасаются сложностей при составлении форм налоговой отчетности. Это неудивительно, большинство бухгалтерских программ в автоматизированном режиме формирует отчетность.

Больше всего времени отнимает не подготовка форм, а выравнивание показателей. Это и есть то, что сейчас означает – составлением годовой отчетности.

Ошибка, скорее всего, может быть связана с неправильным введением в программу первички либо ее отсутствие, как указали участники опроса.

Ответственность директора и бухгалтера

Лишнее беспокойство бухгалтерам и директорам добавляет ежегодное ужесточение ответственности за недостоверную отчетность. Причем под недостоверные данные может попасть все, что угодно.

Налоговики руководствуются при проверке отчетности готовыми алгоритмами, в которые невозможно заложить все бизнес-модели. И даже, если вы внимательно заполнили все формы и уверены в каждой цифре, нужно быть готовыми объясниться с налоговиками. Вас могут вызвать на убыточную либо зарплатную комиссию.

Убыточные комиссии существуют уже несколько лет, сотни тысяч бухгалтеров через них уже прошли и выработали для себя стиль поведения.

Что касается зарплатных комиссий, они появились после передачи функций контроля за уплатой страховых взносов от фондов к налоговой инспекции. Для многих вызов на подобную комиссию будет неприятной неожиданностью.

Годовой отчет 2018
под редакцией В.И. Мещерякова

Бестселлер года для бухгалтера.
Книга, которая нужна каждому бухгалтеру, чтобы подготовка отчета не превратилась в тяжкое испытание на работоспособность.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное