Учетная политика: обособленные подразделения

11.09.2017

Как только у предприятия появляются обособленные подразделения, бухгалтеру приходится полностью пересматривать правила учета. Елена Федотова, налоговый эксперт, помогла разобраться в нюансах обновления учетной политики компании и рассказала, какие типовые ошибки допускают организации при работе с обособленными подразделениями.

Ошибка № 1. Постановка на учет

Большое количество ошибок у фирм возникает при определении того – что же такое обособленное подразделение. Итак, обособленное подразделение – это любое территориально отдельное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (сроком более одного месяца). Такое определение нам дает первая часть Налогового кодекса. Создание рабочих мест является определяющим критерием.

В соответствии со статьей 209 ТК РФ, под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться в связи с его занятостью, которое прямо или косвенно находится под контролем компании. Обратите внимание на последнюю часть определения: «прямо или косвенно находится под контролем работодателя». Ряд коммерсантов, не принимая данную оговорку во внимание, пытается зарегистрировать ОП в тех случаях, когда оно как исполнитель оказывает какие-либо услуги или работы путем командирования своих сотрудников на территорию организации-заказчика. Регистрировать в данной ситуации ничего не надо. Аналогичный вывод можно найти в письме Минфина от 5 октября 2012 года № 03-02-07/1-238 и Постановлении АС Поволжского округа от 2 ноября 2016 года № Ф06-14096/2016.

Обратите внимание

Ряд организаций применяет возможность, предусмотренную НК РФ выборочно: для каких-то субъектов выбирается ответственное под- разделение, которое платит налоги за все ОП, находящиеся в регионе, а для каких-то нет. Делать это, по мнению Минфина и ФНС, нельзя. Чиновники считают, что в НК РФ не предусмотрено одновременное применение двух порядков исчисления и уплаты налога.

Кстати, несмотря на то, что дословно в НК РФ говорится про «рабочие места» и используется множественное число, по мнению контролирующих органов и судов, обособленное подразделение образуется и в том случае, когда по месту его нахождения оборудовано только одно место. Данный вывод можно найти, например, в письме УФНС от 20 октября 2010 года № 16-15/110055. Кроме того, признание обособленного подразделения производится независимо от того, отражено или не отражено его создание организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение.

Читайте также «Зарегистрировать обособленное подразделение обязательно?»

Ошибка № 2. Создание рабочего места

Следующая ситуация, вызывающая много неясностей, вытекает из предыдущего вопроса. С тем, какое рабочее место ведет к созданию обособленного подразделения, мы разобрались. Но что же считать днем создания этого места? Ряд судов считает, что ОП должно быть создано с момента оборудования рабочего места (в качестве примера – Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009). Под оборудованием, на мой взгляд, логично понимать оснащение места работы средствами труда, позволяющими работнику выполнять свою трудовую функцию. Например, бухгалтеру для выполнения своих обязанностей необходим компьютер с установленной бухгалтерской программой. Вместе с тем судебная практика, как это часто бывает, не последовательна в своих выводах. Так, например, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 6 августа 2008 года № Ф03-А24/08-2/2535 арбитры посчитали датой создания ОП число, указанное в приказе о создании рабочих мест. То есть берется во внимание не дата фактического появления ОП, а дата намерения его создать. А из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 февраля 2010 года № А56-10280/2008 можно сделать вывод, что факт создания ОП возникает при наличии приказа о его образовании, приказа о назначении его руководителя, штатного расписания и заключенных трудовых договоров с работниками этого подразделения. Ясности, к сожалению, нет. На мой взгляд, если дословно читать положения НК РФ, ближе к источнику те суды, которые считают датой создания фактическую дату оборудования рабочих мест. Вместе с тем на практике большое количество организаций начинает считать временем создания ОП дату издания приказа о создании обособленного подразделения.

Ошибка № 3. Выбор ответственного

Допустим, филиальная сеть фирмы достаточно обширна и в каждом субъекте Федерации имеется несколько обособленных подразделений. Чтобы не предоставлять декларации и не уплачивать налог на прибыль по каждому такому подразделению, что, как вы понимаете, достаточно трудозатратно, НК РФ дает нам возможность выбрать в каждом субъекте одно ответственное подразделение и уже через него декларировать и уплачивать налог, приходящийся на все «обособки» региона. Об этом указано в абзаце втором пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса. Так вот, на практике ряд организаций применяет данную возможность выборочно. Для каких-то субъектов выбирается ответственное подразделение, а для каких-то – нет. Делать это, по мнению Министерства финансов и Налоговой службы, нельзя. Чиновники считают, что в НК РФ не предусмотрено одновременное применение налогоплательщиком в различных субъектах РФ двух порядков исчисления и уплаты налога: через ответственное обособленное подразделение и по каждому филиалу (письмо Минфина России от 10 июля 2008 г. № 03-03-06/2/74, письмо ФНС России от 25 марта 2009 г. № 3-2-10/8). Несмотря на то, что позиция контролирующих органов не бесспорна (ведь в оппозицию тезисам Минфина и ФНС может быть приведен тот аргумент, что Кодексом также прямо не предусмотрено, что выбранный порядок должен действовать в отношении всех регионов, где стоит на учете налогоплательщик), я бы последовала вышеуказанным разъяснениям. К сожалению, арбитражной практики в пользу применения различного подхода отчетности в зависимости от субъекта РФ найти не удалось. Кстати, если вами выбран порядок уплаты налога на прибыль через ответственное подразделение, не забудьте уведомить об этом налоговые органы в срок до 31 декабря предшествующего года. И еще – действующий порядок уплаты налога (централизованно или нет) – я рекомендовала бы закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Ошибка № 4. Амортизация имущества

Один из самых распространенных вопросов касается распределения налоговой базы между обособленными подразделениями для целей расчета налога на прибыль.

Согласно нормам статьи 288 НК РФ, распределение должно осуществляться по следующей формуле.

Формула расчета доли ОП или головной организации

доля ОП или головной организации.jpg

По мнению чиновников, в состав амортизируемого имущества должны включаться только основные средства. Иное амортизируемое имущество (неотделимые улучшения, нематериальные активы) участвовать в расчете долей не должно (письмо Минфина России от 23 мая 2014 г. № 03-03-рз/24791). На мой взгляд, данный вывод вполне оправдан, учитывая, что ссылка именно на основные средства прямо содержится в статье 288 НК РФ. Но, несмотря на кажущуюся наглядность нормы, ряд организаций почему-то не обращает внимания и включает в расчет все амортизируемое имущество (в т. ч. НМА и неотделимые).

Читайте также «НДФЛ по обособленному подразделению – куда платить?»

Ошибка № 5. Баланс основных средств

И последнее. К основным средствам ОП (головного офиса) относится то имущество, которое используется для получения дохода именно в этом подразделении (головной организации). И не имеет значения, на балансе какого подразделения это ОС учитывается (например, письмо Минфина от 23 января 2017 г. № 03-03-06/1/3007). С одной стороны, может показаться некритичным распределение налога между «обособками» и «головой». Ведь сумма налога от этого не меняется (в том случае, конечно, если в субъектах действует одна и та же ставка налога на прибыль). Но на самом деле это не так. Например, налоговая головного подразделения может быть заинтересована в поступлении региональной составляющей налога на прибыль в свой бюджет в большем размере, поэтому на доли распределения налоговой базы также обращается пристальное внимание.

Читайте также «Расчет по взносам по обособленному подразделению: куда сдавать?»

Журнал «Расчет»

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Заказать журнал

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (3)

  1. кирилл
    25.09.2017Ответить

    Спасибо большое)

    Спасибо большое)
    Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0


  2. ирилл
    25.09.2017Ответить

    Кстати очень актуальный вопрос, ваш совет в тему как раз!

    Кстати очень актуальный вопрос, ваш совет в тему как раз!
    Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0


  3. Blik
    21.09.2017Ответить

    Бухгалтерия на самом деле сложная шутка, нужно очень хорошо в ней разбираться, чтобы не было ошибок и штрафа! У меня бухгалтер просто золото, спасибо ей большое!Очень довольна)Она посоветовала мне взять в аренду 1с, но сначала конечно я решила , что нужно глянуть как это все работает чтобы не рисковать http://arenda-it.ru/demo-versija-1c. Использовали бесплатную версию, очень понравилось)И решили , что нам нужно точно)

    Бухгалтерия на самом деле сложная шутка, нужно очень хорошо в ней разбираться, чтобы не было ошибок и штрафа! У меня бухгалтер просто золото, спасибо ей большое!Очень довольна)Она посоветовала мне взять в аренду 1с, но сначала конечно я решила , что нужно глянуть как это все работает чтобы не рисковать http://arenda-it.ru/demo-versija-1c. Использовали бесплатную версию, очень понравилось)И решили , что нам нужно точно)
    Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0



Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA