Что отвечать на допросе в налоговой

20.09.2017

Совместное письмо Следственного комитета и ФНС посвящено новой фазе борьбы с налоговыми «уклонистами». Государство снабдило налоговиков инструментами для сбора необходимых доказательств, один из таких – опросник для допроса. Мы отобрали вопросы и попросили дать нашим читателям лучшие варианты ответов Киру Гин, управляющего партнера юридической фирмы «Гин и партнеры».

Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для вашей компании?

В каждой организации должно быть положение о порядке выбора контрагентов при заключении договора. Это положение должно давать четкие ответы по процедуре поиска, выбора и работы с контрагентами. Наилучшее решение, если в каждой организации такое положение будет создано и с ним будут ознакомлены все сотрудники, которые будут действовать согласно этому документу.

Подбором поставщиков и подрядчиков обычно занимается либо целый отдел, либо какое-то конкретное лицо/сотрудник, ответственное за этот участок работы – и лучше указать именно его, потому что допрашивать о выборе подрядчика будут всех, кто к этому причастен. Вам предстоит выбрать в каком случае контролировать последствия будет проще, а в каком сложнее. Именно поэтому, в организации должно быть либо одно лицо или один отдел с такой специализацией. Если в компании нет специального отдела и все подряд занимаются выбором подрядчика, то допросят всех причастных. А в этом случае, велика вероятность, что несостыковки в показаниях налоговая использует против собственника или руководителя бизнеса.

Читайте также «Могут ли налоговики допросить свидетеля после окончания проверки?»

Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе?

В компании опять-таки должно быть положение о поиске и выборе контрагентов, в котором должны быть прописаны способы поиска контрагентов, где и как размещается информация о потребности компании в том или ином виде работ/товара/услуг. Как отбираются кандидаты и как заключаются договоры.

Обычно компания выбирает контрагентов либо на тендерах, либо сотрудники ищут их сами: и тогда нужно описать, какими реальными источниками пользуется организация при выборе партнера.

Обязательно проверяйте контрагента в ЕГРЮЛ на сайте www.nalog.ru: все ли у него в порядке, нет ли пометок о недостоверности сведений. Или же используйте базы Контур-Фокус, СБИС и прочие сервисы, по которым можно проверить контрагента. В Контур-Фокусе, например, доступна информация и по арбитражным делам и по исполнительным производствам. Ее можно проверить на сайте arbitr.ru и fssprus.ru.

Сервисы также позволяют проверить информацию о том: массовый или не массовый директор, и сделать соответствующие выводы. Можно утончить, сдает или нет организация отчетность, имеет или нет задолженность по налогам, находили в особых реестрах ФНС. Проверять это должен любой предприниматель, принимая решение, стоит ли работать с контрагентом исходя из юридических и экономических соображений, а не только для проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов в налоговых целях.

Читайте также «Как проверить контрагента: пошаговая инструкция»

Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Важно понять, что этот вопрос задается сотруднику, чтобы вычислить то самое лицо, которое выступило инициатором заключения договора с сомнительным контрагентом, а соответственно имело умысел и хотело уклониться от уплаты налогов. С юридической точки зрения, для компании будет безопаснее всего, если в организации имеется одно конкретное лицо, которое отвечает за отбор и заключение договоров с поставщиками, и заключает договоры по результатам проверки и отбора поставщиков. Ваша задача – давать налоговой инспекции как можно меньше лиц для допроса. Потому как несколько сотрудников, занимающихся отбором поставщиков, – это уже группа лиц, в которой могут посадить всех, а за «группу» уголовный срок точно будет больше.

Вам следует также учитывать, что некоторые налогоплательщики, под натиском вопросов в налоговой могут начать кивать друг на друга: руководитель на бухгалтера или финансового директора, бухгалтер на руководителя и т. д. В итоге такой стратегии допрашивать будут всех, но уже со специфическими акцентами: «другие сознались и показали на вас», «расскажите все – это будет для вас лучше».

Большинство допрашиваемых, особенно те, кто доверчив и не понимает последствий допроса, «заглатывает приманку» и начинает давать «нужные» показания на «сознавшихся». А по факту такие показания из благих намерений и попытки наговорить на коллег – пусть отдувается кто-нибудь, только не я – и создают проблему. Всем становится только хуже, и все получают сроки как группа лиц – такие прецеденты в России уже есть.

Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

На данный вопрос лучше ответить, сославшись на действующее в компании положение об отборе контрагентов. В частности, нужно обозначать, что вы использовали следующие критерии:

  • анализ конъюнктуры на рынке товаров и услуг;
  • финансовая стабильность потенциального контрагента;
  • опыт работы и рекомендательные письма;
  • наличие материально-технической базы и квалифицированных специалистов;
  • условия и размер оплаты;
  • сроки и качество выполняемых работ, оказываемых услуг, поставляемых материалов;
  • контрагент не находился в стадии реорганизации/ликвидации/банкротства;
  • контрагент имеет репутацию надежного партнера, т. е. не имеет фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств;
  • должна отсутствовать информация о предъявлении к контрагенту антимонопольными, налоговыми, таможенными, судебными и иными государственными органами претензий и (или) санкций, не обжалованных в установленном порядке, либо по которым контрагенту отказано в удовлетворении жалобы.

Какие вопросы вы задаете при встрече с контрагентами, с какими документами знакомитесь?

В данном случае налогоплательщику следует заранее сформулировать вопросы, которые действительно задаются контрагенту при знакомстве, также в организации должен быть утвержден перечень документов, который нужно запрашивать у потенциального партнера. Минимальный список бумаг (это могут быть копии, заверенные печатью организации) должен быть следующий:

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копия Устава;
  • копия Свидетельства о государственной регистрации юр. лица;
  • копия Свидетельства о постановке на учет юр. лица в налоговом органе;
  • справка из ИФНС о состоянии расчетов с бюджетом или об отсутствии задолженности;
  • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату и документы, подтверждающие полномочия лиц на подписание договора.

Кроме этого, при встрече с контрагентом сегодня многие просят посмотреть паспорт лица, которое пришло подписывать договор. Также не лишним будет ознакомиться с копиями лицензий или членством в СРО, в Национальном реестре специалистов, если работы, услуги по договору требуют специальных разрешений.

В случае, если ваш контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

В ответе на данный вопрос налогоплательщик должен описать реальный порядок взаимодействия с иногородним контрагентом. Если такое взаимодействие есть, то вам не составит труда рассказать об этом. Однако, если вы просто отправляли периодически деньги в фирму-«однодневку» в Туле или Махачкале, не думая, что придется отвечать на такой вопрос, то придумать достоверный и надежный ответ будет трудно.

В случае необходимости у кого вы спрашиваете контактные данные партнера?

Ответ на этот вопрос должен коррелировать с ответом на вышеуказанный вопрос: «Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации контрагента?» Поэтому если в ответах на этот вопрос вы ссылались на чьи-то рекомендации, то это же лицо нужно назвать, отвечая и на вопрос по контактным данным.

В вашей организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

Когда налоговая инспекция задает этот вопрос, она хочет сверить, придерживался ли регламента налогоплательщик при взаимодействии с фирмой-«однодневкой». Отвечая на этот вопрос, вам нужно привести реальные регламентирующие документы по документообороту, либо если их нет – не нужно ничего придумывать и создавать себе лишние трудности. Как правило, в маленьких организациях такого регламента нет и это вполне допустимо.

Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

В ответе на этот вопрос следует описать реальный документооборот. Этот вопрос направлен на то, чтобы выяснить лиц, которые контактировали с поставщиком и допросить их. Например, налогоплательщик отвечает, что от поставщика товар с накладной поступает на склад и его принимает кладовщик. И уже можно допросить кладовщика о том, принимал ли он товар от интересующего поставщика или нет и т. д.

У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

Этот вопрос, на мой взгляд, провокационный. Что понимают наши налоговые и следственные органы под «недобросовестными поставщиками» лично мне не совсем понятно. Те поставщики», которые заключили и не исполнили договор? Или те, по результатам проверки которых выяснилось, что этот конкретный контрагент, скорее всего, сомнительный? Для того, чтобы не создавать почву для дополнительных вопросов от налоговиков (например: а почему никуда не заявили о недобросовестном поставщике?), я бы рекомендовала ответить, что недобросовестные поставщики не попадались.

Журнал «Расчет»

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Заказать журнал

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA