Как учитываются представительские расходы

16.08.2017

Переговоры, которые не приводят к нужным результатам, не такая уж редкость. Иногда месяцами проходит встреча за встречей с потенциальными поставщиками или заказчиками, а подписание договора срывается без каких-либо видимых причин. 15 марта 2017 года Минфин выпустил письмо № 03-03-06/1/14731, в котором дал разъяснения, как учитываются расходы на переговоры. Документ изучила Елена Диркова.

Ведение переговоров – ежедневная рутина большинства сотрудников среднего и высшего звена любой компании. Большая часть таких деловых собеседований заканчивается личной встречей представителей бизнеса. Часто переговоры требуют от компаний финансовых вложений. Затраты фирмы на прием и обслуживание представителей потенциальных партнеров – это представительские расходы. Полный перечень представительских расходов приведен в статье 264 Налогового кодекса. К представительским расходам относятся затраты:

  • на проведение официального приема: завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия;
  • на транспортное обеспечение по доставке потенциальных партнеров до места встречи и обратно;
  • на буфетное обслуживание участников переговоров;
  • на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Этот перечень является исчерпывающим. Затраты на организацию развлечений и отдыха, театральные билеты, оплату виз, а также на оплату проживания в гостиницах участников переговоров представительскими расходами не являются. Сумма представительских расходов уменьшает налогооблагаемую прибыль при условии, что она не превышает четырех процентов от затрат организации на оплату труда в соответствии со статьей 264 НК РФ. Сумма представительских расходов, которая превышает этот норматив, налогооблагаемую прибыль не уменьшает.

Обратите внимание

Минфин и ФНС считают, что признать представительские расходы можно, если кроме первичных учетных документов, подтверждающих расходы, есть еще и первичный документ, где подтверждается, что затраты носили представительский характер.

Поскольку налоговая база по налогу на прибыль определяется нарастающим итогом с начала календарного года, то и сумма расходов на оплату труда, и, соответственно, предельный размер представительских расходов также определяются нарастающим итогом. Если вы не сможете полностью признать представительские расходы в текущем периоде, возможно, удастся признать их полностью по итогам следующего отчетного периода или за год.

Чтобы принять расходы к учету, они должны быть обоснованы и документально подтверждены в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса. Минфин и ФНС считают, что признать представительские расходы можно, если кроме первичных учетных документов, подтверждающих расходы, есть еще и первичный документ, где подтверждается, что затраты носили представительский характер. Такая позиция министерств изложена в письмах Минфина от 10 апреля 2014 года № 03-03-РЗ/16288 и ФНС от 8 мая 2014 года № ГД-4-3/8852.

Читайте также «Как отразить в бухучете переговоры с контрагентом»

Порядок признания

В компании должен быть издан приказ о представительских расходах, в котором установлены предельные размеры или нормативы отдельных видов представительских расходов. После каждого приема делегации ответственный за оформление представительских расходов должен составить отчет, который затем подписывает директор. В отчете нужно указать дату и место проведения приема, программу, список участников переговоров и сумму представительских расходов. Что же касается НДС, то сумму «входного» НДС по представительским расходам можно принимать к вычету только в части, относящейся к представительским расходам, признаваемым для целей налогообложения в соответствии с пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса.

Расходы в учете

Особого порядка учета расходов на проведение переговоров в бухгалтерском учете нет. Такие расходы, как правило, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности и в порядке, предусмотренном для отражения аналогичных затрат.


ПРИМЕР. УЧЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ

В I квартале 2017 года менеджеры по развитию компании провели переговоры, пообедали в ресторане с потенциальными заказчиками и заплатили за обед 141 600 руб., в том числе НДС – 21 600 руб.

Для того чтобы учесть стоимость представительского обеда в расходах, уточняем сумму расходов компании на оплату труда в I квартале. Она составила 950 000 руб.

Далее рассчитаем, на какую сумму представительские расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли в I квартале:

950 000 руб. × 4% = 38 000 руб.

Только 38 000 рублей можно учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли. Остальную сумму придется «покрыть» за счет прибыли.

Бухгалтерские проводки будут такими:

Дебет 26   Кредит 60
— 120 000 руб. (141 600 – 21 600) – отражены затраты на проведение официального обеда с потенциальными заказчиками;

Дебет 19   Кредит 60
— 21 600 руб. – отражен «входной» НДС со стоимости обеда;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС»   Кредит 19
— 8280 руб. (21 600 × 38 000 : 100 000) – принят к вычету «входной» НДС в части представительских расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли;

Дебет 09   Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 16 400 руб. ((120 000 руб. – 38 000 руб.) × 20%) – отражен отложенный налоговый актив в связи с представительскими расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль в I квартале, но возможными к признанию по итогам следующих периодов.

Журнал «Расчет»

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Заказать журнал

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA