Новые полномочия ФНС по контролю за уплатой НДС

16.06.2017

Эксперты отмечают существенный рост налоговых поступлений. Только за четыре месяца этого года ФНС удалось собрать почти на триллион рублей больше, чем годом ранее. Что изменилось, узнала Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП».

Улучшение администрирования и расширение полномочий налоговиков – совершенно очевидный и ясный тренд, который, безусловно, и дальше будет развиваться.

Государство работой налоговиков довольно, собираемость денег растет, а налоговая служба ищет новые области, где она может показать собственные достижения и усилить свое влияние.

Один из самых «дорогих» и крупных налогов, которые поступают в бюджет, – это налог на добавленную стоимость. По итогам I квартала 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года собираемость НДС увеличилась на 17 процентов. Почему?

Тотальный контроль за уплатой НДС

Государство установило тотальный контроль за уплатой НДС, и это привело к тому, что компании стали реже скрывать налог на добавленную стоимость. Почти все бизнес-процессы стали прозрачными, ревизорами теперь все отслеживается, так что «места для подвига» практически не осталось. Развивая этот успех, ФНС предложила Минфину расширить полномочия фискального ведомства по контролю за НДС и внести новые поправки в Налоговый кодекс (от 22 декабря 2016 г. № ЕД-4-15/24737 ФНС России и от 26 января 2017 г. № ЕД-4-15/1281@). Ревизоры хотят получить право требовать подтверждающие документы по всем необлагаемым операциям, перечисленным в статье 149 НК РФ. Вступление в силу этих изменений по администрированию НДС ожидается во второй половине 2017 года.

Рассмотрим подробнее, в чем суть этих грядущих изменений. Статья 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» содержит перечень направлений хозяйственной деятельности, не требующих начисления и уплаты НДС. Все виды деятельности в этой статье разбиты на три блока. Во-первых, это передача в пользование на возмездной основе площадей зарубежным компаниям и гражданам других стран, если они имеют аккредитацию для работы в РФ. Во-вторых, это блок о продаже различных наименований социально значимой продукции, куда входят изготовление лекарств, оказание медицинских услуг населению, образовательная деятельность и инвестиционные проекты в указанных областях (п. 2 ст. 149 НК РФ). Третий блок подразумевает вывод из-под НДС обособленной группы специфических операций. В пункте 3 статьи 149 НК РФ приведен перечень из 17 видов операций, которые не подлежат обложению НДС: реализация церквями предметов религиозного назначения, производство и продажа продукции, созданной людьми с ограниченными возможностями, операции кредитных учреждений, страховые услуги, организация лотерей, займы, выданные наличными или ценными бумагами, продажа жилых помещений россиянам и др.

Читайте также «НДС на недвижимость за границей»

Законные требования по НДС

ФНС в своих письмах Минфину (от 22 декабря 2016 г. № ЕД-4-15/24737 ФНС России и от 26 января 2017 г. № ЕД-4-15/1281@) предлагает изменить Налоговый кодекс так, чтобы ревизоры могли законно требовать любые документы и пояснения по всем не облагаемым НДС операциям. Для этого государству нужно просто дополнить пункт 6 статьи 88 НК РФ. Поправки также направлены на разграничение: что следует относить к льготам, а что – к необлагаемым операциям. В первом случае ревизоры будут вправе требовать документы и пояснения, во втором – нет. Но уже сейчас налоговики могут контролировать льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Льгота – это преимущество категории налогоплательщиков. К этой категории можно отнести столовые школ, церкви, организации инвалидов и др. (п. 2 ст. 149 НК РФ). Все эти организации не платят НДС с реализации, однако любой инспектор вправе потребовать у них документы и пояснения. При этом фискалы не вправе требовать дополнительную информацию у компаний, чьи операции не облагаются НДС (займы, спортивные лотереи, реализация жилья и др.). Именно этот пробел, по мнению налоговиков, нужно ликвидировать.

Читайте также «Заполнение документов на подтверждение льготы по НДС»

Камеральные проверки по НДС

ФНС в своем письме от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@ рекомендует инспекторам проводить камеральные проверки деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС (п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ), с применением нового риск-ориентированного подхода. При таких проверках контролеры должны будут учитывать уровень налогового риска, присвоенный Системой управления рисками АСК «НДС-2», а также результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС, выясняя, правомерно ли компанией были применены льготы. У фирм будут требовать пояснения об операциях, по которым они применили преференции.

Обратите внимание

17% на столько увеличилась собираемость НДС в I квартале 2017 года по сравнению с 2016 годом.

Коммерсанты будут вправе представить запрашиваемую информацию в виде реестра подтверждающих документов, а также список и формы типовых договоров, применяемых ими при осуществлении операций по соответствующим кодам. Если компания не представляет реестр или отправит его не по рекомендуемой форме, то налоговики запросят документы в полном объеме.

Наполняемость бюджета

Цель и задача этих действий – повысить наполняемость бюджета и получить больший контроль над бизнесом. Полагаю, что конечная цель ревизоров – изучить вопрос, как действуют те организации, у которых есть льготы по НДС или чьи операции до сих пор не облагались налогом, а затем перевести эти виды бизнеса в какую-то форму, облагаемую налогом. На данном этапе, если предложения фискалов будут приняты Минфином, а такая вероятность высока, компаниям предстоит проделывать больше работы по предоставлению контролерам документов и пояснений. В этой ситуации в свободном от НДС бизнесе произойдет «чистка рядов» – из него уйдут те, кого в первую очередь привлекает возможность не платить НДС, а значит появится больше прозрачности в рядах тех, кто останется. Как эти новшества повлияют на бизнес-климат и как работа налоговой скажется на доходах ИП и бюджета, покажет время. 

Читайте также «Как отвечать на требования о пояснениях по НДС»

Комментарий эксперта

Рассказывает Павел Тимохин, руководитель отдела бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру»: «В пункте 3 статьи 149 НК РФ приведен перечень операций, которые не подлежат налогообложению НДС. Но конкретика и ясность по вопросу понятия льготы при камеральной проверке по НДС озвучена лишь в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33 “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость”. В частности, проблеме предоставления документов при камеральной проверке посвящен пункт 14. Акцент делается на понятие налоговой льготы, и ВАС отсылает нас к пункту 1 статьи 56 НК РФ.

Пленум ВАС дает понятие льготы и приводит формулировку: льготой признаются преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. И приводится пример организаций, которые осуществляют определенные виды деятельности.

После выхода письма Минфина и ФНС от 26 января 2017 года налоговикам дано указание четко придерживаться объема истребуемых документов при проведении камеральных проверок по НДС, в которых отражены не облагаемые налогом операции в соответствии со статьей 149 НК РФ. И понятие “льгота” при запрашивании документов определяется в соответствии с пунктом 14 Пленума ВАС РФ “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость” № 33 от 30 мая 2014 года. С выходом письма и вводом такого понятия, как риск-ориентированный подход камеральных проверок, сузится объем запрашиваемых ревизорами бумаг».

Журнал «Расчет»

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Заказать журнал

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное