Оценочные резервы на оплату отпусков

20.07.2017

Учет отпускных и начисленных с них сумм страховых взносов и взносов на «травматизм» производится с использованием резерва на оплату отпусков. В бухгалтерском учете это один из оценочных резервов, формируемых в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (малые предприятия оценочные резервы могут не формировать (п. 3 ПБУ 8/2010)).

Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков может быть признано, поскольку:

  • выплата отпускных – это обязанность, которую невозможно не исполнить;
  • в результате исполнения этой обязанности произойдет уменьшение экономических выгод;
  • величину резерва можно рассчитать.

Как рассчитать сумму оценочного обязательства

В ПБУ 8/2010 алгоритма расчета «отпускного» резерва нет. Поэтому порядок его расчета следует утвердить в учетной политике.

Возможны следующие варианты определения конкретного размера отчислений в оценочный резерв на оплату отпусков:

  • исходя из фактических размеров фонда оплаты труда за месяц;
  • по каждому сотруднику отдельно;
  • по подразделениям или по категориям сотрудников.

Для расчета понадобятся данные о количестве дней неиспользованного отпуска каждого сотрудника по состоянию на конец отчетного периода и график отпусков на предстоящий год.

Сумму обязательства по отпускным по состоянию на конец отчетного периода можно рассчитать так: количество дней неиспользованного отпуска каждого сотрудника умножить на его среднедневной заработок за 12 месяцев, предшествовавших отчетному периоду.

Среднедневной заработок рассчитывать исходя из всех начислений, учитываемых при расчете отпускных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922.

При этом не берется в расчет время и начисленные за это время суммы в случаях, когда работник:

  • получал пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам;
  • не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • не участвовал в забастовке, но при этом не имел возможности выполнять свою работу;
  • использовал дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;
  • находился в командировке или отпуске или в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы (или без оплаты).

Не учитываются также выплаты социального характера и другие выплаты, не относящиеся к оплате труда.

Сумма обязательства по страховым взносам определяется путем умножения суммы обязательств по отпускным на ставку страховых взносов и взносов «по травме».

При начислении страховых взносов сумма выплат в пользу каждого физического лица не должна превышать установленный лимит, при превышении которого фирмы, уплачивающие взносы по общей ставке, должны начислять дополнительные взносы на обязательное пенсионное страхование. На основании графика отпусков на текущий год следует оценивать, каким образом к моменту выплаты отпускных сотруднику будут начисляться с его доходов страховые взносы.

Начислять оценочное обязательство по оплате отпусков можно с периодичностью, принятой по своему усмотрению – например, ежеквартально. Тогда величину резерва нужно сравнивать с суммой, сформированной на конец предыдущего квартала и увеличенной на фактически выплаченные отпускные и страховые взносы. На полученную разницу увеличивать оценочное обязательство по отпускам.

Можно делать подобные расчеты не по каждому сотруднику, а, к примеру, по подразделениям, по уровню зарплат и т. д. В этом случае в расчет придется брать среднедневной заработок по подразделению (группе), рассчитанный из общего фонда оплаты труда и среднесписочной численности работников за 12 месяцев.

В сумму оценочного обязательства нужно включать и дополнительные отпуска.

Читайте также «Как рассчитать резерв на оплату отпусков»

Отражение в бухучете

При создании резерва «отпускные» расходы можно списывать только за счет этого резерва.

Сформированный резерв отражают на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Начисление сумм резерва производят по дебету счетов учета расходов, на которых учитывают зарплату работникам:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44…)   КРЕДИТ 96
— начислен оценочный резерв на оплату отпусков.

По мере ухода работников в отпуск бухгалтер начисляет отпускные, страховые взносы на ОПС, ОСС, ОМС и взносы на «травматизм» за счет резерва.

Проводки отражают по дебету счета 96 в корреспонденции со счетами 70 и 69:

ДЕБЕТ 96   КРЕДИТ 70
— начислены отпускные за счет резерва;

ДЕБЕТ 96   КРЕДИТ 69
— начислены страховые взносы на ОСС, ОПС, ОМС и взносы на «травматизм» за счет резерва.

В налоговом учете фирма может создавать резерв на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ), а может не создавать. Если в налоговом учете «отпускной» резерв не создается, то возникнут разницы и связанные с ними отложенные налоговые активы. Оформляется проводка:

ДЕБЕТ 09   КРЕДИТ 68
— сформирован отложенный налоговый актив (в сумме оценочного обязательства × 20%).

При фактическом начислении отпускных этот актив гасится:

ДЕБЕТ 68   КРЕДИТ 09
— погашен отложенный налоговый актив (на сумму начисленных отпускных и страховых взносов × 20%).


ПРИМЕР 1. НАЧИСЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВА НА ОПЛАТУ ОТПУСКОВ В БУХУЧЕТЕ

В налоговом учете ООО «Весна» резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не формирует. Предположим, по состоянию на 31 марта в бухгалтерском учете компании признано оценочное обязательство по выплате отпускных в сумме 50 000 руб.

В учете сделаны проводки:

ДЕБЕТ 20  КРЕДИТ 96
— 50 000 руб. – отражена сумма оценочного обязательства;

ДЕБЕТ 09  КРЕДИТ 68
— 10 000 руб. (50 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

Во втором квартале сотрудникам были начислены отпускные (вместе со страховыми взносами) в сумме 50 000 руб. и дополнительно признаны оценочные обязательства на оплату отпусков в сумме 100 000 руб.

В учете были сделаны проводки:

ДЕБЕТ 96   КРЕДИТ 70 (69)
— 50 000 руб. – начислены отпускные и страховые взносы;

ДЕБЕТ 68   КРЕДИТ 09
— 10 000 руб. (50 000 руб. × 20%) – списан отложенный налоговый актив;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 96
— 100 000 руб. – отражена сумма оценочного обязательства;

ДЕБЕТ 09   КРЕДИТ 68
— 20 000 руб. (100 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

Читайте также «Отпуск: особые случаи»

Резерв на оплату отпусков в налоговом учете

Если в налоговом учете резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ) не формировать, это может привести к тому, что в месяце массовых отпусков расходы фирмы резко возрастут. Это может привести к убытку по налогу на прибыль. Поэтому для равномерного отнесения расходов в налоговом учете есть смысл формировать этот резерв.

Обратите внимание

Если фирма формирует в налоговом учете резерв на оплату отпусков, то фактически начисленные отпускные и относящиеся к ним страховые взносы в расчете налоговой базы в течение всего налогового периода не участвуют. То есть в составе расходов учитываются предполагаемые, а не действительные затраты.

Если фирма приняла решение создавать этот резерв, то в учетной политике для целей налогообложения она должна утвердить:

  • предельную сумму отчислений;
  • способ резервирования;
  • ежемесячный процент отчислений.

Читайте также «Переходящие отпускные в налоговом учете»

Предельная сумма отчислений

Предельная сумма отчислений в резерв – это величина резерва, который организация планирует сформировать в отчетном году. В нее включаются:

  • суммы отпускных, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922;
  • страховые взносы, включая взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленные на отпускные;
  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на отпускные.

Способ резервирования

Расходы по созданию этого резерва включаются в состав расходов на оплату труда (п. 2 ст. 324.1 НК РФ). Они признаются ежемесячно (п. 4 ст. 272 НК РФ).

Ежемесячный процент отчислений

Процент отчислений в резерв рассчитывается по формуле.

Формула расчета процента отчислений в резерв

процент отчислений в резерв.jpg

Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда определяется исходя из всех предусмотренных системой оплаты труда выплат, участвующих в расчете среднего заработка, произведенных в пользу работающих по трудовым договорам, и суммы взносов на все виды обязательного социального страхования (без учета отпускных за год).

Сумма ежемесячных отчислений зависит от суммы фактических расходов на оплату труда, произведенных за месяц. Она рассчитывается по формуле.

Формула расчета суммы ежемесячных отчислений в резерв

размер ежемесячных отчислений в резерв.jpg


ПРИМЕР 2. РЕЗЕРВ НА ОПЛАТУ ОТПУСКОВ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

ООО «Блюз» производит расчет резерва на оплату отпусков исходя из плановых показателей:

— предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков – 100 000 руб.;

— сумма страховых взносов на ОСС, ОПС и ОМС – 30 000 руб. (100 000 руб. × 30%);

— сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 200 руб. (100 000 руб. × 0,2%);

— предполагаемая сумма расходов на оплату труда – 1 000 000 руб.

Ежемесячно бухгалтер будет формировать резерв на оплату отпусков в налоговом учете в размере 13,02% от суммы начисленных за месяц фактических расходов на оплату труда ((100 000 руб. + 30 000 руб. + 200 руб.) : 1 000 000 руб. × 100%).

Списание резерва в налоговом учете

Суммы отчислений в резерв на оплату отпусков на налоговую нагрузку фирмы влияют только в пределах налогового периода.

31 декабря нужно провести инвентаризацию резерва и определить (п. 3 ст. 324.1 НК РФ):

  • совокупный размер начисленного за год резерва;
  • сумму фактических расходов на оплату отпусков.

Фактические расходы могут превышать сумму резерва, например, из-за того, что на работу поступали новые сотрудники, которым предоставляли очередные оплачиваемые отпуска. Такое превышение нужно отнести в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль.


ПРИМЕР 3. ПЕРЕРАСХОД РЕЗЕРВА

В налоговом учете ООО «Звезда» за год сформирован резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в размере 150 000 руб. Фактически на оплату отпусков фирма израсходовала 165 000 руб. Разницу в размере 15 000 руб. (165 000 – 150 000) нужно включить в расходы на оплату труда 31 декабря.

Начисленная сумма резерва может превышать фактические расходы на оплату отпусков, к примеру, когда сотрудник не отгулял все дни причитающегося ему очередного оплачиваемого отпуска. Превышение суммы резерва над фактическими расходами включается во внереализационные доходы.

Если фирма не планирует формировать данный резерв в следующем году, то сумму превышения резерва над фактическими расходами можно учесть в доходах и этим ограничиться.

Если фирма планирует формировать резерв в дальнейшем, то неиспользованная часть сформированного в отчетном периоде резерва переносится на следующий год.

Перед этим нужно определить:

  • сколько дней отпусков не использовано;
  • какова средняя дневная сумма расходов на оплату труда работников, не использовавших отпуск;
  • какова общая сумма расходов, приходящаяся на неиспользованные отпуска. Эта сумма и представляет собой сумму резерва, которую можно перенести на следующий год.

ПРИМЕР 4. ПЕРЕНОС РЕЗЕРВА НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

На 31 декабря отчетного года в налоговом учете ООО «Блик» создан резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в размере 120 000 руб. Сумма фактически начисленных отпускных с учетом страховых взносов составила 100 500 руб. Остаток неизрасходованного резерва равен 19 500 руб. (120 000 – 100 500). Эту сумму при расчете налога на прибыль нужно включить во внереализационные доходы.

Инвентаризация показала, что не отгулял свой отпуск один из сотрудников. Величина оплаты неиспользованного отпуска, рассчитанная исходя из среднедневного заработка и количества неиспользованных дней отпуска, составила 19 000 руб.

Сумма страховых взносов и взносов «по травме» по совокупному тарифу составила 5738 руб. (19 000 руб. × (30% + 0,2%)).

24 738 руб. (19 000 + 5738) – это размер резерва, переносимого на следующий год.

Полученная величина больше остатка неизрасходованного резерва. Разница 5238 руб. (24 738 – 19 500) включается в расходы на оплату труда за отчетный год.

Обратите внимание

Даже если фирма формирует «отпускные» резервы и в бухгалтерском, и в налоговом учете, из-за разных правил формирования их суммы совпадать не будут.

Читайте также «Как по закону разделить отпуск на части»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное