Применение международных стандартов финансовой отчетности

07.07.2017

Минфин России разъяснил, как применять Международные стандарты финансовой отчетности в некоторых ситуациях при составлении консолидированной финансовой отчетности.

Составление консолидированной отчетности

Консолидированная финансовая отчетность – это систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности определяется вместе с другими организациями или иностранными организациями как группа. Консолидированную отчетность составляют в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 208­-ФЗ “О консолидированной финансовой отчетности”, далее – Закон № 208­-ФЗ).

Годовую консолидированную отчетность представляют не позднее 120 дней после окончания отчетного года. Промежуточную консолидированную отчетность составляют за первое полугодие отчетного года и представляют не позднее 60 дней после окончания первого полугодия (ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 7 Закона № 208-­ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли составлять промежуточную консолидированную отчетность в случае реорганизации юридического лица в течение года?

Читайте также «Переходим на МСФО. Последние изменения законодательства»

Консолидированная отчетность при реорганизации

В документе рассматриваются вопросы составления консолидированной отчетности при реорганизации юридических лиц в форме преобразования, слияния и присоединения.

Для целей составления отчетности Минфин России рассматривает организацию, возникшую после преобразования, не как вновь созданную, а как продолжающую деятельность реорганизованного правопредшественника. Поэтому правопреемник продолжает вести учет и составляет консолидированную отчетность за период реорганизации, как если бы он существовал непрерывно с момента создания правопредшественника. Не нужно составлять консолидированную отчетность на день, предшествующий дате государственной регистрации правопреемника, и на дату его государственной регистрации.

Если организация-­предшественник составляла отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности за период, предшествующий преобразованию, то правопреемник не применяет Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) 1 “Первое применение международных стандартов финансовой отчетности”.

Аналогично, при слиянии юридических лиц или при присоединении одного юридического лица к другому не нужно составлять консолидированную отчетность на день, предшествующий дате государственной регистрации реорганизации и на дату ее государственной регистрации.

При слиянии и присоединении возможны различные варианты составления правопреемником консолидированной отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности. При этом следует учесть:

  • осуществлял ли правопреемник до реорганизации контроль согласно Международным стандартам финансовой отчетности (IFRS) 10 “Консолидированная финансовая отчетность” в отношении организации, которая к нему присоединяется или с ним сливается;
  • продолжают ли эти организации находиться под контролем одних и тех же лиц.

Однако во всех вышеназванных случаях реорганизации в консолидированной отчетности правопреемника должна содержаться информация о произошедшей реорганизации.

Актуарные расчеты

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 “Вознаграждения работникам” устанавливает правила учета и раскрытия информации обо всех вознаграждениях работникам, кроме тех, для которых применяется Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 2 “Выплаты на основе акций”, и кроме выплат по программам вознаграждений работникам по Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 26 “Учет и отчетность по пенсионным программам”.

В частности, работникам могут быть выплачены вознаграждения по окончании трудовой деятельности – по соответствующим программам с установленными взносами* или с установленными выплатами**.

*Это программы вознаграждений по окончании трудовой деятельности, в рамках которых организация осуществляет фиксированные взносы в отдельную организацию (фонд) и не будет иметь каких-­либо юридических или обусловленных практикой обязательств по уплате дополнительных взносов, если активов фонда будет недостаточно для выплаты работникам всех вознаграждений.
**Это программы вознаграждений по окончании трудовой деятельности в организации, отличные от программ с установленными взносами.

Для оценки всех существенных обязательств по программам вознаграждений по окончании трудовой деятельности пункт 59 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 19 рекомендует, чтобы организация привлекала актуария, но не требует этого. Федеральный закон от 02.11.2013 № 293-­ФЗ “Об актуарной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 293-­ФЗ) также не устанавливает проведение обязательного актуарного оценивания в отношении объектов, предусмотренных Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 19.

Если же организация привлекла актуария, то необходимо помнить: указание в консолидированной отчетности на осуществление актуарных расчетов с привлечением актуария обосновано, только если актуарий соответствует требованиям Закона № 293­-ФЗ.

Аудитор Т.М. Прокофьева

Эксперт “НА” И.С. Сергеева

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное